Резолютивная часть оглашена
03.06.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ФГБОУ ВО СамГМУ (далее - Заказчик, Университет) о включении сведений об ИП Долинян Г.Р. (далее - Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки по объекту: Текущий ремонт тротуарной дорожки и устройство газона на территории Клиник ФГБОУ ВО Сам ГМУ Минздрава России, по адресу: г. Самара, пр. Карла Маркса, 165 "Б" (Извещение N 0342100011824000208, начальная (максимальная) цена контракта 1 307 361,02 руб.) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Между Заказчиком и ИП Долинян Г.Р. заключен государственный контракт N ГК341кл от 17.04.2024 (далее - Контракт) на текущий ремонт тротуарной дорожки и устройство газона на территории Клиник ФГБОУ ВО Сам ГМУ Минздрава России, по адресу: г. Самара, пр. Карла Маркса, 165 "Б".
В соответствии с условиями пункта 4.1.1 Контракта срок выполнения работ составляет с момента заключения - до 30.04.2024.
Пунктом 6 Технического задания определено, что до начала выполнения работ Подрядчик обязан представить Заказчику оригинал приказа о назначении ответственного за организацию производства работ на объекте, их качество, а также ответственных по объекту за пожарную безопасность и технику безопасности, список рабочего персонала и инженерно-технических работников своей организации с указанием фамилии, имени, отчества, должности, паспортных данных, места регистрации и фактического их проживания.
Из материалов обращения следует, что 18.04.2024 в адрес Заказчика поступило письмо от ИП Долинян Г.Р. (исх.43 от 18.04.2024) с просьбой обеспечить доступ на территорию Университета специалистам и технике. В тексте письма отсутствовала ссылка на номер Контракта, не у всех работников полностью заполнены паспортные данные, отсутствовали адреса фактического проживания. В письме указан фактический и юридический адреса ИП Долинян Г.Р., не соответствующие адресу, указанному в пункте 11 Контракта, адрес регистрации старшего прораба - Долинян Г.Р. также не соответствует указанному в Контракте. Кроме этого, в сведениях о легковом транспорте отсутствовали полные данные государственных регистрационных знаков на а/м Тойота LC Prado (отсутствовали буквенные знаки), что значительно затрудняет работу по пропуску автотранспорта на территорию Университета. В ответном письме 1230/40-23-1995 от 25.04.2024 Заказчик указал на вышеупомянутые недостатки, попросил дополнить необходимую информацию и направить письмо повторно.
18.04.2024 в адрес Университета поступило письмо от ИП Долинян Г.Р. (исх.44 от 18.04.2024) в котором последний назначил ответственного за пожарную безопасность - бригадира Ходжаева С.А. Аналогично предыдущему обращению - в письме также отсутствовала ссылка на номер Контракта, в письме был указан фактический и юридический адреса ИП Долинян Г.Р., не соответствующий указанному в пункте 11 Контракта. Заказчиком было направлено письмо 1230/40-23-1994 от 25.04.2024, в котором просил подтвердить полномочия ответственного за пожарную безопасность лица. ИП Долинян Г.Р. Просьбу Заказчика оставил без удовлетворения.
18.04.2024 в адрес Университета поступило письмо (исх.45 от 18.04.2024), в котором ИП Долинян Г.Р. просил предоставить схемы, необходимые для выполнения работ, перечень исполнительной документации, а также согласовать график выполнения работ. Аналогично вышеперечисленным обращениям - в письме также отсутствовала ссылка на номер Контракта, в письме был указан фактический и юридический адреса ИП Долинян Г.Р., не соответствующий указанному в пункте 11 Контракта. В ответном письме 1230/40-23-1996 от 25.04.2024 Университет предоставил всю запрашиваемую информацию, а также обратил внимание на необходимость предоставить перед началом работ оригинал приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность и оформленный, пронумерованный и прошитый надлежащим образом журнал производства работ (согласно п.23 технического задания Контракта). Просьба Университета осталась без удовлетворения со стороны ИП Долинян Г.Р.
26.04.2024 в адрес Университета поступило письмо (исх.46 от 26.04.2024), в котором ИП Долинян Г.Р. указывал, что ему не предоставлены сведения, запрашиваемые ранее в письме 45 от 18.04.2024, а также жаловался на бездействие сотрудника инженерной службы - Скворцова А.В. Доводы ИП Долинян Г.Р. указанные в письме являются безосновательными. Запрашиваемая информация направлена ИП Долинян Г.Р. посредством электронной почты 27.04.2024. В проведении рабочего совещания, в том числе на объекте ремонта, никто не отказывал. Работники инженерной службы постоянно находятся на своих рабочих местах в рабочее время. Проведению работ никто не препятствовал. В направленных ответах не указывалось о запрещении проведения работ.
26.04.2024 в адрес Университета поступило письмо (исх.46 от 26.04.2024), в котором ИП Долинян Г.Р. предоставил уточненные данные на рабочих и технику своей организации, а также приложил копию приказа 48 от 17.04.2024 о назначении бригадира Ходжаева С.А. ответственным за пожарную безопасность.
27.04.2024 Университетом была подготовлена претензия о неисполнении обязательств по Контракту. После получения претензии ИП Долинян Г.Р. к работам не приступил.
02.05.2024 в адрес Университета поступило письмо (исх.48 от 02.05.2024), в котором ИП Долинян Г.Р. сообщал о том, что предоставил все необходимые документы для начала работ, а образцы материалов будут предоставлены Заказчику без указания срока их предоставления. К работам ИП Долинян Г.Р. не приступал.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
15.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
20.05.2024 в адрес Заказчика поступило письмо (исх.50 от 17.05.2024), в котором ИП Долинян Г.Р. просит предоставить доступ специалистам и технике с 20.05.2024 по 10.06.2024. В ответе от 22.05.2024 Заказчик указал, что по состоянию на 20.05.2024 Подрядчик к работам не приступил.
21.05.2024 на территорию Клиник Университета заехал экскаватор CAT 3459АХ63 и зашли двое специалистов ИП Долинян Г.Р. в сопровождении Долинян Г.Р. Вышеуказанный экскаватор не указан в письме о допуске.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 16.05.2024, соответственно, вступило в силу 28.05.2024.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно пояснениям Общества "Заказчик задерживал ответы на направленные письма Исполнителя.
17.04.2024 Исполнителем был назначен бригадир ответственным за пожарную безопасность, что подтверждается Приказом N 048 от 17.04.2024.
В соответствии с п. 3 Технического задания к Контракту перед началом работ, в течение 3 календарных дней после подписания контракта, Подрядчик должен согласовать с Заказчиком график производства работ.
18.04.2024 Исполнителем был направлен График производства работ в адрес Заказчика
Исполнитель закупил весь необходимый материал для выполнения работ по условиям Контракта.
18.04.2024 Исполнителем было направлено Письмо N 45 в адрес Заказчика, согласно которому Исполнителем были запрошены у Заказчика вышеуказанные документы, а также согласованный график производства работ по контракту (приложение N 1 к настоящему письму).
Также на основании п. 6.1.5 контракта, в вышеуказанном письме Подрядчик, просил Заказчика дать разъяснение по указанному в приложении N 1 к контракту перечню исполнительной документации, предоставляемой подрядчиком, а именно: какой акт скрытых работ (наименование, вид работ) необходимо предоставить Заказчику. Ввиду коротких сроков выполнения работ по вышеуказанному контракту, Подрядчик просил Заказчика предоставить указанную информацию в кратчайший срок.
Однако, ответы на заданные вопросы Исполнителем в письмах, направленных в адрес Заказчика, со стороны Заказчика так и не поступили.
18.04.2024 Исполнителем было направлено Письмо N 43 в адрес Заказчика, согласно которому Исполнитель просил обеспечить Заказчика доступ к объекту специалистам Исполнителя. В вышеуказанном Письме Исполнитель указал сведения в отношении работников, которые будут выполнять работы.
18.04.2024 Исполнителем было направлено Письмо N 44 в адрес Заказчика, согласно которому Исполнитель уведомил Заказчика о назначении ответственного специалиста по пожарной безопасности, а также уведомил Заказчика о том, что общий контроль выполнения работ по условиям Контракта Долинян Г.Р. оставляет за собой.
26.04.2024 Исполнителем было направлено Письмо N 46 в адрес Заказчика, согласно которому Исполнитель уведомил Заказчика, что до настоящего момента исполнитель не имеет возможности начать работы по вышеуказанному контракту, т.к. Заказчиком не предоставлено исполнителю (письмо 45 от 18.04.2024):
- схема/план (чертеж) с привязками к местности "текущего ремонта тротуарной плитки" для определения фактического места и объема выполнения работ
- схема/план (чертеж) с привязками к местности "восстановления газона" для определения фактического места и объема выполнения работ;
- согласованный график производства работ по контракту.
Также Исполнитель в вышеуказанном Письме уведомил, что Скворцов А.В., указанный в п. 1.3. Контракта, как ответственное должностное лицо Заказчика, при неоднократных переговорах по телефону отказывался указать исполнителю место и объем выполнения работ по контракту, отказывался от проведения рабочих совещаний, при этом, не сообщая оснований таких действий.
Таким образом, Исполнитель не имел возможности начать работы по условиям Контракта в установленный срок в связи с тем, что должностные лица Заказчика не разъясняют место, порядок и объем определенных контрактом работ".
Однако, данные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Подрядчика при выполнении работ по Контракту.
По состоянию на 03.06.2024 Подрядчик к выполнению работ по Контракту не приступил.
Образцы материалов, предполагаемых к использованию при выполнении работ, Подрядчиком Заказчику не представлены.
Доказательства недопуска работников на территорию Университета для выполнения работ по Контракту с даты заключения контракта до 21.05.2024 в антимонопольный орган ИП Долинян Г.В. не представлены.
Какие-либо действия, направленные на оказания услуг по контракту, в срок, отведенный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе для устранения допущенных нарушений условий контракта, Обществом не осуществлялись.
Доказательств обратного в материалы обращения Подрядчиком не представлено.
Заказчик на включении информации об ИП Долинян Г.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) настаивает.
В рассматриваемом случае Подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
В результате непредусмотрительного поведения подрядчика, повлекшего ненадлежащее исполнение обязательств, Заказчик лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта.
ИП Долинян Г.Р., являясь профессиональным участником рынка строительных услуг, должен был принять все необходимые меры для выполнения работ в установленные контрактом сроки, однако не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Подрядчика выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Индивидуальном предпринимателе Долиняне Геворге Рубеновиче (ИНН 638207373633, ОГРНИП 319631300097850; адрес регистрации: 445007, Самарская область, г. Тольятти, ТЕР. СНТ Айва, Д.58) в реестр недобросовестных поставщиков*.
2. Исключить информацию об Индивидуальном предпринимателе Долиняне Геворге Рубеновиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 июня 2024 г. N РНП-63-145
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024