Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Врио заместителя руководителя, М.А. Грицай, члены Комиссии - старший государственный инспектор, М.А. Косенко, главный специалист-эксперт, Е.М. Хоменко (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Южно-Уральский центр снабжения" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Канская межрайонная детская больница" (далее - заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинского изделия: Монитор пациента многофункциональный (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "ЕЭТП",
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Южно-Уральский центр снабжения" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке АО "ЕЭТП" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319200064424000104.
Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении электронного аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу. В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу. До начала заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу от подателя жалобы поступило в адрес Красноярского УФАС России ходатайство о предоставлении возможности участия в рассмотрении жалобы по существу с использованием системы видео-конференц-связи. Рассмотрев вышеуказанное ходатайство по существу, Красноярское УФАС России заблаговременно предоставило подателю жалобы возможность участия в указанном заседании Комиссии с использованием системы видео-конференц-связи. В назначенные дату и время проведения такого заседания Комиссии - 04.06.2024 года в 10 часов 00 минут (по местному времени) - податель жалобы обеспечил участие своего представителя, личность и полномочия которого были надлежащим образом удостоверены. При этом, к моменту проведения указанного заседания Комиссии заказчик не обеспечил явку своего представителя. В содержании жалобы указано на то, что, проводя электронный аукцион, заказчик
установил
ограничение допуска, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Следовательно, в таком случае применяются только те функциональные характеристики и потребительские свойства товара, которые указаны в соответствующей позиции КТРУ, и не допускается указание дополнительных характеристик. По мнению подателя жалобы, проводя электронный аукцион, заказчик в нарушение требований законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки
установил
характеристики товара, не указанные в КТРУ 26.60.12.119-00000944, 26.60.12.129-00000217, 26.60.12.129-00000218, 26.60.12.119-00000945.
Кроме того, в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы обратил внимание на то, что, по его мнению, заказчик предоставил разъяснения положений извещения о проведении электронного аукциона с нарушением требований законодательства о контрактной системе. В связи с необходимостью получения письменных пояснений от заказчика и документов, подтверждающих/опровергающих обоснованность доводов жалобы, в том числе неиспользование заказчиком сведений из позиций КТРУ 26.60.12.119-00000944, 26.60.12.119-00000945, Комиссия объявила перерыв в рассмотрении жалобы до 05.06.2024 года до 14 часов 30 минут (по местному времени), о чем заказчик, податель жалобы были надлежащим образом уведомлены. После окончания объявленного перерыва, в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу принял участие представитель подателя жалобы с использованием системы видео- конференц-связи. Заказчик явку своего представителя к моменту проведения указанного заседания Комиссии не обеспечил. В адрес Красноярского УФАС России заказчик представил письменные пояснения, в которых заказчик с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на формирование положений извещения о проведении электронного аукциона в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по проведению электронного аукциона с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 499 000,00 рублей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения о проведении электронного аукциона заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару. Комиссией установлено, что предметом рассматриваемой закупки является монитор пациента многофункциональный.
На основании анализа положений извещения о проведении электронного аукциона, сформированных с использованием ЕИС при заполнении экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также при прикреплении электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Комиссия установила, что заказчиком осуществляется закупка монитора пациента многофункционального с применением только кода ОКПД2 26.60.12.129 - Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки. При этом Комиссия установила, что закупаемый заказчиком вид оборудования присутствует в каталоге товаров, работ и услуг в категории "Монитор у постели больного многопараметрический общего назначения" коды позиции КТРУ 26.60.12.119-00000944, 26.60.12.119-00000945, а также в категории "Система мониторинга физиологических показателей при перемещении пациентов" коды позиции КТРУ 26.60.12.129-00000217, 26.60.12.129-00000218.
Каждая из перечисленных позиций КТРУ содержит в себе как минимум 3 характеристики, которые являются обязательными для применения.
Таким образом, заказчиком при формировании извещения о проведении электронного аукциона необходимо было выбрать из вышеперечисленных позиций наиболее релевантную позицию и руководствоваться ее описанием.
Также при проведении рассматриваемого электронного аукциона были правомерно установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), поскольку объектом закупки является поставка радиоэлектронной продукции (код ОКПД2 26.60.12.129), которая образует позицию 107 перечня радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил использования КТРУ следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в КТРУ присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции КТРУ, в том числе при описании объекта закупки. При этом в силу частей 5, 6 Правил использования КТРУ заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации. Однако пункты 5а и 5б Правил использования КТРУ ограничивают вышеуказанное право заказчиков. Так, из буквального толкования пункта 5 Правил использования КТРУ следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил использования КТРУ, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил использования КТРУ, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами. Комиссия также руководствуется мотивированной позицией ФАС России, изложенной в письме от 14.12.2020 N МЕ/109921/20, исходя из буквального толкования которой следует, что в случае применения ограничений, установленных Постановлением N 878, заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае заказчик устанавливает ограничение согласно Постановлению N 878, при этом не использует имеющийся код позиции КТРУ и указывает дополнительные характеристики, которые не установлены в позиции КТРУ, соответствующей предмету закупки. Одновременно с вышеизложенным, к моменту рассмотрения Комиссией жалобы по существу заказчиком в материалы проверки не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в рамках проведения электронной процедуры заказчик удовлетворяет потребность в приобретении принципиально иного оборудования в сравнении с товаром, описание которого сформировано в позициях КТРУ 26.60.12.119-00000944, 26.60.12.129- 00000217, 26.60.12.129-00000218, 26.60.12.119-00000945.
Таким образом, рассматриваемые действия заказчика нарушают требования, установленные пунктом 5 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также требования Правил использования КТРУ, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В отношении довода подателя жалобы о предоставлении при проведении электронного аукциона заказчиком разъяснений положений извещения о проведении такого аукциона с нарушением требований законодательства о контрактной системе Комиссия сообщает следующее.
В силу части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На основании анализа сведений ЕИС Комиссией установлено, что 22.05.2024 заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки (разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 22.05.2024 NРИ1, разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 22.05.2024 NРИ2) без указания предмета запроса, что нарушает требования части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, поскольку указанное нарушение не влияет и не может повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
установила
отсутствие необходимости в выдаче заказчику предписания об устранении указанного нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ООО "Южно-Уральский центр снабжения" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 5 части 1, пункта 1 части 2, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В целях устранения допущенного нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, прав и законных интересов участников закупки выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона.
4. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
5. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме не менее, чем на 3 дня, начиная со дня размещения извещения о проведении электронного аукциона.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.М. Хоменко М.А. Косенко Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144
2024-9295
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 июня 2024 г. N 024/06/106-1592/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024