Резолютивная часть оглашена
03.06.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МКУ г.о.Самара "Центр информационно-хозяйственного обеспечения" (далее - Заказчик, МКУ ЦИХО) о включении сведений об ООО "АКСИДА ПРИНТ" (далее - Общество, Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники (извещение N 0342300000124000087, начальная (максимальная) цена контракта - 150 000, 00) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, Общества с надлежаще оформленными полномочиями,
УСТАНОВИЛА:
28.02.2024 между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт на оказание услуг N 0087 (далее - Контракт), согласно которому Исполнитель обязуется в соответствии с условиями Контракта, Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к настоящему Контракту) оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники (далее - Услуга), а Заказчик обязуется, в пределах максимального значения цены Контракта, что составляет 150 000 (Сто пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается на основании ст. 346.11 Налогового Кодекса РФ. Заказчик, в свою очередь, принял на себя обязательство принять и оплатить оказанные услуги на условиях Контракта.
Согласно пункту 3.3.1. Контракта Исполнитель обязан оказать услуги лично с надлежащим качеством в объемах, предусмотренных Описанием объекта закупки и Перечнем цен единиц услуг в установленные сроки и сдать оказанные услуги Заказчику в порядке, установленном в разделе 4 Контракта
В соответствии с пунктом 4.1. и пунктом 4.2. Приложения N 1 к Контракту "Описание объекта закупки. Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту оргтехники" (далее - Описание объекта закупки) услуги оказываются по заявке Заказчика переданной Исполнителю по электронной почте в течение 5 (пяти) рабочих дней, со дня получения соответствующей заявки от Заказчика.
Пунктом 4.3. Описания объекта закупки предусмотрено, что в случае несоблюдения Исполнителем сроков оказания услуг, установленного в пункте 4.2. Описания объекта закупки, Исполнитель обязан в течение одного рабочего дня предоставить Заказчику работоспособную оргтехнику.
Непредставления/несвоевременного предоставления подменной оргтехники является ненадлежащим исполнением условий контракта, влекущим за собой применение мер ответственности предусмотренных условиями Контракта.
Согласно пункту 4.3. Контракта Исполнитель в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня со дня оказания услуг формирует и размещает в ЕИС подписанный электронной подписью по правилам установленным действующим законодательством Российской Федерации структурированный документ о приемке, с приложением надлежащим образом оформленных документов для расчета указанных в пункте 2.7. настоящего Контракта, и иных документов необходимых в рамках исполнения Контракта. Документы для расчета (за исключением структурированного документа о приемке) и иные документы Исполнитель может предоставить Заказчику на бумажном носителе по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, д. 135 в указанный срок.
Согласно пояснениям Заказчика "Исполнителем неоднократно нарушались вышеуказанные условия исполнения Контракта, что привело к невозможности своевременного, более одного месяца, обеспечения органов местного самоуправления работоспособной оргтехникой. При этом у Заказчика отсутствует возможность на время ремонта неисправной техники и оборудования обеспечить рабочие места сотрудников органов местного самоуправления на аналогичную работоспособную технику.
Данные обстоятельства подтверждаются уведомлениями о нарушении условий муниципального контракта от 15.03.2024 N 134, от 22.03.2024 N 144, от 27.04.2024 N 188, мотивированными отказами от приемки оказанных услуг от 28.03.2024 N 156, от 16.04.2024 N 172, от 19.04.2024 N 178.
Нарушение со стороны Исполнителя условий Контракта об оказании услуг с надлежащим качеством, в части технического обслуживания и ремонта оргтехники, сроков оказания услуг, сроков предоставления всех необходимых документов для приёмки оказанных услуг, ненадлежащее оформление предоставленных документов для приёмки оказанных услуг привело к невозможности своевременного, более одного месяца, обеспечения органов местного самоуправления работоспособной оргтехникой".
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с вышеизложенным на основании пунктов 1, 2 статьи 523 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закон о контрактной системе, пункта 9.2 Контракта Заказчиком 22.04.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В срок, установленный Законом о контрактной системе, а именно 27.04.2024, Исполнитель устранил нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта на оказание услуг от 22.04.2024, в связи с чем Заказчиком было принято Решение об отмене решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта на оказание услуг, извещение о котором было размещено в ЕИС 02.05.2024.
Однако, Исполнитель продолжил нарушать обязательства по контракту, что подтверждается уведомлением от 27.04.2024 N 188, мотивированным отказом от приемки оказанных услуг от 07.05.2024 N 202/1.
Заказчиком 16.05.2024 повторно было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта на оказание услуг.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 16.05.2024, соответственно, вступило в силу 28.05.2024.
В соответствии с разделом 5 Контракта "Ответственность сторон" Заказчиком неоднократно в отношении Исполнителя применялись меры ответственности в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту, что подтверждается требованиями об оплате неустойки (штрафов и пени) от 22.03.2024 N 145, от 15.04.2024 N 171, от 19.04.2024 N 179, от 25.04.2024 N 185, от 16.05.2024 N 213, от 24.05.2024 N 222, которые Исполнителем не оспаривались и были оплачены в полном объеме.
В претензионной переписке Заказчиком подробно указывались условия Контракта, которые были нарушены Исполнителем, однако Исполнитель не предпринимал надлежащих и своевременных мер по устранению выявленных нарушений и недопущению их впоследствии.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно устным пояснениям директора Общества при исполнении Контракта Общество руководствовалось положениями ранее заключенных с Заказчиком контрактов, которые не предусматривали предоставление подменной техники в случае невозможности ремонта техники в установленные контрактом сроки.
При этом, Обществом услуги по ремонту техники оказывались надлежащим образом, в ходе ремонта возникали непредвиденные случаи необходимости замены или ремонта деталей оргтехники.
08.05.2024 Общество не смогло забрать оргтехнику у Заказчика в связи с перекрытием уличного движения в непосредственной близости к месту нахождения заказчика в связи с проведением праздничных мероприятий.
Однако, данные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Общества при оказании услуг по Контракту.
Довод Общества о том, что ранее заключенными с заказчиком контрактами не предусматривалась поставка подменной оргтехники не может быть принят во внимание, поскольку, подавая заявку на участие в закупке, Общество могло и должно было с должной внимательностью ознакомиться с положениями извещения и приложений к нему.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению контракта Исполнителем, в адрес антимонопольного органа не представлено.
Заказчик настаивает на включении ООО "Аксида Принт" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Следует отметить, что целями деятельности Заказчика является техническое, хозяйственное, информационно-коммуникационное обеспечение деятельности Главы г.о. Самара, первых заместителей главы г.о. Самара, заместителей главы городского округа - руководителей отраслевых (функциональных) органов Администрации г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, её отраслевых (функциональных) органов.
Своими действиями (бездействием) Общество нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, а также обеспечение публичных интересов.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ООО "Аксида Принт" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "Аксида Принт" (ИНН6316181516, КПП 631801001; адрес регистрации:443063, Самарская область, г.о.Самара. вн.р-н Советский, г.Самара, проезд Балхашский, д.34, ком.106), сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителе: Аксенов Сергей Александрович (ИНН 631625862484) в реестр недобросовестных поставщиков*.
2. Исключить информацию об ООО "Аксида Принт", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 июня 2024 г. N РНП-63-142
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024