Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Дедова В.Г. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Алтэкс" -Рерих Т.М.;
от заказчика - КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (КГКУ "Алтайавтодор") - не явились, к видеоконференции не подключились, уведомлены;
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - Олюнина Е.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Алтэкс" на действия комиссии при проведении закупки N 0817200000324005235 "Выполнение работ по реконструкции и содержанию автомобильной дороги Змеиногорск - Рубцовск - Волчиха - Михайловское - Кулунда - Бурла - граница Новосибирской области, км 5+411 - км 10+371, с. Бурла в Бурлинском районе (устройство электроосвещения) на период 2024-2026 гг. (контракт жизненного цикла)", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Алтэкс" на действия комиссии при проведении закупки N 0817200000324005235 "Выполнение работ по реконструкции и содержанию автомобильной дороги Змеиногорск - Рубцовск - Волчиха - Михайловское - Кулунда - Бурла - граница Новосибирской области, км 5+411 - км 10+371, с. Бурла в Бурлинском районе (устройство электроосвещения) на период 2024-2026 гг. (контракт жизненного цикла)".
В обосновании жалобы заявитель указал, что заявка ООО "Алтэкс" отклонена по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 12 статьи 48 ФЗ 44-ФЗ в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 ФЗ 44-ФЗ.
Заявитель считает, что заказчик отклонил заявку ООО "Алтэкс" незаконно и необоснованно. Заказчик необоснованно указал, что представленный участником договор субподряда, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571, со ссылкой на Письмо ФАС России от 11.01.2024 N МШ/875/24.
Представитель уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласился и пояснил, что согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке N 0817200000324005235 от 23.05.2024, заявка заявителя N 1 (116417700) была отклонена комиссией по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 12 статьи 48 ФЗ 44-ФЗ в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 ФЗ 44-ФЗ. Участником закупки не представлена информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ 44-ФЗ. В соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ 44-ФЗ к участникам закупки установлено требование в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N2571. Представленный в подтверждение опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 17 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 (опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги), договор является договором субподряда, что не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 (Письмо ФАС России от 11.01.2024 N МШ/875/24). Основание принятого решения: пункт 2 части 12 статьи 48 Федерального закона 44-ФЗ.
В своей заявке на участие заявитель представил Договор субподряда N 1 на выполнение работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них по объекту "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией. Реконструкция автомобильной Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск-Барнаул-Горно-Алтайск-граница с Монголией на участке км 216-км 223, Алтайский край" от 27.07.2020 года.
Доводы заявителя о том, что комиссия не должна учитывать письмо ФАС России от 11.01.2024 N МШ/875/24, так как в данном случае объектом закупки является выполнение работ по реконструкции и содержанию автомобильной дороги - линейного объекта, а не объекта капитального строительства, в связи с чем указанное письмо не подлежит применению, несостоятельны в связи с неверным толкованием норм права.
Заказчик в предоставленных Комиссии пояснениях выразил аналогичную позицию с пояснениями представителя уполномоченного учреждения.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
19.04.2024 года в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение N 0817200000324005235 "Выполнение работ по реконструкции и содержанию автомобильной дороги Змеиногорск - Рубцовск - Волчиха - Михайловское - Кулунда - Бурла - граница Новосибирской области, км 5+411 - км 10+371, с. Бурла в Бурлинском районе (устройство электроосвещения) на период 2024-2026 гг. (контракт жизненного цикла)".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 33 062 653,00 руб.
Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке N 0817200000324005235 от 23.05.2024, заявка заявителя N 1 (116417700) была отклонена комиссией по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 12 статьи 48 ФЗ 44-ФЗ в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 ФЗ 44-ФЗ. Участником закупки не представлена информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ 44-ФЗ. В соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ 44-ФЗ к участникам закупки установлено требование в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N2571. Представленный в подтверждение опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 17 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 (опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги), договор является договором субподряда, что не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 (Письмо ФАС России от 11.01.2024 N МШ/875/24). Основание принятого решения: пункт 2 части 12 статьи 48 Федерального закона 44-ФЗ.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования) Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) утверждено Приложение "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Дополнительные требования).
Как установила Комиссия УФАС, объект закупки является выполнение работ по реконструкции и содержанию автомобильной дороги Змеиногорск - Рубцовск - Волчиха - Михайловское - Кулунда - Бурла - граница Новосибирской области, км 5+411 - км 10+371, с. Бурла в Бурлинском районе (устройство электроосвещения) на период 2024-2026 гг. (контракт жизненного цикла).
В соответствии с извещением и п. 1.2.7.2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке, были установлены требования к участникам закупки, устанавливаемые в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона (Требования в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571): наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящего раздела, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего раздела, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
Опытом исполнения договора, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящего раздела, считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные разделом "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Пунктом 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В силу абзаца 6 подпунктом б) пункта 3 ПП N 2571 для целей настоящего постановления, договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом в графах "Дополнительные требования к участникам закупки" и "Информация и документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571 конкретизированы дополнительные требования к участнику закупки, в том числе требование о наличии у участника закупки опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего поставку товара, выполнение (оказание) работ (услуг), а также содержится информация и документы, представляемые участником закупки в качестве подтверждения наличия у участника закупки такого опыта.
Указанные дополнительные требования установлены непосредственно к участникам закупки, следовательно, документы и информация, предусмотренные приложением к Постановлению N 2571, должны быть представлены исключительно в отношении участника закупки, в связи с чем представление документов и информации об опыте иных лиц, в том числе субподрядчиков, не соответствует требованиям положений Постановления N 2571.
Учитывая изложенное, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд договором, подтверждающим соответствие участника дополнительному требованию о наличии у участника закупки опыта исполнения договора, установленному Постановлением N 2571, является исключительно договор (контракт) на поставку соответствующего товара, на выполнение (оказание) соответствующих работ (услуг), по которому одной из сторон выступает непосредственно участник закупки.
Указанная позиция согласуется письмом ФАС России N МЕ/51304/19 от 19.06.2019 г., N МШ/875/24 от 11.01.2024 г.
Так как договор субподряда N 1 от 27.06.2020 г. не заключен и не исполнен в соответствии с Законом о контрактной системе, либо с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" 223-ФЗ от 18.07.2021 г., как того требует ПП N 2571, обязанности Заказчика и Подрядчика договором субподряда не регулируются.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие при проведении электронных процедур должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что решение комиссии по осуществлению закупок Заказчика в части отклонения заявки Заявителя по основанию, указанному в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме N 0817200000324005235, является правомерным и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и являются необоснованным.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Алтэкс" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
В.Г. Дедов |
|
_______________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 3 июня 2024 г. N 022/06/48-628/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024