Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Члены Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, при участии представителей: ФГБОУ ВО МГЛУ: Горюшкина Ю.В. (по доверенности от 11.01.2024 N07/027), Барановой О.В. (по доверенности от 27.05.2024 N07/155), в отсутствие представителей ООО "Ремстрой", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "Ремстрой" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО МГЛУ (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию (изготовлению) системы контроля и управления доступом (СКУД) на объекте ФГБОУ ВО МГЛУ по адресу:
г. Москва, ул. Большая Дорогомиловская, д.7 (Закупка N 0373100104824000016) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и 2024-25117 2 муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
1.Заявитель в жалобе указывает на то, что в составе извещения об осуществлении закупки Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении в составе заявки характеристик, наименования страны происхождения товара и товарного знака, поскольку объектом закупки является выполнение работ. Одновременно с этим в составе Технического задания Заказчик объединяет поставляемые и используемые товары.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе(в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При 2024-25117 3 этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно требованиям к составу заявки, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе: "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящих Требований характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака): требования установлены.
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящих Требований".
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в рамках выполнения работ Заказчику поставляется товар, что также отражено в составе извещения об осуществлении закупки. При этом в структурированной форме извещения предъявлены требования к указанному выше товару, ввиду чего Заказчиком установлены оспариваемые требования к составу заявки. В то же время Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью контракта, закупаемый товар выделен отдельно от используемых. Кроме того обоснование начальной (максимальной) цены контракта также содержит указание на поставку товара "Турникет - электромеханический". Положениями Технического задания и проекта контракта предусмотрены условия поставки такого товара, график поставки товара, адрес поставки товара, перечень нормативной документации, которой должен соответствовать товар, требования к безопасности товара, требования к гарантии на товар, что также однозначно указывает на то, что товар является поставляемым, а также на правомерность установления вышеуказанных требований к составу заявки.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки, а также не представлено документов и 2024-25117 4 сведений, свидетельствующих о том, что Заказчиком неправомерно предъявлены вышеуказанные требования к составу заявок участников закупки, а также о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанные доводы Заявителя являются необоснованными. 2.
Согласно доводам жалобы указывает, что в составе извещения Заказчиком неправомерно не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, предусмотренные положениями приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, 2024-25117 5 соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе. П.1 Приказа N126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N1, приложении N2 к Приказу N126н (далее при совместном упоминании - Приложения). Пп.1.1 Приказа 126н определено, что, при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с пп.1.2 и 1.3 п.1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза. Пп.1.3 Приказа 126н определено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза. П.3 Приказа N126н установлено, что для целей применения Приказа N126н не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства 2024-25117 6 или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что в рамках закупки Заказчиком закупается товар "Турникет - электромеханический" код ОКПД2 26.30.50.151 "Средства управления запирающие специальные с дистанционным контролем и дистанционным управлением", который входит в код ОКПД2 26.30 "Оборудование коммуникационное", включенный в Приложение N1 приказа N126н. Вместе с тем в составе извещения Заказчиком не установлены условия допуска, предусмотренные положениями приказа N126н. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что объектом закупки является выполнение работ по созданию (изготовлению) системы контроля и управления доступом (СКУД) на объекте ФГБОУ ВО МГЛУ по адресу: ул. Большая Дорогомиловская, д. 7, а не поставка товара. Приказ N 126н применим исключительно при осуществлении закупки товаров. Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления ранее, в рамках контракта, заключаемого по результатам данной закупочной процедуры, осуществляется поставка товаров, в связи с чем Заказчику надлежит установить условия допуска, предусмотренные положениями приказа N126н, с учетом положений, предусмотренных данным нормативно правовым актом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 3.
Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены противоречивые, неправомерные требования к товару "Турникет - электромеханический", вводящие участников закупки в заблуждение.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, 2024-25117 7 наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Так Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования: "Интеграция в СКУД: Любые типы СКУД", 2024-25117 8 "Беспроводной пульт управления: Наличие". Исходя из требований извещения участники закупки обязаны представить значения по данным характеристикам в неизменном виде. В то же время согласно размещенной в составе извещения инструкции по заполнению заявки участники закупки вправе не предлагать значения показателя, в случае использования, при описании товара (работ, услуг), слова "наличие".
Также Заявитель указывает, что в описании объекта закупки установлено: "Вид турникета: Турникет-трипод", "Пропускная способность в режиме однократного прохода (чел/мин): 30" "Пропускная способность в режиме свободного прохода ( чел/мин):
45" В то же время в структурированной форме извещения Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Вид турникета: Вид турникета", "Пропускная способность в режиме однократного прохода (чел/мин):
30 Человек", "Пропускная способность в режиме свободного прохода (чел/мин):
45 Человек". По мнению Заявителя формирование требование к товару вводит участников закупки в заблуждение поскольку не позволяет определить какая именно продукция требуется Заказчику. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что при формировании извещения были допущены технические ошибки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данных доводов жалобы обоснованными и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 4.
Согласно доводам жалобы Заказчиком в составе инструкции по заполнению заявки установлены противоречивые правила применения союза "и". Комиссией Управления установлено, что в пункте 2.4 инструкции по заполнению заявки установлено: "В случае применения соединительного союза "и" участник предлагает, значение сочетающее в себе обе характеристики одновременно ПримерN4: крепление: напольное и настенное Участник закупки указывает: Крепление: напольное и настенное". Одновременно с этим согласно п.3.8 инструкции по заполнению заявки "В случае применения математических знаков (символов), определяющих интервал возможных значений показателя, участник закупки предлагает конкретное значение показателя, отвечающее за-данным параметрам. ПримерN12: Высота: >3 и < 4 (м) Участник закупки указывает: Вариант 1: Длина: 3,1(м) Вариант 2: Длина: 3,9 (м)". На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что 2024-25117 9 вышеуказанные положения инструкции по заполнению заявки конкретизированы правила применения символов и слов. Так, в случае применения математических символов и союза "и" участники закупки должны представить одно конкретное значение.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом на заседании Комиссии Управления не явился, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного вышеуказанные доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными. 5.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в документах извещения ненадлежащим образом установлены условия о предоставлении в заявках документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также информации о соответствии условиям/ограничениям/запретам допуска. Так, требования к содержанию состава заявки содержат следующие условия: "2). Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Представление указанных документов не требуется, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами". На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что Заказчиком не установлено требование о предоставление, каких либо документов, 2024-25117 10 установленных в соответствии п.п. "в" п. 2 ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе, что подтверждается отсутствием требований о предоставлении таких документов в извещении об осуществлении закупки. Заказчиком не установлено требование о предоставление, каких либо документов, установленных в соответствии п. 5 ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе, что подтверждается отсутствием требований о предоставлении таких документов в извещении об осуществлении закупки. Комиссия Управления отмечает, что положений извещений, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в закупках, должны носить однозначный характер и не допускать двоякого трактования. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что наличие в перечне требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке указания на необходимость предоставления определенной информации, в то время как, фактически, предоставление установленной в таких положениях информации не требуется в составе заявки на участие в закупке, равно как и установление требования о необходимости предоставления информации, которое применяется в зависимости от исполнения определенных условий, указанных в извещении об осуществлении закупки, отсутствие конкретизации запрашиваемых в составе заявки на участие документов, свидетельствует о нарушении Заказчиком положения Закона о контрактной системе при формирования требований к составу и содержанию заявки на участие в закупке, так как не позволяет участникам закупки однозначным образом определить сведения, необходимые к представлению в составе заявке на участие в закупке, без осуществления дополнительного поиска в составе извещения условий применения требования, что, в свою очередь, может повлечь за собой введение участников закупочной процедуры в заблуждение и отклонение заявок таких участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем решая вопрос о выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия Управления отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.05.2024 NИЗК1 на участие в закупке подана 1 заявка, признанная соответствующими положениям извещения, что свидетельствует о возможности формирования и подачи участникам и закупки заявки, и о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-25117 11
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Ремстрой" на действия ФГБОУ ВО МГЛУ обоснованной в части не установления условий допуска предусмотренных приказом N126н, неправомерных требований к составу заявки и требований к закупаемому товару.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.43, п.1 ч.1, ч.2 ст.33, ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий Члены Комиссии: Е.Д. Мартьянова А.А. Кутейников Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-25117
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 мая 2024 г. N 077/06/106-7326/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024