Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Дедова В.Г. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ИП Белова Н.А.- Рудакова О.С.;
от заказчика - КГБУЗ "Алтайский краевой клинический перинатальный центр" - Четырин М.Д., Переверзева О.В., Булькотин М.Д.;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - Горбунков А.В.,
рассмотрев жалобу ИП Белова Н.А. на положения извещения в рамках проводимой закупки N 0817200000324005966 "Поставка медицинских расходных материалов", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ИП Белова Н.А. на положения извещения в рамках проводимой закупки N 0817200000324005966 "Поставка медицинских расходных материалов".
В обосновании жалобы Заявитель указал, что в описании объекта закупки установлены товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", поставка эквивалента недопустима в связи с тем, производится закупка расходных материалов к оборудованию, используемому Заказчиком (анализатор Sysmex XS-1000i производства Sysmex Corporation (Япония), в соответствии с руководством по эксплуатации которого необходимо использовать только те реагенты, которые упоминаются в этом руководстве.
На территории Российской Федерации зарегистрированы в установленном порядке и производятся реагенты для анализатора Sysmex Corporation, Япония компании ООО "Триалаб". Указанные реагенты имеют регистрационное удостоверение, выданное Росздравнадзором, протестированы и одобрены для работы на анализаторе XS-1000i, Sysmex Corporation, Япония.
Заявитель считает, что установленные Заказчик требования к химическому составу товара является избыточным.
Кроме того, уполномоченным учреждением применен код по ОКПД2 20.59.52.199 "Реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки", что является неверным.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснили, что возможность эксплуатации анализатора одного производителя совместно с реагентами другого производителя определяется производителем анализатора.
Сведения о химическом составе содержится в Руководстве по эксплуатации анализатора Sysmex XS-1000i. Кроме того, реагенты, не перечисленные в Руководстве пользователя могут иметь иной химический состав, что может негативным образом повлиять на стабильность и долговечность работы анализатора Sysmex XS-1000i. В связи с этим, требования, установленные заказчиком, не являются избыточными.
Заказчиком не был применен код КТРУ в связи с тем, что в каталоге отсутствуют позиции, соответствующие объекту закупки, согласно информации размещенной на сайте Росздравнадзора, для реагента для лизиса клеток крови ИВД (КТРУ: 21.20.23.110-00011121) установлен код вида медицинского изделия - 325090, в то время как для реагентов к анализатору Сисмекс являющихся объектом закупки, согласно регистрационного удостоверения NФСЗ 2012/12756, установлен код вида медицинского изделия 101610.
Представитель уполномоченного учреждения пояснил, что определяющим фактором при формировании описания объекта закупки является потребность заказчика.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара в специфике его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Согласно поступившей информации от заказчика, заказчик не можем применить КТРУ с кодом 21.20.23.110-00005031, т.к. код применяется для анализаторов открытого типа. Анализатор Sysmex XS-1000i, используемый заказчиком, относится к закрытому типу.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Таким образом, позиции Каталога товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) не используются в случае отсутствия в КТРУ соответствующего товара.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
03.05.2024 года в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении закупки N0817200000324005966 "Поставка медицинских расходных материалов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 806 000,00 руб.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
По правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003.
В извещении о проведении электронного аукциона и входящие в его состав документы, не обязательно должны устанавливаться условия, которые удовлетворят всех возможных участников.
В соответствии с пп. 11 п. 6 Требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя медицинского изделия, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 19.012017 N 11н, эксплуатационная документация производителя на медицинское изделие, представляемая производителем или его уполномоченным представителем в составе регистрационного досье на медицинское изделие должна содержать в том числе перечень расходных материалов (компонентов, реагентов), а также процедуру их применения и замены.
Исходя из положений пп. "г" п. 10 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, для государственной регистрации медицинского изделия заявителем представляется эксплуатационная документация производителя на медицинское изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации медицинского изделия.
В письме Росздравнадзора N 09-С-571 - 1414 от 05.02.2016 указано, что совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
В письме Росздравнадзора N 10-44359/23 от 04.08.2023 г. указано, что в соответствии с п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 552, утвердившего особенности обращения медицинских изделий "возможно применение медицинского изделия, производителем (изготовителем) которого в эксплуатационной документации установлен ограниченный перечень расходных материалов, с расходным материалом иного производителя (изготовителя), зарегистрированным в качестве медицинского изделия, если производитель (изготовитель) подтвердил в процессе его государственной регистрации возможность совместного применения с данным медицинским изделием".
Согласно пояснениям Заказчика сведения о химическом составе, содержится в Руководстве по эксплуатации анализатора Sysmex XS-1000i.
Согласно техническому заданию необходимый товар, соответствующий потребностям Заказчика:
- Флуоресцентный краситель STROMATOLYSER-4DS;
- Лизирующий реагент SULFOLYSER;
- Лизирующий реагент STROMATOLYSER-4DL
Реагенты компании ООО "Триалаб" - "Набор реагентов для анализаторов гематологических ХS моделей 800i, 1000i "Trialab XS" по ТУ 21.20.23-003-13296835-2017" (Регистрационное удостоверение N РЗН 2018/6936 от 16.03.2018 г.) не отвечают потребностям заказчика.
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 2.1 "Информация о безопасности" руководства по эксплуатации анализатора Sysmeх XS-1000i, Сисмекс Корпорейшн, Япония, имеющегося у Заказчика, предусмотрено: "Используйте только те реагенты, которые упоминаются указанные в данном руководстве". Главой 4 "Реагенты" и главой 9.5 "Замена расходных материалов" руководства по эксплуатации производителем данным гематологических анализаторов "Sysmex" (Япония) установлен список реагентов, которые необходимо использовать, чтобы результаты анализа были корректными и достоверными.
Кроме того, заказчиком в адрес официального представителя ООО "Сисмекс РУС" был направлен запрос о возможности применения реагентов и контрольных материалов производства ООО "Триалаб" на анализаторе Sysmeх XS-1000i. Согласно письму исх. N 755 от 24.05.2024 от официального представителя Сисмекс Корпорейшн (Япония) на территории Российской Федерации ООО "Сисмекс РУС" производитель не проводил испытаний на соответствие заявленным характеристикам качества результатов, выдаваемых анализаторами XS-1000i при использовании реагентов, относящихся к РУ N РЗН 2018/6936 от 16.03.2018 г. производства ООО "Триалаб", и не может гарантировать качества, надежности и соответствие назначению и заявленным характеристикам анализаторов Сисмекс XS-1000i. Такие реагенты могут иметь другой химический состав, что может негативным образом повлиять на стабильность и долговечность работы анализаторов Сисмекс XS-1000i. Использование реагентов, не подтвержденных производителем, может сократить срок службы анализатора, увеличить расходы на его обслуживание, снизить производительность системы и увеличить трудозатраты лаборатории, а также не может гарантировать качества получаемых результатов, эффективности и безопасности работы оборудования во всем диапазоне заявленных характеристик, включая работы с патологическими образцами.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении закупки должны содержаться: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 7 Правил от 08.02.2017 N 145 предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ. При проведении предусмотренных Законом N 44-ФЗ электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона N 44-ФЗ соответственно.
Таким образом, позиции Каталога товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) не используются в случае отсутствия в КТРУ соответствующего товара.
Из материалов дела следует, что заказчик не использовал при описании объекта закупки позиции КТРУ.
Поскольку в позициях КТРУ отсутствуют соответствующие позиции на необходимый заказчику товар, заказчиком осуществлено описание товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, в качестве кода КТРУ указан код по ОКПД2, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС по Алтайскому краю, изучив положения извещения закупки N0817200000324005966, приходит к выводу, что извещение вышеуказанной закупки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя является необоснованными.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Белова Н.А. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
_______________________ |
В.А. Кобяков |
члены комиссии: |
_______________________ |
В.Г. Дедов |
|
_______________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 28 мая 2024 г. N 022/06/33-588/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024