на основании обращения гражданина (далее - Заявитель), поступившего по подведомственности из Московского УФАС России и Краснодарского УФАС России (вх. N 3037-ЭП/24 от 16.05.2024, вх. N 3289-ЭП/24 от 29.05.2024 соответственно), комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила) в рамках компетенции проведена внеплановая проверка деятельности федерального казенного учреждения "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" (ИНН 7107038176) (далее - Заказчик), комиссии по осуществлению закупок федерального казенного учреждения "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тульской области" (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку микшера усилителя комбинированного (закупка N 0366100010224000008) (далее - Закупка, электронный аукцион),
при участии Сорокина П.В. - представителя Заказчика, Аукционной комиссии на основании доверенности.
Проверка начата 28.05.2024, окончена 03.06.2024.
Изучив материалы настоящего дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Из обращения Заявителя среди прочего следует, что Заявителем установлено, что товары, которые приобретал Заказчик в рамках Закупки, невозможно было закупить по причине защиты тендера. Аналоги предложить не представлялось возможным, так как аналогичные товары в полной мере не соответствовали описанию объекта Закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона, пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, Правилами предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При проверке информации, изложенной в обращении, Комиссией установлено следующее.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее - извещение о Закупке), 12.03.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта - 423 874,88 рублей.
На участие в Закупке подана 1 заявка, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона электронный аукцион признан несостоявшимся.
Аукционная комиссия в результате рассмотрения указанной заявки приняла решение о соответствии участника Закупки, подавшего единственную заявку на участие в таком аукционе, и поданной им заявки требованиям Закона и извещению о таком аукционе.
Указанное решение зафиксировано Аукционной комиссией в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2024.
01.04.2024 по итогам Закупки между Заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "ВИВА ГРУПП" заключен государственный контракт N 0028 На поставку микшера усилителя комбинированного.
На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 3 статьи 33 Закона не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер.
С другой стороны, описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
При этом специфика каждой закупки определяет необходимые требования к товару, работам, услугам, в связи с чем, правомочие на их установление законодательством Российской Федерации о контрактной системе предоставлено заказчику.
По общему правилу указание заказчиком в документации о закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно извещению и иной документации о Закупке предусмотрена поставка товаров, включенных в позиции ОКПД2: 26.40.43.110 "Усилители электрические звуковых частот", 26.40.42.110 "Громкоговорители".
В электронном документе "Описание объекта закупки" извещения о Закупке (далее - Описание объекта закупки) Заказчиком предусмотрены характеристики поставляемого товара:
N п/п |
Наименование товара/ОКПД2 |
Ед. изм. |
Кол-во |
Описание |
1. |
Микшер-усилитель комбинированный 26.40.43.110 |
штук. |
11 |
- Возможность звукоусиления и микширования аудио сигналов с дальнейшей трансляцией их через громкоговорители - наличие; - Интегрированный модуль FM-тюнера - наличие; - Интегрированный модуль МР3-плеера - наличие; - Слот для подключения SD карты - наличие; - Слот USB для подключения Flash-карт - наличие; - Количество отдельных входных каналов для подключения внешнего источника сигнала - Количество универсальных входных каналов для подключения микрофона - Индивидуальная регулировка громкости каждого входного канала - наличие; - Механический регулятор низких и высоких частот - наличие; - Механический регулятор громкости - наличие; - Механический регулятор громкости внешнего источника сигнала - наличие; - Возможность включение/выключение фантомного питания для микрофона - наличие; - Выход для подключения линии громкоговорителей с напряжением 100В - наличие; - Выход для подключения акустических систем с импедансом 4-16-Ом - наличие; - Выход для подключения внешнего усилителя мощности или записывающего устройства - наличие; - Функция защиты в случае короткого замыкания или перегрузки - наличие; - Индикация режимов работы усилителя - наличие; - Номинальная выходная мощность - - Питание от сети переменного тока напряжением 220 вольт - соответствие. |
2 |
Громкоговоритель настенный 26.40.42.110 |
штук. |
103 |
- Монтаж на поверхность стены - наличие; - Для подключения к линии напряжением 100В - соответствие; - Номинальная выходная мощность - Разъемы (клеммы) для подключение к линии - наличие; - Корпус громкоговорителя изготовлен из прочного АВС пластика - соответствие; - Цвет корпуса - белый. |
Из устных и письменных пояснений представителя Заказчика Комиссией установлено следующее.
Технические, функциональные характеристики и иные требования, установленные Заказчиком к объекту закупки, направлены на максимальное удовлетворение нужд (потребностей) Заказчика. При этом в полном соответствии с действующим законодательством технические требования сформулированы таким образом, чтобы исключить необоснованное ограничение конкуренции.
В Описании объекта закупки перечислены технические характеристики, обусловленные исключительно спецификой использования закупаемого оборудования.
Так, к примеру, но не исчерпывающе:
-наличие слотов для подключения SD карты и USВ для подключения Flash карт указаны в связи с тем, что доводимая информация до спец контингента, находящегося в учреждениях и органах УИС Тульской области, содержится на указанных носителях;
-наличие возможности включения/выключения фантомного питания для микрофона обусловлено использованием в учреждениях и органах УИС Тульской области как динамических, так и конденсаторных микрофонов;
-наличие FM-тюнера и МРЗ-плеера обусловлено транслированием спец контингенту радио, а также музыки и иной информации, содержащейся на SD и Flash картах памяти;
-импеданс, выходная мощность и другие характеристики подключаемых акустических систем обусловлены уже использующимися такими системами в учреждениях и органах УИС Тульской области.
При формировании Описания объекта закупки не преследовалась цель осуществления поставки конкретного товара или товара какого-то конкретного производителя, конкретным поставщиком. Указывались лишь характеристики, определяемые с учетом уже имеющегося оборудования (карт памяти, микрофонов, акустических систем и т.п.) для обеспечения взаимодействия закупаемого оборудования с уже имеющимся оборудованием и с учетом специфики использования закупаемого оборудования в учреждениях и органах УИС Тульской области.
С точки зрения Заказчика, при описании объекта закупки им в полной мере соблюдены требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив документы и сведения, представленные Заказчиком в материалы рассматриваемого дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Комиссия отмечает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
В рассматриваемом случае, Описание объекта закупки раскрывает потребность Заказчика и свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товаров, обладающих спорными характеристиками.
Заказчиком на этапе сбора информации и подготовки документов к электронному аукциону были направлены запросы 5-ти потенциальным поставщикам данного товара и были получены ответы (ценовые предложения) от 3-х потенциальных поставщиков, подтверждающие возможность поставки товара в соответствии с требованиями извещения о Закупке.
В свою очередь, Заявитель не раскрывает, товару какого производителя, по его мнению, соответствуют значения технических характеристик, установленные Заказчиком в описании объекта Закупки.
Равно как Заявитель не указывает, какой именно товар и с какими характеристиками он планировал поставить и в чем заключается нарушение его прав, как участника закупки; какие именно технико-функциональные характеристики товара, установленные Заказчиком, создают ему непреодолимое препятствие для участия в данной закупке.
В свою очередь, Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того участники закупки не наделены правом определять потребность заказчика, так как в силу Закона правомочия установления требований к товарам (работам, услугам) предоставлено заказчику.
Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.
Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу, что содержащиеся в Описании объекта Закупки требования к характеристикам показателей не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона; объект закупки описан исходя из имеющихся потребностей Заказчика; указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.
Доказательств того, что Заявитель не может приобрести и поставить товар, соответствующий Описанию объекта закупки, не представлено.
Следовательно, информация, содержащаяся в заявлении о нарушении Заказчиком требований Закона, своего подтверждения не нашла.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99 Закона, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика, Аукционной комиссии нарушений Закона при проведении Закупки не выявлено.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 3 июня 2024 г. N 071/10/99-438/2024 (ключевые темы: характеристика - участники закупок - товар. работа. услуга. - аукционная комиссия - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024