Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича (далее также - ИП Пономарев М.Д., предприниматель, заявитель) на действия Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган) и бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский государственный музыкальный театр" (далее - БУК "Омский государственный музыкальный театр", заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка пульта управления звуком (цифровая система микширования) ALLEN & HEATH (Реестровый номер 24.31.0867)" (извещение N 0152200004724000828) (далее - электронный аукцион)
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - Сороки Анастасии Владимировны (доверенность N 162 от 22.02.2024),
в присутствии представителей заказчика - Волкотруб Марии Владимировны (доверенность N 01.01-12/94 от 06.05.2024), Червинского Александра Андреевича (доверенность N 01.01-12/111 от 27.05.2024), Голышева Евгения Александровича (доверенность N 01.01-12/113 от 27.05.2024),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила жалоба заявителя (вх. 4749-ЭП/24 от 24.05.2024) на действия заказчика, уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Дата и время окончания срока подачи заявок были установлены 24.05.2024 в 07:00 час. (МСК+3).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 13.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 7664925 руб.
17.05.2024 и 20.05.2024 размещались изменения извещения о проведении электронного аукциона.
20.05.2024 и 21.05.2024 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 24.05.2024 ценовые предложения были сделаны тремя участниками закупки. Лучшее ценовое предложение 6428406,29 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 116594221 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 16,13 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.05.2024 свидетельствует о том, что заявки трех участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ИП Муравицкий А.Ю.).
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, объяснений заказчика и уполномоченного органа, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В доводах поданной жалобы заявитель ссылается на необоснованное ограничение конкуренции в связи с установлением заказчиком в описании объекта закупки требований, которым фактически соответствует товар единственного производителя.
ГУКС Омской области (вх. N 4897-ЭП/24 от 29.05.2024) и БУК "Омский государственный музыкальный театр" (вх. N 4888-ЭП/24 от 28.05.2024) были представлены возражения на доводы жалобы, согласно которым сформированное описание объекта закупки соответствует его потребностям, требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок не противоречит. Закупка товара с конкретным товарным знаком обусловлена необходимостью обеспечения взаимодействия с оборудованием, уже имеющимся у заказчика.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В данной норме также особо указано на то, что допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
В соответствии с извещением закупке подлежал пульт управления звуком (цифровая система микширования) с указанием на товарный знак ALLEN & HEATH.
Описание товара, сформированное и размещенное заказчиком, включало обоснование использование в описании объекта закупки указания на товарный знак:
"Эквивалент не предусмотрен в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в связи с необходимостью обеспечения полного взаимодействия и взаимозаменяемости закупаемого товара с элементами системы ALLEN&HEATH уже используемыми Заказчиком.
В случае использования схожей по техническим характеристикам цифровой системы микширования (с другими товарными знаками или моделями), возникнет несовместимость с существующим у Заказчика комплексом уже находящегося в эксплуатации оборудования звукового оборудования.
Приобретение микшерной консоли DLIVE-S7 с дополнительными опциями от торговой марки ALLEN&HEATH обеспечит расширение эксплуатационных и постановочных возможностей театра. При этом только эксплуатация оборудование торговой марки ALLEN&HEATH в составе имеющегося уже в наличии элементов системы микширования и управления звуковым траком обеспечит интеграцию в единую систему, обеспечивающую передачу цифрового аудио и служебных управляющих данных по уникальному протоколу S-Link от ALLEN&HEATH. В частности данный протокол (S-Link) интегрирован на уровне конструкторского решения и является единственно возможным для передачи цифрового аудио между уже эксплуатируемыми в театре цифровой микшерной консолью ALLEN & HEATH и сценическими модулями GX4816 и DX168. В систему микширования DLIVE в прошивку версии 1.7 интегрирована возможность отслеживать и управлять поддерживаемыми беспроводными системами SHURE с помощью микшерной консоли или прилагаемого к нему программного обеспечения Dlive Director. Консоли DLIVE автоматически обнаруживают любые поддерживаемые беспроводные системы SHURE в той же сети, и при наличии совместимого оборудования DANTE можно использовать для передачи как аудио, так и управляющих данных.
Таким образом только применение указанной в характеристике товара модели и комплектации обеспечит единое системное решение на базе уже существующего и эксплуатируемого оборудования ALLEN&HEATH. Данный комплект требуется в связи с необходимостью обеспечить увеличение возможностей существующей системе звукоусиления в рамках требований по обеспечению сопровождения спектаклей многоканальными фонограммами. Так же усовершенствованная система позволит более эффективно использовать существующее оборудование и добиться его более высоких эксплуатационных качеств в связи с необходимостью соответствовать требованиями к оборудованию для имеющихся и новых спектаклей репертуара".
При оценке правомерности определенных БУК "Омский государственный музыкальный театр" требований к закупаемому товару Комиссия исходила из следующего.
Действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей ее осуществления и потребностей такого заказчика. В частности, при описании объекта закупки заказчик самостоятельно с учетом действующего законодательства формирует объект закупки, в том числе устанавливает требования к объекту закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки (данные выводы согласуются с позицией Минфина России, изложенной в письме от 29.11.2019 N 24-03-07/93070).
В соответствии с пунктом 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Толкование вышеприведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу о том, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Однако включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Вместе с тем Комиссия полагает, что положения Федерального закона о контрактной системе не обязывают заказчика устанавливать в ущерб своим потребностям требования к описанию объекта закупки так, чтобы им соответствовало как можно больше участников закупки. Законом не предусмотрена обязанность заказчика как-либо дополнительно обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам в случае необходимости обеспечить совместимость с имеющимся у заказчика оборудованием (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 15.05.2024).
Необходимо отметить, что в настоящем случае закупка товара с конкретным товарным знаком и отсутствие возможности для потенциальных участников предложить к поставке эквивалентный товар обусловлена необходимостью обеспечения полного взаимодействия и взаимозаменяемости закупаемого товара с элементами системы ALLEN&HEATH, уже используемыми заказчиком.
В подтверждение представлены инвентарные карточки учета нефинансовых активов, свидетельствующие о наличии на балансе заказчика отдельных элементов системы ALLEN&HEATH:
-процессоры управления акустическими системами,
- контрольная консоль,
- модули расширения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что обжалуемое заявителем требование установлено заказчиком правомерно, а именно в целях необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком.
Закупка пульта управления с иным товарным знаком, по словам заказчика, создаст невозможность использования элементов системы ALLEN&HEATH в комплексе (как единое целое), а также может потребовать дополнительных затрат на обеспечение полного взаимодействия таких отдельных элементов.
Доказательств обратного, а также того, что на рынке имеется товар с другим товарным знаком, обеспечивающим совместимость и взаимодействие с товарами, используемыми заказчиком, Комиссии не представлено.
Здесь также следует учитывать, что на участие в закупке поступили заявки трех участников, каждая из которых была признана соответствующей требованиям извещения. Указанное дополнительно свидетельствует об отсутствии факторов, ограничивающих конкуренцию.
При таких обстоятельствах жалоба ИП Пономарева М.Д. признается необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Пономарева Михаила Дмитриевича на действия Главным управлением контрактной системы Омской области и бюджетного учреждения культуры Омской области "Омский государственный музыкальный театр" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка пульта управления звуком (цифровая система микширования) ALLEN & HEATH (Реестровый номер 24.31.0867)" (извещение N 0152200004724000828).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 мая 2024 г. N 055/06/106-513/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024