Резолютивная часть оглашена
30.05.2024 г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: председатель комиссии:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) обращение ГКУ СО "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик, ГКУ СО УКС) о включении сведений об ООО СК "Факел" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки по объекту: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство детского отделения N 5 Самарской психиатрической больницы в Промышленном районе г.Самары по адресу: ул.Воронежская, д.11а" (извещение N 0142200001321032167, начальная (максимальная) цена контракта - 174 652 093,24 руб.) (далее - Закупка)
в присутствии представителей от Заказчика, Общества с надлежаще оформленными доверенностями,
У С Т А Н О В И Л А:
24.02.2022 между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Проектирование и строительство детского отделения N 5 Самарской психиатрической больницы в Промышленном районе г.Самары по адресу: ул.Воронежская, д.11а" (далее - Контракт).
В соответствии с условиями Контракта Подрядчик принял на себя обязательства выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с Техническим заданием и проектно-сметной документацией в сроки, указанные в Контракте и в Графике выполнения строительно-монтажных работ (пункты 1.2, 4.1, 5.4.21 Контракта).
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Контракта срок производства работ: с момента заключения Контракта до 30.11.2023, при этом работы осуществляются поэтапно: сроки выполнения этапов работ определены графиком выполнения строительно-монтажных работ.
В соответствии с пунктом 4.2 Контракта Подрядчик в срок не позднее пяти рабочих дней до даты, установленной в графике выполнения строительно-монтажных работ обязан:
направить письмом и (или) электронной почтой Заказчику уведомление о необходимости приступить в приемке результата Работ;
подготовить результаты Работ к сдаче Заказчику с комплектом необходимой исполнительной документации в соответствии с требованиями действующего законодательства.
По состоянию на 13.05.2024 стоимость исполненных подрядчиком обязательств составляет 72 344 240, 52 руб., что составляет 41,45%.
Выплаченный в соответствии с пунктом 2.6 Контракта авансовый платеж в размере 102 365 627, 97 руб., в установленный контрактом срок (30.11.2023) не погашен.
Таким образом, Подрядчик обязательства по Контракту в полном объеме не исполнил.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктом 9.3 контракта Заказчиком 13.05.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 13.05.2024, соответственно, вступило в силу 24.05.2024.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно представленным пояснениям Общества "При производстве работ на объекте были обнаружены многочисленные замечания к проекту, которые требовали изменения и согласования с Заказчиком, неучтенные дополнительные работы, без согласования которых невозможно было производить дальнейшие работы.
Данные обстоятельства нашли отражение в многочисленных письмах, направленных в адрес Заказчика.
Кроме того, в связи с проведением СВО и введением экономических санкций в отношении России возникла необходимость в замене оборудования на иностранные аналоги.
Существенное увеличение стоимости строительных материалов в 2022-2023 годах и уход с рынка ряда импортных производителей привели к приостановке поставки материалов и оборудования на объект и как следствие к неизбежности замены отдельных позиций оборудования и материалов инженерных систем, крепежных изделий и строительной химии.
Вместе с тем, с целью подтверждения проектных решений по несущей способности пожарной безопасности необходимо подтверждение ГАУ СО "Государственная экспертиза проектов в строительстве" по проекту, в связи с чем 28 ноября 2023 г. между ООО "СК "Факел" и ГАУ СО "Государственная экспертиза проектов в строительстве" был заключен Договор N 0344ПД 25613-23 на оказание услуг по проведению повторной государственной экспертизы проектной документации по объекту: "Проектирование и строительство детского отделения N 5 Самарской психиатрической больницы в Промышленном районе г. Самары по адресу: ул. Воронежская, дом 11а".
Заключение государственной экспертизы датировано 24 апреля 2024 г., в связи с чем до данного времени нарушения срока исполнения Контракта со стороны ООО "СК "Факел" не было.
ООО "СК "Факел" действуя добросовестно и в соответствии с действующим законодательством, уведомил Заказчика о приостановке работ на Объекте до получения положительного заключения повторной государственной экспертизы, что подтверждается письмами N 1461 от 26.12.2023 г. (вх. N 6119 от 27.12.2023 г.) и N 2 от 29.02.2024 г. (вх. N 824 от 29.02.2024 г.).
Кроме того, в данных письмах, ООО "СК "Факел" просил заключить дополнительное соглашение об изменении п. 3.1. Контракта, а именно срока производства работ и Приложения N 2 "График выполнения строительно-монтажных работ", однако ответов на данные письма от заказчика не поступало.
В нарушение обязательств, установленных п.п. 1.2., 2.6. Контракта аванс Заказчиком был перечислен Подрядчику не 27.03.2022, а только 25.05.2022, что составило 59 дней просрочки платежа".
Вышеприведенные обстоятельства не позволяют сделать однозначный вывод о недобросовестном поведении Общества при исполнении контракта.
Согласно представленным пояснениям и документам, Общество прилагало усилия для выполнения взятых на себя обязательств, выполняло работы по контракту, что Заказчиком не отрицается.
Ранее обращений в отношении ООО СК "Факел" в Самарское УФАС России не поступало.
Заказчик на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не настаивает.
В единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту а) пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Информацию об ООО СК "Факел" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 4 июня 2024 г. N РНП-63-139
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024