Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Врио заместителя руководителя, М.А. Грицай, члены Комиссии - заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина, главный специалист-эксперт, Е.М. Хоменко (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ФедералПресс" на действия заказчика - Красноярского городского Совета депутатов (далее - заказчик) при проведения открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по подготовке, размещению и визуальному раскрытию для пользователей информации в свободном доступе информационных сообщений (новостей) о событиях и фактах, связанных с деятельностью Красноярского городского Совета депутатов, его органов и депутатов, на главной странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (сети Интернет)" (далее - электронный конкурс), размещенного на электронной площадке АО "ТЭК-Торг", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ФедералПресс" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного конкурса, размещенного на электронной торговой площадке АО "ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119300035324000015.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении электронной процедуры требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, оператору электронной площадки было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу лично присутствовал представитель заказчика, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия. Явку своего представителя на указанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил, направив в адрес Красноярского УФАС России документы, подтверждающие полномочия лиц, в отсутствие направления в адрес Красноярского УФАС России каких-либо ходатайств, при наличии доказательств надлежащего уведомления о месте и времени проведения указанного заседания Комиссии.
Из доводов жалобы следует, что заказчиком ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, поскольку из описания объекта закупки невозможно просчитать потенциальные затраты исполнителя на оказание услуг надлежащего качества.
Представитель заказчика с доводами жалобы в письменных пояснениях не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на формирование положений извещения о проведении электронного конкурса в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и фактической потребностью заказчика.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по проведению электронного конкурса с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 411 000,00 рублей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании анализа положений извещения о проведении электронного конкурса, сформированных с использованием ЕИС при заполнении экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также при прикреплении электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком осуществляется закупка на оказание услуг по подготовке, размещению и визуальному раскрытию для пользователей информации в свободном доступе информационных сообщений (новостей) о событиях и фактах, связанных с деятельностью заказчика, его органов и депутатов, на главной странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (сети Интернет).
Комиссия установила, что согласно пункту 1.1 приложения N 2 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении электронного конкурса заказчиком, помимо прочих условий, указано следующее:
"Исполнитель в течение трех рабочих дней начиная со дня, следующего за днем заключения контракта предоставляет заказчику сведения о наименовании и доменном адресе сайта в сети Интернет, на главной странице которого будут размещаться информационные сообщения (новости) заказчика (далее - сайт исполнителя).
Каждое информационное сообщение (новость), кроме подготовки, размещения и визуального раскрытия на главной странице сайта исполнителя, подлежит дополнительному размещению и визуальному раскрытию на главных страницах 5 (пяти) иных сайтов в сети Интернет. В связи с этим в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих за днем заключения муниципального контракта, заказчик передает исполнителю перечень иных сайтов, а исполнитель в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих за днем предоставления заказчиком вышеуказанного перечня, подтверждает возможность размещения и визуального раскрытия информационных сообщений (новостей) в соответствии с техническим заданием заказчика на сайтах, перечень которых передан заказчиком. При этом понятие и определение сайта должно соответствовать понятию и определению сайта, указанным в настоящем приложении.
В ходе исполнения контракта исполнитель по согласованию с заказчиком может осуществлять в перечне иных сайтов замену одного или нескольких сайтов".
Согласно пункту 5.2.1 проекта муниципального контракта (приложение N 5 к извещению о проведении электронного конкурса) заказчик обязан "в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих за днем заключения настоящего контракта передать исполнителю перечень 5 (пяти) иных сайтов в сети Интернет, на которых дополнительно будет осуществляться размещение и визуальное раскрытие каждого информационного сообщения.".
При этом согласно проекту муниципального контракта (приложение N 5 к извещению о проведении конкурса) Исполнитель обязан:
- по пункту 5.1.1 проекта муниципального контракта "В течение 3 (трех) рабочих дней начиная со дня, следующего за днем заключения настоящего контракта предоставить Заказчику сведения о наименовании и доменном адресе сайта в сети Интернет, на главной странице которого будет осуществляться размещение и визуальное раскрытие информационных сообщений";
- по пункту 5.1.2 проекта муниципального контракта "В течение 3 (трех) рабочих дней начиная со дня, следующих за днем предоставления Заказчиком перечня 5 (пяти) иных сайтов в сети Интернет, на которых дополнительно будет осуществляться размещение и визуальное раскрытие каждого информационного сообщения, подтвердить возможность размещения и визуального раскрытия информационных сообщений (новостей) в соответствии с техническим заданием на сайтах, перечень которых передан Заказчиком";
- по пункту 5.1.3 проекта муниципального контракта "Согласовать с Заказчиком замену одного или нескольких сайтов, указанных в подпункте 5.1.2 настоящего пункта".
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам услуги, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение о проведении электронного конкурса требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этом извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Проанализировав положения извещения о проведении электронного конкурса, Комиссия установила, что требование о дополнительном размещении и визуальном раскрытии на главных страницах 5 (пяти) иных сайтов в сети Интернет каждого информационного сообщения (новости), предъявляется на стадии исполнения контракта. При этом исполнитель обязан подтвердить возможность размещения и визуального раскрытия информационных сообщений (новостей) в соответствии с техническим заданием на сайтах, перечень которых передан заказчиком, а в случае невозможности такого размещения условиями извещения о проведении электронного конкурса предусмотрена возможность согласовать с заказчиком замену одного или нескольких таких сайтов, следовательно, имеется возможность заменить все сайты, перечень которых передан заказчиком.
В связи с чем, передаваемый заказчиком исполнителю перечень иных сайтов, на котором дополнительно размещается и визуально раскрывается каждое информационное сообщение (новость), не является императивно определенным перечнем и подлежит согласованию сторонами контракта при его исполнении. Доказательств обратного Комиссии в материалы проверки не представлено.
Следовательно, участнику закупки, потенциальному исполнителю предоставлена возможность просчитать экономическую целесообразность участия в рассматриваемой электронной процедуре, вопреки утверждению подателя жалобы об обратном.
Также Комиссией приняты во внимание следующие письменные пояснения заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Уставом города Красноярска, принятым решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62 (далее по тексту - Устав города Красноярска), заказчик является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления, в связи чем при осуществлении своей деятельности в том числе должен руководствоваться требованиями БК РФ, поскольку является получателем средств местного бюджета - бюджета города Красноярска, а также требованиями Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Статьей 4 Федерального закона от 09.02.2009N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", помимо прочего, установлено, что основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются:
- открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления;
- достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
- свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в частности предусматривается, что доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться путем обнародования (опубликования) указанными органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации.
При этом к основным требованиям при обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления помимо прочего в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" относится учет расходов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, при планировании бюджетного финансирования указанных органов.
В соответствии со статьей 34 БК РФ эффективность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 54 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
Таким образом при осуществлении закупки (в том числе при описании объекта закупки) заказчик руководствовался вышеуказанными требованиями законодательства Российской Федерации, а также требованиями к описанию объекта закупки, которые установлены статьей 33 Закона о контрактной системе, следовательно, рассмотренный выше довод подателя жалобы о неправомерном формировании заказчиком описания объекта закупки не находит своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Комиссией по существу.
В отношении довода подателя жалобы о том, что рассмотренное выше требование в описании объекта закупки влечет ограничение конкуренции, Комиссия сообщает следующее.
Положения статьи 6 Закона о контрактной системе устанавливают, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Более того, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Из документов, представленных заказчиком, следует, что при формировании описания объекта закупки и обосновании начальной (максимальной) цены контракта на оказание услуг, являющихся объектом закупки, заказчиком были направлены запросы генеральному директору ООО "ТЕЛЕСФЕРА", директору Красноярского филиала АО ИД "Комсомольская правда", директору - главному редактору МАУ "ИЦ "Городские новости" и получены коммерческие предложения с подтверждением возможности оказания услуг, являющихся объектом закупки, на условиях, указанных в описании объекта закупки. Таким образом, заказчик, будучи участником гражданских правоотношений, добросовестно исходил из наличия на момент проведении закупки на рынке предложений об оказании услуг, являющихся объектом закупки, на условиях, указанных в описании объекта закупки.
Кроме того, учитывая положения статей 780, 783, пунктов 1, 2 статьи 706, пункта 1 статьи 313, 403 ГК РФ, а также положения извещения о проведении электронного конкурса, руководствуясь тем, что ни положениями извещения о проведении электронного конкурса, ни законодательством Российской Федерации, ни иными правовыми актами, регулирующими оказание услуг, являющихся предметом закупки, не установлено требование о необходимости личного (непосредственного) оказания услуг, Комиссия отмечает, что установление в извещении о проведении электронного конкурса при описании закупки информации о том, что каждое информационное сообщение (новость), кроме подготовки, размещения и визуального раскрытия на главной странице сайта исполнителя, подлежит дополнительному размещению и визуальному раскрытию на главных страницах 5 (пяти) иных сайтов в сети Интернет, не может само по себе являться основанием для признания указанного условия в качестве влекущего ограничение конкуренции.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что заявленный подателем жалобы довод не находит своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы Комиссией по существу.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "ФедералПресс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии М.А. Грицай
Члены Комиссии Е.А. Шмыгина
Е.М. Хоменко
Исп.Хоменко Е.М.
тел.8(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 мая 2024 г. N 024/06/106-1541/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024