Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - врио заместителя руководителя, М.А. Грицай, члены Комиссии - заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина, главный специалист-эксперт, Е.М. Хоменко (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Дорожник" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление автомобильных дорог по Эвенкийскому муниципальному району" (далее - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение всего комплекса работ по текущему ремонту улично-дорожной сети и искусственных сооружений на ул. Автодорожников в п. Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер",
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Дорожник" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300228524000005.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении электронной процедуры требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. Заказчику, оператору электронной площадки было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик, податель жалобы не обеспечили. Заказчик представил в адрес Красноярского УФАС России ходатайство о проведении указанного заседания Комиссии в отсутствие своих представителей. Податель жалобы каких-либо ходатайств в адрес Красноярского УФАС России не направил, при наличии доказательств его надлежащего уведомления о месте и времени проведения указанного заседания Комиссии. Из доводов жалобы следует, что заказчиком ненадлежащим образом составлен проект контракта, а именно:
- пунктом 5.1.3 проекта контракта предусмотрено условие о представлении подрядчиком надлежащим образом оформленной технической, исполнительной и отчетной документации (акты и исполнительные схемы скрытых работ), при этом подателю жалобы не понятно чему должны соответствовать исполнительные схемы;
- Приложением N 6 к контракту предусмотрено в качестве исполнительной производственно-технической документации, составляемой в процессе выполнения работ и сдачи работ (в зависимости от вида дорожных работ), составление актов освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций, при этом подателю жалобы не понятно по каким образцам и по каким параметрам оформлять данные документы.
Также податель жалобы отмечает, что, по его мнению, при текущем ремонте исполнительная документация не ведется, кроме того, в контракте отсутствует конкретный перечень, какие работы по текущему ремонту для заказчика являются скрытыми;
- пунктом 5.1.6. проекта контракта предусмотрено право заказчика осуществлять контроль над исполнением подрядчиком обязательств по контракту, однако участнику закупки не понятно что входит в контроль со стороны заказчика и какие действия заказчик будет совершать проводя контроль;
- пунктом 4.2.7 проекта контракта установлена обязанность подрядчика до начала производства работ согласовать, изготовить и установить за свой счет в начале и в конце участка производства работ информационный щит размером не менее 1,2 х 2,5 м. Податель жалобы отмечает, что возмещение затрат на изготовление, транспортировку, установку и демонтаж данных щитов (2 шт) локально-сметным расчетом не предусмотрено, а также может повлиять на начало выполнения работ по контракту;
- при формировании проекта контракта в действиях заказчика податель жалобы усматривает нарушение требований части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку заказчик, использовав типовой контракт, по своему усмотрению включил в него дополнительные условия. Заказчик с доводами жалобы в письменных пояснениях не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на формирование положений извещения о проведении электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по проведению электронного аукциона с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 1 823 200,00 рублей.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы:
- проект контракта.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок. Такие типовые условия установлены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2023 N 572 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений" (далее - Постановление N 572).
Податель жалобы указывает, что между проектом контракта и типовыми условиями, утвержденными Постановлением N 572, имеются разночтения, а именно: заказчик по своему усмотрению включил в него дополнительные условия. Вместе с тем, Комиссией установлено при детальном анализе и сопоставлении условий проекта контракта с типовыми условиями, утвержденными Постановлением N 572, что такие условия не вступают в противоречие с друг другом, фактически тождественны друг другу, что свидетельствует об использовании заказчиком типовых условий, утвержденных Постановлением N 572.
Более того, пунктом 83 типовых условий, утвержденных Постановлением N 572, прямо предусмотрено, что в контракт могут включаться иные условия, если эти условия не противоречат законодательству Российской Федерации, следовательно, сами по себе действия заказчика по включению в проект контракта иных условий, не предусмотренных Постановлением N 572, но не вступающих в противоречие с законодательством Российской Федерации, не нарушают требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, вопреки утверждению подателя жалобы об обратном. Пунктом 5.1.3 проекта контракта предусмотрено право заказчика требовать от подрядчика представления надлежащим образом оформленной технической, исполнительной и отчетной документации (акты и исполнительные схемы скрытых работ, акты входного контроля материалов, паспорта и сертификаты на используемые материалы), первичные документы, подтверждающие выполнение предъявляемых к сдаче объемов работ (путевые листы, общий журнал работ, товаротранспортные накладные, счета-фактуры и так далее). Пунктом 5.1.6. предусмотрено право осуществлять контроль над исполнением подрядчиком обязательств по контракту, в том числе за организацией и ведением работ, а также за объемом, сроками и качеством выполнения работ и используемых материалов. Комиссия отмечает, что вышеуказанные условия проекта контракта о правах заказчика по своему содержанию не противоречат пунктам 32 и 61 типовых условий, утвержденных Постановлением N 572, а также основаны на норме статьи 101 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией установлено, что в приложении N 1 к проекту контракта в пункте 15.45. указан Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.05.2023 N-344/пр "Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства", Приложением N3 к которому является форма (рекомендуемый образец) акта освидетельствования скрытых работ, в пункте 4 которого прямо поименованы исполнительные схемы и чертежи. Утверждение подателя жалобы о том, что при выполнении работ по текущему ремонту исполнительная документация не составляется, прямо опровергается содержанием ГОСТ Р 58442- 2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика" (далее - ГОСТ Р 58442-2019), согласно области применения которого он распространяется на автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения и устанавливает требования к проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, текущем ремонте (ремонте) автомобильных дорог. В приложении N 1 к проекту контракта в пункте 12.11. указан ГОСТ Р 58442-2019, пунктом 3.12. которого определено, что исполнительной документацией является текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, по мере завершения определенных в проектной документации работ. Пункты 3.4. и 3.5. ГОСТ Р 58442-2019 также содержат определения строительного контроля заказчиком и подрядчиком. Кроме того, положения ГОСТ Р 58442-2019 содержат подробную информацию о порядке, объемах, составе работ, требованиям, результатам, формам и содержанием отчетов по строительному контролю.
Таким образом, в рассматриваемой части участнику закупки, исходя из положений извещения о проведении электронного аукциона, с учетом содержания ГОСТ Р 58442-2019 и Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16.05.2023 N- 344/пр, предоставлена возможность, во-первых, установить необходимость составления исполнительной документации в рамках выполнения работ по контракту, в том числе, форму актов и исполнительных схем скрытых работ, во-вторых, установить информацию о порядке, объемах, составе работ, требованиям, результатам, формам и содержанием отчетов по строительному контролю в рамках пункта 5.1.6 проекта контракта. Следовательно, в рассматриваемой части доводы подателя жалобы признаются Комиссией необоснованными. Пунктом 1.5 Приложения N 6 к проекту контракта к исполнительной производственно- технической документации, составляемой в процессе выполнения работ и сдачи работ (в зависимости от вида дорожных работ), отнесено, в том числе, составление актов освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций. Комиссией установлено, что Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 16.05.2023 N-344/пр "Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" в Приложении N 3 содержит форму акта освидетельствования скрытых работ, в Приложении N 4 содержит форму акта освидетельствования строительных конструкций. Следовательно, поскольку упоминание об указанном приказе имеется в пункте 15.45 приложения N 1 к проекту контракта, то участнику закупки предоставлена возможность установить условия и форму указанных документов, которые необходимо оформлять в процессе выполнения работ и сдачи работ (в зависимости от вида дорожных работ).
Таким образом, рассматриваемые действия заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Пунктом 4.2.7 проекта контракта установлена обязанность подрядчика до начала производства работ согласовать, изготовить и установить за свой счет в начале и в конце участка производства работ информационный щит размером не менее 1,2 х 2,5 м. Утверждение подателя жалобы о том, что возмещение затрат на изготовление, транспортировку, установку и демонтаж данных щитов (2 шт) локально-сметным расчетом не предусмотрено, признается Комиссией несостоятельным, поскольку сводным сметным расчетом (Приложение N 7 к проекту контракта) предусмотрена оплата непредвиденных расходов в количестве 1.5 % от суммы контракта с оплатой по факту их выполнения, в рамках которой возможна оплата изготовления и установки информационных щитов. Кроме того, согласно пунктов 4.3.3. и 4.4.2.
ОДМ 218.6.019-2016 "Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по организации движения и ограждению места производства работ" на месте проведения ремонтных работ должен быть установлен информационный щит, содержащий информацию об объекте работ, до начала производства работ на объекте должна быть согласована схема организации движения и ограждения места производства работ.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Из приведенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Вместе с тем, податель жалобы не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии и не предоставил объективных доказательств, свидетельствующих о том, что данным условием заказчик ограничил круг участников электронного аукциона, либо установление указанного требования не позволяет определить потребность заказчика и сформировать заявку на участие в электронном аукционе. При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что довод подателя жалобы о наличии признаков нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в рассматриваемых действиях заказчика является необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки действий заказчика при проведении электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссия
установила
следующее. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. Во исполнение указанного требования Правительством РФ было принято постановление N 2571 от 29.12.2021 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
На основании анализа положений извещения о проведении электронного аукциона, сформированных с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также путем прикрепления электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком были определены требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N2571, а именно: "наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию". При этом, пунктом 3 Постановление N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения к Постановлению N2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей. Комиссия отмечает, что объектом закупки является выполнение всего комплекса работ по текущему ремонту улично-дорожной сети и искусственных сооружений на ул. Автодорожников в п. Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края, следовательно, работы по ремонту автомобильных дорог выполняются для муниципальных нужд, при этом начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 823 200,00 рублей.
Таким образом, учитывая вышеприведенные обстоятельства, действия заказчика по установлению к участникам закупки дополнительных требований в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N2571 нарушают требования пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку требования позиции 18 приложения к Постановлению N2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения муниципальных нужд превышает 5 млн. рублей. Вышеуказанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Дорожник" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В целях устранения допущенного нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, прав и законных интересов участников закупки выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме не менее, чем на 3 дня, начиная со дня размещения извещения о проведении электронного аукциона.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.А. Шмыгина Е.М. Хоменко Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144
2024-9192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 мая 2024 г. N 024/06/106-1552/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024