Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченных представителей ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы": А.В. Григорьев (доверенность N 01-02-18/24 от 01.02.2024), Е.Е. Касаткин (доверенность N01-02-47/24 от 25.04.2024), в присутствии уполномоченного представителя ООО "МПК-СТРОЙ": Р.Б. Сергеев (доверенность N б/н от 03.07.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ПАО "Промсвязьбанк": К.С. Драгунова (доверенность N 779 от 05.07.2022), рассмотрев обращение ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения 2024-24648 2 города Москвы"о включении сведений в отношении ООО "МПК-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) (вх. 28597-ЭП/24 от 06.05.2024) о рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "МПК-СТРОЙ" (далее - Победитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта с ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы" по результатам открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации с получением положительного заключения экспертизы, переоборудованию помещений под размещение медицинского оборудования в ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана ДЗМ": аппаратов рентгенодиагностических по адресу:
г. Москва, Госпитальная площадь, д.2, корп.10, корп.15; системы ангиографической по адресу:
г. Москва, Госпитальная площадь, д.2, корп.4 (лот 68) (реестровый N 0373200597924000075) (далее - Конкурс).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 24.04.2024 ООО "МПК-СТРОЙ" признано победителем Конкурса.
Согласно ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта. 26.04.2024 Заказчиком размещен на электронной площадке проект контракта.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий. 27.04.2024 Победителем на электронной площадке размещен протокол разногласий.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, протокола разногласий, Заказчик заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 ст. 51 Закона о контрактной системе) в 2024-24648 3 случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 ст. 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, подлежит обязательному учету. 03.05.2024 Заказчиком размещен в единой информационной системе доработанный проект контракта.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 ст. 51 Закона о контрактной системе. 03.05.2024 Победителем размещен на электронной площадке подписанный проект контракта, а также представлено обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 27.04.2024 N 18497-24-10, выданной ПАО "Промсвязьбанк" (далее - Банк) (представлена в материалах дела).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта; 2024-24648 4 2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки. 06.05.2024 Заказчиком в единой информационной системе размещен протокол о признании Победителя уклонившимся от заключения контракта по итогам Конкурса на основании несоответствия представленного обеспечения исполнения Контракта требованиям законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе. Частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе. Пунктом 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В силу части 1.2 статьи 45 Закона о контрактной системе перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти 2024-24648 5 по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.
Согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системы, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в ЕИС, за исключением независимых гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.
В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системы (далее - Дополнительные требования);
- перечень документов, представляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии, правила ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий;
- форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии;
- правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (далее - Типовая форма).
В силу части 11 статьи 45 Закона о контрактной системе гарант не позднее одного рабочего дня, следующего за датой выдачи независимой гарантии, или дня внесения изменений в условия независимой гарантии включает указанные в части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе информацию и документы в реестр независимых гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого 2024-24648 6 реестра независимых гарантий информацию для включения в закрытый реестр независимых гарантий. Как следует из протокола признания Общества уклонившимся, вышеуказанная независимая гарантия не была принята Заказчиком ввиду того, что она содержит следующее наименование объекта закупки: ""по адресу:
г. Москва, Госпитальная площадь, д.2, корп.10, корп.15; системы ангиографической по адресу:
г. Москва, Госпитальная площадь, д.2, корп.4 (лот 68) Выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации с получением положительного заключения Экспертизы, переоборудованию помещений под размещение медицинского оборудования в ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана ДЗМ":, аппаратов рентгенодиагностических", противоречащее условиям извещения о проведении Конкурса.
Согласно сноске Типовой формы наименование объекта закупки указывается в соответствии с извещением об осуществлении закупки, приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно извещению о проведении Конкурса наименование объекта закупки следующее: "Выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации с получением положительного заключения Экспертизы, переоборудованию помещений под размещение медицинского оборудования в ГБУЗ "ГКБ N 29 им. Н.Э. Баумана ДЗМ": аппаратов рентгенодиагностических по адресу:
г. Москва, Госпитальная площадь, д.2, корп.10, корп.15; системы ангиографической по адресу:
г. Москва, Госпитальная площадь, д.2, корп.4 (лот 68)".
Таким образом, указанное в независимой гарантии наименование объекта закупки противоречит условиям извещения о проведении Конкурса, что свидетельствует о несоответствии выданной независимой гарантии требованиям законодательства Российской Федерации. Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика, принявшего решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта, не противоречат положениям пункта 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе. При этом Комиссия пришла к выводу, что независимая гарантия, выданная Банком, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, вышеуказанные действия Банка нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Таким образом, представленная Победителем независимая гарантия не свидетельствует о намеренном недобросовестном уклонении Победителя от заключения государственного контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном уклонении от заключения государственного контракта. Учитывая вышеизложенное по результатам проверки Комиссией Управления вынесено решение исх. N 19513/24 от 14.05.2024 по делу N 077/10/104-6110/2024 об отказе ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы" во включении информации об ООО "МПК-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков, в действиях Банка выявлено нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Заказчику, Оператору электронной площадки, Банку выдано предписание N 19514/24 от 14.05.2024 об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе. 2024-24648 7 В соответствии с предписанием N 19514/24 от 14.05.2024 Заказчиком отменен документа "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 06.05.2024 NППУ20 1" от 20.05.2024 NОД1.
Победителем, в свою очередь, 20.05.2024 повторно подписан проект контракта, а также представлено обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 27.04.2024 N 18497-24-10, выданной ПАО "Промсвязьбанк", а также изменения к независимой гарантии от 13.05.2024 N 1.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки. 22.05.2024 Заказчиком в единой информационной системе размещен протокол о признании Победителя уклонившимся от заключения контракта по итогам Конкурса в связи с тем, что информация и документы об изменении гарантии в реестре независимых гарантий не размещены. ПАО "Промсвязьбанк", в свою очередь, была предпринята попытка внести изменения в реестр независимых гарантий, однако представленный уполномоченным представителем Банка снимок экрана компьютера свидетельствует о наличии ошибки при попытке внести изменения в реестр независимых гарантий. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что после отмены Заказчиком протокола о признании Победителя уклонившимся от заключения контракта, повторных попыток внести изменения в реестр независимых гарантий со стороны Банка не осуществлялось. Комиссия Управления отмечает, что согласно п. 5 Приказа Минфина России от 24.12.2021 N 226н "Об утверждении Порядка формирования и направления гарантом информации, подлежащей включению в закрытый реестр независимых гарантий, в том числе порядка удостоверения права подписи лиц, направляющих информацию, и направления Федеральным казначейством выписок из закрытого реестра независимых гарантий и протоколов о выявленных несоответствиях информации, подлежащей включению в закрытый реестр независимых гарантий, а также форм направления указанной информации, выписок и протоколов" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66725) (далее - Приказ N 226 н) информация формируется гарантом по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу в форме электронного документа с использованием специального программного обеспечения, размещаемого на официальных сайтах Федерального казначейства, Министерства финансов Российской Федерации в 2024-24648 8 информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - специальное программное обеспечение), или в случае отсутствия технической возможности на бумажном носителе.
Также согласно п. 8 Приказа N 226: "Информация, сформированная в форме документа на бумажном носителе, направляется гарантом в территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения гаранта в форме документа на бумажном носителе в двух экземплярах и при наличии технической возможности - на съемном машинном носителе информации в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
В соответствии с пунктом 11 Правил формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5947; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 24 декабря) (далее - Правила), при направлении гарантом информации на бумажном и съемном машинном носителях информации гарант обеспечивает идентичность сведений, представленных на указанных носителях.". Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, принявшего решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта, не противоречат положениям пункта 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе. При этом Комиссия приходит к выводу, что изменения к независимой гарантий, не содержаться в реестр независимых гарантий, вышеуказанные действия Банка нарушают п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренные ч.7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, представленная Победителем независимая гарантия не свидетельствует о намеренном недобросовестном уклонении Победителя от заключения государственного контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном уклонении от заключения государственного контракта Рассмотрев представленные документы и сведения, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-24648 9
Р Е Ш И Л А
:
1.Отказать ГБУ г. Москвы "Дирекция развития объектов здравоохранения города Москвы" во включении информации об ООО "МПК-СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков. 2.
Признать в действиях Банка нарушение статьи п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Банку предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: И.А. Поляков Н.А. Гришина Исп.Гришина Н.А. 2024-24648
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 мая 2024 г. N 077/10/104-6918/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2024