Резолютивная часть оглашена
04.06.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Базис" (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам конкурса с ограниченным участием в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Организация подъездного пути к коттеджному посёлку Юбилейный, расположенному в селе Черноречье Волжского района Самарской области в части кадастрового квартала 63:17:0803008" (извещение N 0142200001320014804, начальная (максимальная) цена контракта - 16 580 310,88 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Подрядчик не исполнил надлежащим образом обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
19.11.2020 г. МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области и ООО "Базис" заключили контракт N 31-МК-У1/2020 (далее - Контракт).
Согласно разделу 1 Контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить проектно-изыскательские работы по объекту: "Организация подъездного пути к коттеджному посёлку Юбилейный, расположенному в селе Черноречье Волжского района Самарской области в части кадастрового квартала 63:17:0803008" в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области проектирования и строительства, техническим заданием (Приложение N I к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и па условиях, предусмотренных Контрактом. Срок выполнения работ по Контракту в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2) со дня заключения контракта до 7 декабря 2020 года (пункт 4.1 Контракта в редакции дополнительного соглашения от 25.05.2020 N 1).
Как следует из графика выполнения работ (Приложение N 2 к дополнительному соглашению N 1) в срок до 07.12.2020 г. должны быть выполнены: инженерно-геодезические испытания, инженерно-геологические испытания, инженерно-экологические испытания, ППТ, ПМТ, разработка проектной документации и до 30 июня 2021 года получение положительного заключения государственной экспертизы.
В соответствии с пунктом 3.4 Контракта окончательный расчет по оплате этапов, требующих получения положительного заключения экспертизы, производится в течение 30 календарных дней со дня получения положительного заключения государственной экспертизы па последний этап работ, выполняемый в рамках Контракта и требующий прохождения экспертизы.
Согласно пунктам 5.3.11, 8.3. Контракта результатом выполненных работ являются: проектная документация, включая сметную документацию и результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение Государственной экспертизы.
Согласно пояснениям Заказчика:
"По состоянию на 13.05.2024 г. ООО "Базис" обязательства по Контракту не исполнены, результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы Заказчику не переданы. В связи с отсутствием положительного заключения государственной экспертизы Заказчик не может воспользоваться результатом работ в той мере, в которой он мог бы рассчитывать при получении положительного заключения экспертизы, подтверждающего выполнение работ в соответствии с требованиями законодательства и Контракта.
Также, документы об исполнении какого-либо этапа работ Заказчику предоставлялись несвоевременно, кроме того контрактом не предусмотрена возможность использования Заказчиком части выполненных Подрядчиком работ.
Согласно п.6.9 Контракта (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 25 ноября 2020 года) в целях обеспечения гарантийных обязательств по Контракту Подрядчик представляет Заказчику обеспечение гарантийных обязательств в форме банковской гарантии или путем внесения денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, находящимися во временном распоряжении Заказчика.
Подрядчик предоставляет обеспечение гарантийных обязательств на сумму 1 658 031,09 руб.
Согласно разделу 13 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством РФ и условиями контракта.
В соответствии с пунктом 13.8. Контракт Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В связи с вышеизложенным, на основании статьи 715 ГК РФ, Закона о контрактной системе, пунктом 13.8 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта".
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
13.05.2024 г. решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 24.05.2024 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из представленных Обществом пояснений следует:
"1. В обоснование доводов МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области указывает на то, что "ООО "Базис" обязательства по Контракту не исполнены, результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы Заказчику не переданы."
Согласно пункту 10 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются па соответствующий период просрочки заказчика.
ООО "Базис" вынуждено пояснить, что подготовленная проектная документация, включая результаты инженерных изысканий передается для прохождения государственной экспертизы на этапе полностью согласованного Заказчиком проекта, предварительно согласованного Технического задания и передачи Заказчиком Подрядчику всех необходимых исходных данных, а также совершения Заказчиком действий, направленных на содействие Подрядчику в выполнении Контракта.
Однако, даже на момент подготовки настоящего Отзыва Заказчик не предоставил Подрядчику необходимые исходные данные, также нет окончательного проекта выполнения работ и согласованного по нему итогового Технического задания.
ООО "Базис" неоднократно сообщало Заказчику об обстоятельствах, выявленных в процессе выполнения Кондрата, зависящих от действий Заказчика и влияющих на возможность его исполнения - исх.392.1 от 21.06.2021 г., вх.1825/1/УТ от 22.06.2021 г., исх.N 605 от 27.10.2021 г. , вх.N 3246/уг от 28.10.2021 г.).
26.05.2021 г., часть работ Подрядчиком была выполнена и сдана Заказчику по Накладной N1. От Заказчика замечаний по разработанной документации в адрес Подрядчика не поступило.
21.06.2021 г. исх.N 392.1 ООО "Базис" сообщает что, согласно указаний Заказчика, необходимо разрешить вопрос о строительстве мостов и корректировке плана трассы.
27.10.2021 г. исх. 605 ООО "Базис" сообщает Заказчику об обстоятельствах, влияющих на исполнение и сроки исполнения: 1) Техническим заданием не предусмотрено строительство мостов; 2) подъездные пути не имеют примыкания к поселку; 3) о пересечении газопровода: об изменении сроков с учетом дополнительных работ.
31.03.2022 г. исх.199 за сроками выполнения Контракта Заказчик сообщает, что 29.03.2022 г. произошел очередной выбор трассы и ООО "Базис" необходимо оказать содействие в подготовке документов для получения технических условий в ФКУ "ПОВОЛЖУПРАВТОДОР".
На 17.06.2022 г. вопросы о строительстве мостов, внесении изменений в Контракт по срокам его выполнения и т.п. Заказчиком оставлены без ответа, в связи с чем исх. 425 (2 том дела) ООО "Базис" сдает выполненные работы Заказчику совместно с отчетными документами (2том дела) и требует произвести оплату фактических выполненных работ.
Таким образом, предоставить Заказчику положительное заключение экспертизы в сроки, установленные Контрактом, невозможно в силу отсутствия добросовестных действий со стороны самого Заказчика.
2. В обоснование доводов МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области указывает на то, что "документы об исполнении какого-либо этапа работ Заказчику предоставлялись несвоевременно".
Однако, действующая редакция Контракта не предусматривает сдачу работ по этапам. Результаты работ, переданные Заказчику 26.05.2021 г. и 17.06.2022 г., были получены Заказчиком. Подрядчику отказ от приемки и замечания по работам направлены не были.
3. В обоснование доводов МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области указывает на то, что "обязательство по обеспечению гарантийных обязательств не исполнено".
Условиями Контракта в п.3 редакции Дополнительного соглашения N1 от 25.11.2020 г. предусмотрено, что Подрядчик предоставляет обеспечение гарантийных обязательств на любом этапе исполнения.
Таким образом, учитывая, что срок действия Контракта определен моментом полного исполнения обязательств, то со стороны Подрядчика нет нарушений указанного обязательства.
4. В обоснование доводов МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области указывает на то, что "денежные средства в размере 507 500,00 рублей до настоящего времени не возвращены".
Сумма в размере 507 500,00 рублей, перечисленная Заказчиком по платежному поручению N1111 о г 21.12.2020 г. с назначением платежа "Опл.за вып.раб. по ПИР Организ.подъезд.пути кот.п.Юбилейный сч51от09.12.20АВР27от07.12.20кон31МК-УГ/2020 от 19.11.20Налог не уплачивается", учтена Подрядчиком в счет оплаты фактических выполненных работ, что также отражено в ЕИС. Данное обстоятельство не свидетельствует о недобросовестности со стороны Подрядчика. Денежные средства поступили на законных основаниях по инициативе Заказчика.
5. В обоснование доводов МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области указывает на то, что "Заказчиком проводилась работа по оказанию иного содействия Подрядчику на получение необходимой документации, соответствующих разрешений, согласований, что подтверждается письмами".
ООО "Базис" не может согласиться с таким утверждением МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области. Как указано выше, Заказчиком письменно неоднократно совершались действия в рамках Контракта по изменению проекта (трассы, схем объекта).
В рамках гражданского дела, рассматриваемого в Арбитражном суде Самарской области NА55-30288/2022 г. в возражениях на исковое заявление Заказчик указывал на документы от 14.07.2022 г. N3931 ФКУ "ПОВОЛЖУПРАВТОДОР"; предоставлял письмо от 24.11.2023 г. N06-14/2666 в адрес Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области с указанием на то, что подтверждение расчета начальной стоимости ПИР получены 08.11.2023 г., Технические условия получены 11.07.2023 г.
На день подготовки настоящего отзыва, Заказчик не предпринял никаких действий для устранения причин, являющихся основанием для приостановления работ (отсутствие технического задания, отсутствие дополнительного соглашения к Контракту об изменении объема работ, стоимости работ и сроков выполнения работ), о чем Подрядчик письменно уведомил Заказчика исх.N 228 от 02.04.2024 г. (вх. N910/УГ от 02.04.2024 г.)
Таким образом, подтверждения тому, что Заказчик своевременно, заблаговременно в рамках сроков выполнения работ по Контракту содействовал Подрядчику - нет. Есть подтверждение обратного, прошедшее оценку в судебном порядке.
Кроме того, со стороны Подрядчика 26.01.2023 г. исх. 38 было направлено в адрес Заказчика предложение расторгнуть Контракт по соглашению сторон. 07.02.2023 г. исх. N75, Заказчик ответил отказом.
В соответствии с п. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Основанием для возникновения обязательства по оплате выполненных работ является сдача их результата Заказчику (ст. 702. 711, 746 ГК РФ).
Таким образом, невыполнение сроков Контракта вызвано исключительно отсутствием со стороны Заказчика однозначных единых решений, неоднократным изменением исходных данных, отсутствием полного объема исходных данных и разумного взаимодействия с Подрядчиком.
ООО "Базис", считает, что МБУ "УГЖКХ" Волжского района Самарской области не оказывало должного, разумного содействия в исполнении Контракта, а также, не предоставляя исходные данные, фактически лишило Подрядчика, возможности выполнить Контракт в срок. Как следствие действий/бездействий Заказчика. Подрядчик не имеет возможности (отсутствие необходимых данных (в т.ч. решения о мостовом переходе, новые изыскания, оценка выкупа земельных участков, находящихся в собственности и т.п.) получить окончательный результат Контракта - инициировать государственную экспертизу и получить положительное заключение.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта не обоснованно. Необоснованность Решения является основанием для отказа в удовлетворении обращения о включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
На основании изложенного, Комиссия Самарского УФАС России не находит законных оснований для удовлетворения требования о включении ООО "Базис" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением государственного контракта N 31-МК-У1/2020 от 19.11.2020 г.
Учитывая, что Подрядчиком выполнен значительный объем работ по контракту, а также факт отсутствия сведений об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не усматривает в действиях Общества однозначных признаков уклонения от исполнения контрактом.
Кроме того, в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Ранее в Самарское УФАС России обращений о рассмотрении вопроса о включении ООО "Базис" не поступало.
ООО "Базис" вело активную переписку с Заказчиком в процессе исполнения контракта, однако Заказчик предоставлял ответы не на все письма Общества (письма от 21.06.2021 г. исх.N 392.1, от 27.10.2021 г. исх. 605), так на 17.06.2022 г. вопросы о строительстве мостов, внесении изменений в Контракт по срокам его выполнения Заказчиком оставлены без ответа.
Заказчик не направил замечания или отказ от принятия работ, переданным Обществом Заказчику 26.05.2021 г., 17.06.2022 г. по накладным.
Из представленных документов и сведений однозначно не следует, что работы по контракту не выполнены в установленные контрактом сроки по вине подрядчика.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представителем ООО "Базис" заявлено, что решение об одностороннем расторжении данного контракта в настоящий момент обжалуется в судебном порядке.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Самарского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Самарского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно подпункту а) пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, Комиссия, проведя оценку действий ООО "Базис" приходит к выводу о совершении Подрядчиком необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ООО "Базис" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Базис" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 июня 2024 г. N РНП-63-147
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024