Резолютивная часть решения оглашена 31.05.2024
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон N 44-ФЗ) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сорго" (далее - заявитель, общество, ООО "Сорго") на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Гусь-Хрустальная центральная районная больница" (N закупки 0128200000124002680) в открытом заседании в присутствии представителя уполномоченного органа - Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области _ (доверенность от 09.01.2024 N 2), представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Гусь-Хрустальная центральная районная больница" _ (доверенность от 24.05.2024 N 2504/01тое).
30.05.2024 в соответствии с частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 31.05.2024.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-358 /2024 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Гусь-Хрустальная центральная
районная больница" (N закупки 0128200000124002680).
Заявитель полагает, что заказчиком в извещении допущены нарушения, а именно некорректно описаны требования и характеристики шовного материала. Заказчику к поставке по позиции 1-5 требуется нить хирургическая (Кетгут). нить хирургическая, кетгутовая, простая, которая соответствует единственному производителю ООО "Полититехмед".
Заказчиком, в нарушение пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила) не обоснована необходимость использования дополнительных характеристик.
Заказчику надлежало установить требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе копий действующих регистрационных удостоверений на закупаемые медицинские изделия.
На основании изложенного, заявитель просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Представитель заказчика возражал против доводов, представленных в жалобе, при этом пояснил, что установленные требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара являются потребностью заказчика. Представитель заказчика сообщил, что существует как минимум два различных производителя, продукция которых соответствует требованиям описания объекта закупки (ООО "МГиК", ООО "Политехмед").
Представитель уполномоченного органа пояснил, что нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок со стороны Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.05.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Гусь-Хрустальная центральная районная больница" (N закупки 0128200000124002680).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе включить в извещение электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения.
В соответствии с приложением N2 к извещением заказчиком осуществлено описание объекта закупки.
Из пояснений заказчика следует, что указанные характеристики товара были установлены из специфики медицинской деятельности, оказываемой ГБУЗ ВО "Гусь-Хрустальная ЦРБ", а именно, "При проведении операций используются иглы хирургические различных размеров и конфигураций, при определенных операциях более одной одновременно. Шовный материал в наборе с иглами хирургическими в одной стерильной упаковке является необходимым элементом в экстренной работе, это сокращает время, которое бывает критичным.
Кроме того, применение указанных нитей и игл продиктовано методикой наложения швов при проведении некоторых специфических операций. Когда при использовании технологии вшивания медицинского изделий в виде трубочки последовательно используются две иглы: атравматическая и хирургическая".
Таким образом, заказчик самостоятельно определил параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Косвенным фактом отсутствия ограничения конкуренции является тот факт, что на участие в закупке было подано три заявки от участников электронного аукциона.
Таким образом, довод заявителя является необоснованным.
2. В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункта 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее постановление Правительства от 10.07.2019 N878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком при описании объекта закупки были применены позиции КТРУ (указанные в описании объекта закупки), а также, дополнительные характеристики.
В качестве обоснования применения указанных характеристик было указано "Характеристики товара, указанные в КТРУ, не в полной мере соответствуют необходимым характеристикам. Заказчик использует подробные характеристики".
Таким образом, заказчиком исполнены требования пункта 6 постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
3. В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Следовательно, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
В соответствии с пунктом 3.3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" заказчиком установлено требование о предоставление в составе заявки на участие в закупке копий регистрационных удостоверений или номеров реестровых записей сайта государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
В рамках внеплановой проверки Владимирским УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в приложение N2 к извещению установлена одна их характеристик товара- "полная рассасываемость нити", где участник закупки должен указать конкретное значение показателя.
Исходя из регистрационных удостоверений, на указанный заказчиком товар, указанный показатель товара является диапазонным.
Таким образом, заказчиком сформировано значение данного показателя в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, на участие в данной закупке поступило 3 заявки от участников закупки, тем самым указанное основание не повлекло ограничений количества участников.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Сорго" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Гусь-Хрустальная центральная районная больница" (N закупки 0128200000124002680)
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной торгов об устранении нарушении Законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, так как выявленное нарушении не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Исп. _
тел.8-4922-53-39-54, вн.033-125
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 31 мая 2024 г. N 033/06/33-358/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024