Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Кобякова В.А. - врио заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Тетерина О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", Жиляковой Марины Александровны, с использованием ВКС;
от заказчика - КГБУЗ "Онкологический диспансер, г. Бийск", Мац Ирины Владимировны, Якимова Сергея Вадимовича, с использованием ВКС;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Олюниной Екатерины Викторовны, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия заказчика по закупке N 0817200000324006027 "Поставка медицинских изделий скоба хирургическая", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на действия заказчика по закупке N 0817200000324006027 "Поставка медицинских изделий скоба хирургическая".
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что при описании объекта закупки технического задания Заказчик установил характеристики товара таким образом, что поставка товара ограничена единственным производителем.
Заказчик по позиции 1 Технического задания ограничил поставку товара единственным производителем ООО "ОРЕЛМЕДТЕХ", по позициям 2, 3 и 4 Технического задания ограничил поставку товара единственным производителем Medtronic, а по позициям 5 и 6 Технического задания ограничил поставку товара единственным производителем Ethicon Endo-Surgery, LLC.
Как считает заявитель, объединение продукции разных производителей в один единый лот несет за собой ОГРАНИЧЕНИЕ круга потенциальных участников закупки и приводит к нарушению, так как представленные виды медицинских изделий являются представителями различных функционирующих рынков сбыта, а также неизбежно ведет к отказу от участия в закупке участников, заинтересованных в поставке определенных товаров и ограничивает конкуренцию участников закупки.
В соответствии с нормами законодательства Заказчику необходимо разбить вышеуказанную закупку, выделив товары по позиции 1 Технического задания, по позициям 2, 3 и 4 Технического задания и по позициям 5 и 6 Технического задания единственного производителя в отдельные лоты.
При данном варианте закупки медицинских изделий единственного производителя отдельным лотом Заказчик не понесет никаких неблагоприятных последствий, по результатам закупки будут поставлены требуемые изделия медицинского назначения, совместимые с имеющимся у Заказчика медицинским оборудованием.
Таким образом, включение Заказчиком в извещение требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют об ограничении поставки товара единственным производителем является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного просит: приостановить проведение закупки до рассмотрения жалобы по существу; провести проверку правомерности действий Заказчика, содержания извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме; признать жалобу Заявителя обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений при проведении закупки.
Представитель уполномоченного учреждения считает, что Заказчик составил описание объекта закупки в соответствии со своей потребностью.
Со стороны заказчика нет нарушений Закона о контрактной системе, действия Заказчика не приводят и не могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и не нарушают положения Закона о защите конкуренции.
Представители Заказчика считают жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заказчик, при формировании объекта закупки на поставку расходных материалов (скоба хирургическая) к имеющимся у Заказчика сшивающим аппаратам, руководствовался инструкциями по применению указанных медицинских изделий.
Все объединенные в рамках рассматриваемой закупки товары имеют общее функциональное назначение - предназначены для проведения оперативных вмешательств определенной области хирургии (абдоминальная) и могут быть использованы при проведении операции у одного пациента. Более того, без наличия одного расходного материала невозможно проведение всей операции. Все закупаемые медицинские изделия применяются в одном технологическом процессе свидетельствует о наличии функционально-технологической связи между закупаемыми изделиями.
В данной закупке Заказчиком объединены скобы к различным сшивающим аппаратам для обеспечения эффективной и бесперебойной работы отделения абдоминальной онкологии лечебного учреждения, так как закупаемый товар используется в неразрывной связи между собой, и использование во время проведения операции одной позиции товара невозможно без другой.
Также, как поясняют представители Заказчика, законодательство о контрактной системе не устанавливает каких-либо ограничений и запретов на объединение в один лот товаров разных производителей.
Отсутствие у участника аукциона поставить товар в соответствии с аукционной документацией, соответствующей потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов данных лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв, после которого, заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
03.05.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системы было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме от 03.05.2024 г. N 0817200000324006027 "Поставка медицинских изделий скоба хирургическая".
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению, по всем позициям заказчиком был применен один КТРУ 32.50.50.190-00000312 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся", обязательный к применению с 01.07.2019, бессрочно. Код номенклатурной классификации медицинских изделий по видам по всем закупаемым позициям один - 182180: Скоба хирургическая.
В соответствии с КТРУ 32.50.50.190-00000312 "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся", характеристики товара не указаны.
Таким образом в описании объекта закупки Заказчик установил характеристики товара на основании технической и эксплуатационной документации к используемым им медицинскими изделиям и в соответствии со своей потребностью.
Заявитель считает, что описание объекта закупки составлено некорректно, ограничивает круг участников закупки в связи с тем, что Заказчиком установлено требование о совместимости закупаемого товара с оборудованием, имеющимся в наличии у Заказчика.
Между тем, описание объекта закупки содержит указание на товарные знаки оборудования, имеющего у Заказчика, с которым должны быть совместимы закупаемые расходные материалы, при этом, описание объекта закупки не содержит указания на товарные знаки закупаемого товара.
Заказчиком, в рамках проводимой закупки, было получено 3 (три) коммерческих предложения на поставку скоб хирургических.
Таким образом, как минимум 3 (три) хозяйствующих субъекта посчитали возможным осуществить поставку товара, соответствующего требованиям Заказчика.
Также, согласно пояснениям Заказчика, ранее им уже проводились аналогичные аукционы на поставку скоб к сшивающим аппаратам, имеющимся в пользовании Заказчика, а именно:
1. Аукцион N 0817200000321003283: подано три заявки, все признаны аукционной Комиссией соответствующими требованиям.
2. Аукцион N 0817200000322001809: подано две заявки, все признаны аукционной Комиссией соответствующими требованиям.
3. Аукцион N 0817200000319004272: подано три заявки, все признаны аукционной Комиссией соответствующими требованиям.
Жалоб на ограничение конкуренции по всем трем аукционам не подавалось.
Заявителем, помимо прочего, было указано на имеющиеся проблемы с логистикой при закупке и последующей поставке товара, однако достоверных подтверждений указанным проблемам представлено не было.
Заказчиком же, в заседание Комиссии, были представлены официальные запросы производителям сшивающих аппаратов и скоб к ним, а также ответы по указанным запросам (запросы: N 215 от 24.05.2024 г. "Этикон Эндо-Серджери, Эл-Эл-Си"; N 214 от 24.05.2024 г. ООО "ОРЕЛМЕДТЕХ"; N 216 от 24.05.2024 г. ООО "Медтроник").
Согласно полученным ответам производителей (ответы: N 2405-7/24 от 24.05.2024 г.; N 24/05/24 от 24.05.2024 г.; N В8-677 от 27.05.2024 г.), закупаемая Заказчиком продукция находится в свободном обращении на российском рынке и любое юридическое или физическое лицо может свободно приобрести данные медицинские изделия либо непосредственно у самого производителя, либо у обширного списка контрагентов (дистрибьютеров) производителя на территории Российской Федерации и поставить данный товар Заказчику.
На основании изложенного, требуемый Заказчику товар доступен к приобретению на территории Российской Федерации на данный момент, находится в свободном обращении и не имеет каки-либо препятствий в обороте.
Таким образом в описании объекта закупки Заказчик установил характеристики товара на основании технической и эксплуатационной документации к используемым им медицинскими изделиям и в соответствии со своей потребностью.
Кроме того, согласно информации из реестра контрактов ЕИС, представленной Заказчиком в заседание Комиссии, в настоящее время податель жалобы (ООО "РЕНЕССАНС- МЕД") является поставщиком по контракту N СБ.0145200000422001727 от 27.01.2023 г. (реестровый N2470000125423000117) и поставляет по данному контракту скобы различных производителей, в том числе Medtronic и Ethicon Endo-Surgery, LLC.
Данному обстоятельству заявитель никаких пояснений не представил, так же, как и не представил пояснений тому, почему отсутствовала возможность приобрести требуемый Заказчику товар по обжалуемому аукциону.
Учитывая то, что к различным позициям закупаемого Заказчиком товара подходят минимум три различных производителя, ограничение числа участников закупки единственным производителем заявителем не доказано.
Таким образом, отсутствие у участника аукциона возможности поставить товар в соответствии с аукционной документацией, соответствующей потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов данных лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки
При этом, Комиссия, на момент рассмотрения жалобы и с учетом требований части 3 статьи 106 Закона о контрактной системе, не имеет достаточных доказательств, однозначно свидетельствующих об ограничении конкуренции или круга участников закупки, а также о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии |
_______________________ |
В.А. Кобяков |
члены комиссии: |
_______________________ |
О.В. Тетерина |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 мая 2024 г. N 022/06/33-603/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024