Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Халмурзиева М.М. - Врио. руководителя Дагестанского УФАС России.
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Муртазалиевой К.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ИП Макаровской Н.И. (далее - Заявитель) на действия Дагестанской таможни (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0103100017424000009 на поставку сухого корма для служебных собак (далее - Аукцион),
с участием представителя Заказчика - Асильдарова М.А. (по доверенности), Заявителя и его представителя Макаровского Д.Н.,
У С Т А Н О В И Л А:
23.05.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие извещения о проведении Аукциона требованиям Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
17.05.2024 г. Заказчиком в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Аукциона с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 970 904 рублей.
Рассмотрение жалобы было назначено на 28.05.2024 в 14 часов 40 минут, в связи с тем, что в ходе рассмотрения жалобы возникла необходимость запроса дополнительных сведений от сторон, рассмотрение жалобы было отложено на 30.05.2024 в 16 часов 30 минут.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к минимальным значениям закупаемого товара, которые завышены относительно значений установленных в ГОСТ Р55453-2022.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закон о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На рассмотрении жалобы Заявитель пояснила, что требования Заказчика в том числе к жиру, белкам завышены и не соответствуют требованиям государственного стандарта.
Как установлено Комиссией в описании объекта закупки приложенного отдельным электронным файлом к извещению о проведении Аукциона установлены следующие требования, в том числе:
- белки % не менее 32 не более 34;
- жиры % не менее 30 не менее 32;
Также указано, что сухой корм должен соответствовать стандартам ГОСТ Р 55453-2022.
Как установлено Комиссией в таблице 3 ГОСТа Р 55453-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 55453-2022) установлены следующие требования физико-химические показатели полнорационных кормов для собак, в том числе:
- Массовая доля сырого протеина, г:
для роста и размножения до 14 недель - не менее 25;
для роста и размножения после 14 недель - не менее 20,0;
для поддержания организма взрослого животного - не менее 18,0.
- Массовая доля сырого жира, г:
для роста и размножения до 14 недель - не менее 8,5;
для роста и размножения после 14 недель - не менее 8,5;
для поддержания организма взрослого животного - не менее 5,5.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Согласно ч. 4 ст. 106 участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
При этом, на рассмотрении жалобы не установлено, что вышеуказанные требования Заказчика противоречат государственному стандарту и ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода подателя жалобы и об отсутствии в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к характеристикам не предусмотренным государственным стандартом, в том числе требования к Омега 3 и Омега 6.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закон о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как установлено Комиссией в описании объекта закупки приложенного отдельным электронным файлом к извещению о проведении Аукциона установлены следующие требования, в том числе:
- Омега 6 % не менее 4,2 не более 5,5;
- Омега 3 % не менее 1 не менее 1,3;
Также указано, что сухой корм должен соответствовать стандартам ГОСТ Р 55453-2022.
Согласно п. 5.2.5 ГОСТа Р 55453-2022 физико-химические показатели полнорационных кормов для непродуктивных животных должны соответствовать требованиям, указанным в таблицах 3 и 4.
При этом в таблице 3 ГОСТа Р 55453-2022, в котором описаны физико-химические показатели полнорационных кормов для кошек и собак, отсутствуют требования к Омега 6 и Омега 3.
Также в описании объекта закупки, приложенного отдельным электронным файлом к извещению о проведении Аукциона, отсутствует обоснование необходимости использования показателей которые отсутствуют в государственном стандарте, соответствие которому требует Заказчик.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик признается нарушившим пункт 1 части 2 статьи 42 Закон о контрактной, довод жалобы Заявителя обоснован.
3. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закон о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пунктом 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Из совокупности Правил и требований Закона о контрактной системе Заказчик описывает объект закупки с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, исходя из своих потребностей, при условии недопущения ограничения конкуренции.
Как установлено Комиссией, Заказчиком в нарушение требований пункта 7 Правил описание объекта закупки сформировано без использования единой информационной системы.
Таким образом, Заказчик признается нарушившим пункт 5 части 1 статьи 42 Закон о контрактной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение пункта 5 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Направить настоящее решение лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: Т.Р. Багамаев
К.Р. Муртазалиева
Исп. Багамаев Т.Р.
(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 30 мая 2024 г. N 005/06/106-740/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024