Инспекция Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки (далее - Инспекция) в составе:
Ведущего заседание Инспекции - Халмурзиева М.М. - Врио. руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Инспекции:
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
в отсутствии представителей сторон (извещены),
УСТАНОВИЛА:
На основании поступивших обращений ООО "Статус" (далее - Заявитель) о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Приказа Дагестанского УФАС России N 26/24 от 19 апреля 2024 г. инспекцией Дагестанского УФАС России по осуществлению внеплановой проверки проведена внеплановая камеральная проверка по адресу г. Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-й этаж, каб. N2 в отношении ГБУ РД "Республиканский диагностический центр" (далее - Заказчик) и Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный органа) на предмет соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронных аукционов с номерами извещений N 0103200008424001436, 0103200008424001438 и 0103200008424001440 на поставку лекарственных препаратов (далее - Аукционы).
По результатам проведенной внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее.
17.04.2024 Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система, ЕИС) размещены извещения о проведении Аукционов.
Проведение внеплановой проверки было назначено на 03.06.2024 в 11 часов 30 минут, в связи с тем, что в внеплановой проверки возникла необходимость изучения дополнительных сведений, был объявлен перерыв до 05.06.2024 в 16 часов 00 минут.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе.
ООО "Статус" в своем обращении указывает, что Заказчиком в целях ограничения конкуренции неправомерно установлены требования к закупаемым лекарственным препаратам с МНН "Йогексол", а именно: "Возможность введения препарата йогексол с помощью инжектора у пациентов с ХБП (ХПН) 1-2 стадии без отмены приема препарата метформин", поскольку указанному требованию соответствует лекарственный препарат ТН "Омнипак" производства ДжиИ Х., ДжиИ Хэлскеа, Ирландия, регистрационное удостоверение П N 015799/01.
В письменных возражениях Уполномоченного органа указывается, что довод Заявителя о том, что возможность введения препарата йогексол с помощью инжектора у пациентов с ХБП (ХПН) 1-2 стадии без отмены приема препарата метформин имеется только у препарата ТН "Омнипак" несостоятелен. Победитель Аукционов в своей заявке представил письмо ФАС России от 15.03.2024 г. N ПИ/21762/24 согласно которому все лекарственные препараты с МММ "Йогексол" взаимозаменяемы, в связи с чем отклонение заявок участников закупок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, в инструкции по применению которых не включены изменения, позволяющие продолжить прием лекарственного препарата с МНН "Метформин" с соблюдением мер предосторожности при полностью сохраненной функции почек, является неправомерным.
Согласно разъяснениям ФАС России по закупке лекарственного препарата с МНН "Йогексол" от 08.05.2024 N МШ/39629/24, ФАС России запросила позицию Минздрава России по вопросу соответствия лекарственных препаратов с МНН "Йогексол" требованию о возможности внутрисосудистого введения препарата у пациентов с ХБП (ХПН) 1-2 стадии (р-СКФ 60 мл/мин/1,73 м2 или больше) без отмены приема лекарственного препарата с МНН "Метформин".
Согласно позиции ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России от 28.11.2023 N 25064 (прилагается) информация по ограничению приема лекарственного препарата с МНН "Метформин" и мерам предосторожности включена в действующие инструкции всех лекарственных препаратов с МНН "Йогексол" и до 2023 года была единообразной, заключавшейся в отмене лекарственного препарата с МНН "Метформин" за 48 часов до введения лекарственного препарата с МНН"Йогексол". В 2023 году в инструкцию по применению оригинального лекарственного препарата с торговым наименованием "Омнипак" внесено изменение, позволяющее продолжить прием лекарственного препарата с МНН
"Метформин" с соблюдением мер предосторожности при полностью сохраненной функции почек. Производители воспроизведенных препаратов в
данный момент не включили это изменение. Сохраняющаяся информация об
ограничении применения не связана с дополнительными рисками, в связи с чем подача на внесение изменения действующих инструкций (ОХЛП) производителей препаратов, содержащих в качестве действующего вещества "Йогексол", ожидается в плановом порядке. В то же время включение этой информации не является ограничением для признания препаратов с МНН "Йогексол" взаимозаменяемыми.
Также ФАС России указывает, что согласно сведениям перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов, размещенного на сайте Росздравнадзора в сети "Интернет", по отношению коригинальному препарату с торговым наименованием "Омнипак" (ДжиИ Хэлскеа АС, Норвегия), взаимозаменяемыми являются лекарственные препараты с
торговыми наименованиями:
- "Юнигексол" (Юник Фармасьютикал Лабораториз (Отделение фирмы Дж.Б.Кемикалс энд Фармасьютикалс Лтд), Индия);
- "Рингаскан" (ООО "Фармасинтез-Тюмень", Россия);
- "Йогексол" (ООО "Фирма "ВИПС-МЕД", Россия);
- "Йогексол-АКОС" (ОАО "Синтез", Россия);
- "Йогексол" (ООО "Велфарм", Россия).
В связи с чем, ФАС России в своих разъяснениях указывает на недопустимость отклонения заявок участников закупок, содержащих предложение о поставке лекарственных препаратов c МНН "Йогексол", на том основании, что в инструкции по применению данных препаратов не включены изменения, позволяющие продолжить прием лекарственного препарата с МНН "Метформин" с соблюдением мер предосторожности при полностью сохраненной функции почек.
В письменных возражениях Заказчика указывается, что описание объекта закупки, в том числе: "Возможность введения препарата йогексол с помощью инжектора у пациентов с ХБП (ХПН) 1-2 стадии без отмены приема препарата метформин" обусловлено потребностью Заказчика с учетом специфики пациентов.
С учетом позиции ФАС России и ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России, Инспекция Дагестанского УФАС России приходит к выводу о том, что требование Заказчика "Возможность введения препарата йогексол с помощью инжектора у пациентов с ХБП (ХПН) 1-2 стадии без отмены приема препарата метформин" не свидетельствует о возможности поставки в рамках Аукционов только лекарственный препарат ТН "Омнипак" производства ДжиИ Х., ДжиИ Хэлскеа, Ирландия, регистрационное удостоверение П N 015799/01.
В связи с чем, довод Заявителя об ограничении конкуренции путем установления требования "Возможность введения препарата йогексол с помощью инжектора у пациентов с ХБП (ХПН) 1-2 стадии без отмены приема препарата метформин" не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
Р Е Ш И Л А:
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Закона о контрактной системе не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Инспекции М.М. Халмурзиев
Члены Инспекции: К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 5 июня 2024 г. N 005/06/99-769/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024