Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Рощупкина Ю.В. - председатель Комиссии, начальник отдела контроля закупок,
- Коростылева Е.В. - член Комиссии, специалист 1 разряда отдела контроля закупок,
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок;
при участии представителя ИП Вахрушевой Н.В. - Намажана В.С. (доверенность N 66АА 7510731 от 30.08.2022),
при участии представителя ФГБУЗ "МCЧ N 97 ФМБА России" - Сухининой Ю.И. (доверенность N 3 от 17.01.2024), Емельяновой Е.А. (доверенность N 3 от 17.01.2024),
рассмотрев жалобу ИП Вахрушевой Н.В. на действия ФГБУЗ "МCЧ N 97 ФМБА России" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (N 2-без списка по пост.102) в 2024 году для нужд ФГБУЗ МСЧ N97 ФМБА России (номер извещения 0331100001224000030),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ИП Вахрушевой Н.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБУЗ "МCЧ N 97 ФМБА России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (N 2-без списка по пост.102) в 2024 году для нужд ФГБУЗ МСЧ N97 ФМБА России (номер извещения 0331100001224000030).
По мнению Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок допущены нарушения федерального закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в нарушении положений извещения о проведении электронного аукциона, а именно:
1. По позиции N 11 Описания объекта закупки требуются "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи неопудренные нестерильные".
По позиции N 12 Описания объекта закупки требуются "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи неопудренные стерильные". Заказчиком по данным позициям установлены требования:
Трёхслойная: Внешний слой из натурального латекса. Средний слой - это сочетание синтетического латекса (нитрила) и натурального латекса. Внутренний слой из синтетического латекса (нитрил) |
для усиления целостности и прочности перчатки, а также обеспечивает легкость и удобство надевания перчатки на сухие и влажные руки. |
Данное требование не логично и не имеет функционального и эксплуатационного преимущества, перед перчаткой, например, из материала нитрил.
2. Заказчик будет не в состоянии привести наличие как минимум 2 аналогов различных производителей, а конкретно для позиций 11, 12 ТЗ, которые отвечают совокупности всех требований ТЗ.
3. В позиции N 13 Заказчик описал товар - чехол защитный для инвазивного датчика (презерватив). При этом, в указанной позиции, в нарушений положений Постановления Правительства РФ N 145, Заказчик не использовал, предусмотренные коды КТРУ.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
16.05.2024 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 16.05.2024 N 0331100001224000030 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 427 233,00 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинских расходных материалов (N 2-без списка по пост.102) в 2024 году для нужд ФГБУЗ МСЧ N97 ФМБА России.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путем проведения электронного аукциона.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Относительно довода N 1 жалобы Заявителя (По позиции N 11 Описания объекта закупки требуются "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи неопудренные нестерильные") Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В Извещение N 0331100001224000030 прикреплен файл "Приложение N 2 Описание объекта закупки", согласно которому по спорным позициям, закупаемых товаров, установлено следующее описание:
N |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Инструкция |
Обоснование (внести как продолжение в графу Наименование характеристики, если Обоснование отсутствует) |
11 |
структура |
Трёхслойная: Внешний слой из натурального латекса. Средний слой - это сочетание синтетического латекса (нитрила) и натурального латекса. Внутренний слой из синтетического латекса (нитрил) |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки. |
для усиления целостности и прочности перчатки, а также обеспечивает легкость и удобство надевания перчатки на сухие и влажные руки. |
12 |
структура |
Трёхслойная: Внешний слой из натурального латекса. Средний слой - это сочетание синтетического латекса (нитрила) и натурального латекса. Внутренний слой из синтетического латекса (нитрил) |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки. |
для усиления целостности и прочности перчатки, а также обеспечивает легкость и удобство надевания перчатки на сухие и влажные руки. |
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.3.2. ГОСТа Р 52239-2004 в зависимости от материала перчатки изготовляют двух типов:
a) 1 - из латекса натурального каучука;
6) 2 - из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта.
В п. 4 ГОСТ Р 52239-2004 перчатки изготавливают из смеси на основе натурального каучука или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или смеси на основе бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта. Для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.
Также примечанием к указанному пункту ГОСТ Р 52239-2004 установлено, что для людей, имеющих аллергическую реакцию на латекс, следует использовать перчатки из материала альтернативного состава.
Данным ГОСТом не предусмотрено ограничений по количеству слоев медицинских перчаток.
В описании объекта закупки требуются перчатки из смеси латекса и нитрила. Кроме того, формулировка ГОСТ о внутреннем покрытии перчатки для облегчения ее надевания гласит о возможном применении различных внутренних покрытий для облегчения надевания, но не называет обязательный перерань всех материалов.
ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает минимальные требования и не ограничивает Заказника по включению в извещение о проведении закупки требований к товару, являющимися значимыми для Заказчика.
С учетом изложенного, установленное требование к перчаткам - "Трёхслойная: Внешний слой из натурального латекса. Средний слой - это сочетание синтетического латекса (нитрила) и натурального латекса. Внутренний слой из синтетического латекса (нитрил)" обосновывается обеспечением персонала и пациентов надлежащей защитой от инфицирования.
Отсутствие потребности Заказчика в перчатках с такими характеристиками Заявителем не предоставлено.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода N 1.
В соответствии с доводом N 2 жалобы Заявителя (Заказчик будет не в состоянии привести наличие как минимум 2 аналогов различных производителей, а конкретно для позиций 11, 12 ТЗ, которые отвечают совокупности всех требований ТЗ) Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, в силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Так, на рассмотрении Комиссии УФАС по Воронежской области, Заказчиком предоставлена информация о соответствии описанию объекта закупки оборудования нескольких производителей, а именно:
По позиции 11:
Регистрационное удостоверение NРЗН 2018/7679 - Германия ЛИСТ 1 (Перчатки смотровые одноразовые нестерильные латексные SFMR: Латексные, неопудренные, гладкие или текстурированные, манжета с валиком, с адгезивной полосой или без адгезивной полосы, стандартные или особо прочные, манжета стандартная или удлиненная, хлоринация однократная или двойная или внутреннее полимерное покрытие, цвет: натуральный, белый, желтый, бело-желтый, розовый, голубой, зеленый, синий, черный; размер: XS, S, M, L, XL, XXL) - вариант исполнения, характеристики перчаток указаны в паспорте качества, в том числе на упаковке продукции.
Регистрационное удостоверение NФСЗ 2012/12747 - Малайзия ЛИСТ 1 (Перчатки диагностические латексные, нитриловые, синтетические, виниловые, полихлоропреновые, стерильные и нестерильные, опудренные и неопудренные в вариантах исполнения (в том числе и для использования в чистых помещениях: Перчатки диагностические PROFILE SENSA латексные с внутренним нитриловым покрытием, нестерильные одноразовые неопудренные, в том числе для использования в чистых помещениях; Перчатки диагностические BioClean Legend латексные с внутренним нитриловым покрытием, нестерильные одноразовые неопудренные, в том числе для использования в чистых помещениях ISO класс 4, GMP класс А)- вариант исполнения, характеристики перчаток указаны в Регистрационном удостоверении, в инструкции по применению.
Регистрационное удостоверение N РЗН 2024/22439 - Россия ЛИСТ 1 (Перчатки диагностические латексные IMGTOUCHR, нестерильные: Перчатки диагностические латексные IMGTOUCHR, нестерильные, одноразовые, универсальной формы, неопудренные, текстурированные, с внутренним полимерным покрытием, гибридные: с внутренним нитриловым покрытием, цвет: зеленый, размеры: XS, S, M, L, XL) - вариант исполнения, характеристики перчаток указаны в Регистрационном удостоверении.
По позиции 12:
Регистрационное удостоверение NФСЗ РЗН 2019/8162 Германия ЛИСТ 1 (Перчатки смотровые одноразовые стерильные латексные SFMR: 1. Неопудренные, гладкие или текстурированные, манжета с валиком или манжета без валика, с адгезивной полосой или без адгезивной полосы, стандартные или особо прочные, манжета стандартная или удлиненная, хлоринация однократная или двойная или внутреннее полимерное покрытие, цвет: натуральный, белый, желтый, бело-желтый, розовый, голубой, зеленый, синий, черный, размер: XS, S, M, L, XL, XXL) - вариант исполнения, характеристики перчаток указаны в паспорте качества, в том числе на упаковке продукции.
Регистрационное удостоверение NФСЗ 2008/02926 - Таиланд, США ЛИСТ 1 (Перчатки хирургические латексные с нитриловым покрытием и без покрытия, стерильные, неопудренные) - вариант исполнения, характеристики перчаток указаны в Регистрационном удостоверении, в инструкции по применению (стр.2).
Регистрационное удостоверение NРЗН 2018/6976 - Россия ЛИСТ 1 (Перчатки диагностические (смотровые) стерильные одноразовые из натурального латекса гевеи по ТУ 22.19.60.111-001-03859757-2017 варианты исполнения: 1. Перчатки диагностические (смотровые) стерильные одноразовые из натурального латекса гевеи неопудренныетекстурированные с внутренним синтетическим покрытием следующих типоразмеров: XS, S, M, L, XL) - вариант исполнения, характеристики перчаток указаны в Регистрационном удостоверении.
Регистрационное удостоверение NРЗН 2013/1061 - Таиланд стр.1 (Перчатки хирургические латексные стерильные неопудренные с нитрилом и со смягчающим покрытием: ProtexisLatex Blue withNeu-Thera) - вариант исполнения, характеристики перчаток указаны в Регистрационном удостоверении, в инструкции по применению (СТР 2).
Заявитель с данным утверждением не согласился, однако не привёл безусловных доказательств, несоответствия представленных производителей перчаток Описанию объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что довод ИП Вахрушевой Н.В. о соответствии описания объекта закупки только одного производителя является необоснованным.
Доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки заявителем не предоставлено, Комиссией Воронежского УФАС России не установлено, в связи с чем, довод об ограничении количества участников закупки является необоснованным.
В соответствии с доводом N 3 жалобы Заявителя (В позиции N 13 Заказчик описал товар - чехол защитный для инвазивного датчика (презерватив). При этом, в указанной позиции, в нарушений положений Постановления Правительства РФ N 145, Заказчик не использовал, предусмотренные коды КТРУ) Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (п. 2) ч. 1 ст. 66 Закона о контрактной системе).
В Извещении электронного аукциона Заказчиком установлено:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Ограничение допуска и условия допуска |
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
Вместе с тем, на основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 (далее в редакции от 16.05.2022) "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
В силу пункта 4 Постановления N 617 ограничения, установленные, Постановлением N 617 распространяются на товары, включенные в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 617 (далее - Перечень), в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению объектом закупки является:
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Код позиции |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, стерильные Идентификатор: 151125304 Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: ОТСУТСТВУЕТ информация об описание товара, поэтому Заказчик осуществляет описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. на основании ч 7 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". |
22.19.60.119-00000004 |
Изделия из резины, кроме твердой резины (эбонита), гигиенические или фармацевтические прочие Идентификатор: 151126226 |
22.19.71.190 |
Коду КТРУ соответствует код ОКПД2: 22.19.6:
69. |
22.19.6 |
Предметы одежды и ее аксессуары из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита) |
Таким образом, указанный код ОКПД2 соответствует пункту 69 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 617.
Таким образом, Заказчиком в Извещении и документации электронного аукциона неправомерно не установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N 617.
Также Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что код ОКПД 2 22.19.71.190 отсутствует в перечне Постановления N 617., при этом пунктом 5 указанного постановления установлено, что не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него.
Установленное ограничение допуска по Постановлению N 102 так же не отвечает нормам законодательства, так как имеющийся в перечне код ОКПД 2 22.19.71.190 предполагает установление ограничений исключительно при закупке " Матрацы противопролежневые ортопедические с эффектом запоминания формы; матрацы противопролежневые с гелевыми элементами; подушки противопролежневые ортопедические с эффектом запоминания формы", в тоже время код ОКПД 2 22.19.60.119,в указанном постановлении отсутствует.
Исходя из изложенного, Комиссия Воронежского ФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г.N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" , при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объект рассматриваемой закупки включает в себя, в том числе, поставку чехлов на оборудование.
Комиссия Воронежского УФАС России констатирует, что КТРУ содержит информацию о товарной позиции с кодом КТРУ 26.60.12.132-00000016 (Чехол защитный для инвазивного датчика ультразвуковой визуализации, стандартный, нестерильный), обязательную для применения с 01.07.2019.
Так, в отношении указанной товарной позиции в КТРУ содержится указание на то, что указанный товар отнесен к следующим кодам ОКДП 2: 26.60.12.132: Аппараты ультразвукового сканирования.
В свою очередь, в отношении указанной товарной позиции Заказчиком информация, содержащаяся в КТРУ, не была указана.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваемой части Заказчиком нарушен порядок использования сведений, содержащихся в КТРУ, что является нарушением ч. 6 ст. 23, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Вахрушевой Н.В. на действия на действия ФГБУЗ "МCЧ N 97 ФМБА России" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (N 2-без списка по пост.102) в 2024 году для нужд ФГБУЗ МСЧ N97 ФМБА России (номер извещения 0331100001224000030) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 23, п. 5 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, нарушение порядка применения постановления N 617, постановления N 102, постановления N 145.
3. Выдать Заказчику предписание об аннулирования закупки.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.В. Рощупкина
Члены комиссии:
Е.В. Коростылева
У.А. Апанащик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 3 июня 2024 г. N 036/06/42-681/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024