Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления) в составе:
в отсутствие представителя Карачаево-Черкесской Республиканской ГБПОО
"Многопрофильный технологический колледж" (далее - Заказчик), в отсутствие представителя Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган);
в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя П (далее - Заявитель, ИП П),
надлежащим образом извещенных уведомлением от 29.05.2024 N ИМ/1194/24, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы Заявителя,
рассмотрев жалобу ИП П на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0179200001924000251 "Поставка акустического оборудования для ЦОПП" (далее - закупка, электронный аукцион) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ИП П на действия Заказчика при проведении закупки.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, Заказчиком при размещении извещения о проведении закупки нарушены требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; обязать Заказчика отменить протоколы итогов, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 03.06.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось в 16:00 ч. 04.06.2024.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП П, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
24.05.2024 в 15:51 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован электронный аукцион N 0179200001924000251 "Поставка акустического оборудования для ЦОПП" (извещение о проведении электронного аукциона - 24.05.2024 в 15:51 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта - 442 360, 00 рублей.
В извещении о проведении закупки предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 24.05.2024 в 15:51 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 28.05.2024 в 09:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу жалобы Заказчик при описании объекта закупки использовал код ОКПД2, вместо кода КТРУ, подходящего под описание характеристик.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Закона о контрактной системе соответственно.
Комиссией Управления установлено, что в извещении о проведении закупки, Заказчик по позиции 3 "Микрофонная радиосистема" применил код ОКПД2 24.40.41.000 - микрофоны и подставки для них. В описании объекта закупки, что является приложением к извещению о проведении закупки, Заказчиком указано конкретное наименование товара, но отсутствует код КТРУ по наименованию закупаемого оборудования.
При этом Комиссией Управления установлено, что по закупаемому Заказчиком оборудованию присутствуют позиции в Каталоге товаров, работ и услуг, которые являются действующими, бессрочными и обязательными к применению.
Комиссией Управления установлено, что Заказчик при описании объекта закупки по позиции 3 "Микрофонная радиосистема" использовал частично характеристики товара, включенные в позицию КТРУ 26.40.31.190-00000029
"Радиосистема".
Таким образом, Заказчиком при формировании извещения необходимо было выбрать из перечня КТРУ наиболее релевантные позиции и руководствоваться их описанием по ассортименту закупаемого товара. Использование кода ОКПД2 вместо кода КТРУ свидетельствует о намерении Заказчика обойти требования законодательства относительно применения КТРУ.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Тем не менее, Заказчиком установлено ограничение согласно постановлению Правительства от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации" (далее - Постановление
N 878).
В соответствии с п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Комиссией Управления установлено, что код КТРУ закупаемых позиций входят в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по Постановлению N 878, действующими нормами права не установлено, что в случае, если имеются для одного вида товаров несколько позиций кодов КТРУ, то приоритетными (то есть фактически подлежащими обязательному применению) являются те позиции, которые содержат описание товара, работы, услуги, перед теми, которые такого описания не содержат. Напротив, из системного толкования положений Закона о контрактной системе и Постановления N 145 следует, что позиции кодов КТРУ на один вид товаров являются равно применимыми и заказчикам надлежит выбирать тот код КТРУ, который максимально соответствует их потребности в рамках осуществляемой закупки.
Более того, на заседание Комиссии Управления Заказчик явку представителя не обеспечил, доказательств, опровергающих довод жалобы не предоставил.
Таким образом, позиция закупаемого товара при проведения закупки имелась в КТРУ, Заказчик при описании объекта закупки неправомерно использовал код ОКПД2, вместо кода КТРУ, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком, описание объекта закупки сформировано под одного производителя, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Параметры, установленные в описании объекта закупки, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в техническом задании. Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Согласно описанию объекта закупки по позиции 4 объекта закупки содержит следующую информацию - "Микрофонная радиосистема"; Код по ОКПД2 26.40.41.000: Микрофоны и подставки для них. Заказчиком установлено требуемое значение показателя "Радиочастотный диапазон" - 592 - 611.8 Мегагерц.
Заявитель полагает, что по вышеуказанному показателю, закупаемого объекта, соответствует товар единственного производителя марки "Volta".
Установление данных характеристик исключает возможность участникам закупки предложить альтернативный товар.
Более того, на заседание Комиссии Управления Заказчик явку представителя не обеспечил, документов и сведений, позволяющих прийти к выводу о том, что совокупности характеристик соответствует товар двух и более производителей не предоставил.
Таким образом, действия Заказчика, описавшего товар под единственного производителя нарушают требования п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
1. Согласно п. 2 ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных аукционов - не менее семи дней.
Комиссией Управления установлено, что в единой информационной системе Заказчиком установлен документ от 24.05.2024 N ИИ2 "Изменение извещения о проведении электронного аукциона". Однако дата окончания подачи заявок осталась неизменна, а именно 28.05.2024.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования п. 2 ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
На заседании Комиссии Управления установлено, что извещение о проведении закупки не содержит ограничения допуска товаров в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Однако, согласно описанию объекта закупки, Заказчиком закупаются следующие товары:
1) "Акустическая система" с кодом КТРУ - 26.40.31.190-00000011, которому соответствует код по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности 26.40.31.190 - Микрофоны и подставки для них (далее - ОКПД2); "Микшерный пуль" с кодом КТРУ - 26.40.31.190-00000027, которому соответствует код ОКПД2 26.40.31.190 - Аппаратура для воспроизведения звука прочая;
2) "Микрофонная радиосистема" с кодом ОКПД2 26.40.41.000.
Комиссией Управления установлено, что коды ОКПД2, 26.40.31.190, 26.40.41.000 включены в производственные группы музыкальных инструментов и звукового оборудования.
Тем не менее в нарушение п. 6 Постановления N 617, а именно музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню согласно приложению, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота), выше указанные коды ОКПД2 включены в разные производственные группы.
Код ОКПД2 - 26.40.31.190 "Аппаратура для воспроизведения звука прочая" включена в группу "Звуковое оборудование", код ОКПД2 - 26.40.41.000
"Микрофоны и подставки для них" включена в группу "Микрофоны".
Таким образом действия Заказчика нарушают требования ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Понамарева Михаила Дмитриевича обоснованной.
2. Признать в действиях Карачаево-Черкесской Республиканской ГБПОО
"Многопрофильный технологический колледж" нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23,
п. 1 ч. 2 ст. 42, ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Карачаево-Черкесской Республиканской ГБПОО
"Многопрофильный технологический колледж", Комиссии Карачаево-Черкесской Республиканской ГБПОО "Многопрофильный технологический колледж", Управлению Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок, оператору электронной площадки "РТС-тендер" предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системы.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 4 июня 2024 г. N 009/06/106-77/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024