Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члены Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГУП "М.Прогресс": Е.Н. Яценко (дов. N 245 от 28.12.2023), Ю.В. Беляевой (дов. N 32 от 21.05.2024), ИП Трунова Е.В.: В.Н. Степаненко (дов. N б/н от 01.02.2022), рассмотрев жалобы ИП Трунова Е.В. (далее - Заявитель) на действия ГУП "М.Прогресс" при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на оказание услуг по уборке медицинских помещений 3, 4, 5 этажей, расположенных в здании по адресу:
г. Москва, Яблочкова ул., д. 5, стр. 5; оказание услуг по уборке помещений (подвал, 1, 2, 6, 7, 8 и технический этажи), расположенных в здании по адресу:
г. Москва, 2024-25137 2 Яблочкова ул., д. 5, стр. 5 (Закупки N0573500000824000030, 0573500000824000029) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных аукционов. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещений в нарушение Закона о контрактной системе. 1.
В составе жалобы по закупке N 0573500000824000029 Заявитель указывает, что в проекте контракта Заказчиком установлено условие о возможности досрочного исполнения контракта, которое противоречит сути оказываемых услуг.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. П.3.4 проекта контракта установлено: "Исполнитель вправе досрочно оказать услуги по согласованию с Заказчиком". Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, объектом закупки является оказание услуг по уборке помещений. Так, в Приложении 3 к Техническому заданию определен перечень 2024-25137 3 помещений, подлежащих санитарному содержанию (уборке), согласно которому, например, указано: "Тип уборки: Ежедневная поддерживающая; Ежедневная основная" для которой определен в том числе следующий перечень услуг: "Мытье полов вестибюлей, коридоров, гардеробных, фойе, холлов, рекреаций", "Мытье полов кабинетов", при этом указано "Периодичность оказания услуги": "Не менее 1 раза в день, 7 дней в неделю". Аналогичная периодичность в течении длительного времени установлена и для остальных закупаемых услуг.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что условие о возможности досрочного оказания услуг с согласия Поставщика включено в контракт с целью обеспечить бесперебойное обслуживание Единого призывного пункта Военного комиссариата города Москвы (далее - Объект), в случае возможной необходимости увеличения периодичности оказания услуг в части исключительно тех услуг, которые входят в расчет начальной (максимальной) цены контракта (локальную смету), в том числе по требованию пользователя, занимающего данный Объект. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что условие контракта о праве на досрочное оказание услуг противоречит объекту закупочной процедуры, а также является невыполнимым. Так, Заказчиком закупается оказание услуг по уборке помещений, оказывающиеся на ежедневной основе в течение установленного предметом контракта времени, ввиду чего такие услуги досрочно не поскольку результат оказания услуг не будет достигнут.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса.
Также в составе жалобы по закупке N 0573500000824000029 Заявитель обжалует действия Заказчика относительно неправомерного формирования и обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта.
Согласно ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5,8 и 10 ст.99 Закона о контрактной системе. Ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. При этом, согласно ч.1 ст.18 Закона о контрактной системе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком при 2024-25137 4 формировании плана-графика.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, рассмотрение жалобы участника закупки на предмет правомерности формирования и обоснования расчета начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Московского УФАС России. 3.
В составе жалобы по зак N 0573500000824000030 Заявитель указывает, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к исполнителю, противоречащие действующему законодательству.
В соответствии извещением об осуществлении закупки, объектом закупки является оказание услуг по уборке медицинских помещений.
В соответствии с п. 2.9 Технического задания исполнитель не позднее 5 (пяти) дней до начала оказания услуг для каждого объекта Заказчика предоставляет медицинские книжки сотрудников с отметкой о прохождении периодического медицинского осмотра.
Также, согласно п. 2.11 Технического задания исполнитель обеспечивает прохождение сотрудниками Исполнителя обязательных предварительных и периодических, а также внеочередных медицинских осмотров с внесением данных о прохождении медицинских осмотров в личные медицинские книжки сотрудников в соответствии с актом, указанным в пункте 7.16 настоящего Технического задания. Исполнитель обязан обеспечить прохождение сотрудниками Исполнителя медицинского осмотра на туберкулез (методом цифровой флюорографии или рентгенографии с отметкой и датой о прохождении не позднее, чем за полгода до начала оказания услуг) и проведение лабораторных исследований на корь в соответствии с требованиями актов, указанных в пунктах 7.31, 7.32 настоящего Технического задания. Сведения о результатах профилактического осмотра на туберкулез сотрудников предоставляются Исполнителем Заказчику до начала оказания услуг.
В соответствии с п. 5.5 Технического задания личные медицинские книжки сотрудников должны содержать отметки о прохождении предварительных и 2024-25137 5 периодических медосмотров, а также гигиенической аттестации и вакцинации по национальному календарю профилактических прививок в соответствии с требованиями актов, указанных в пунктах 7.9, 7.26, 7.16, 7.24 настоящего Технического задания.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя указал на то, что требования, установленные Заказчиком в п. 2.11 Технического задания, являются неправомерными.
Согласно п. 26 Приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), утвержденному Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N29н для работников организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, установлена периодичность обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров: 1 раз в год. Такие осмотры предусматривают участие врачей-специалистов:
- врач-оториноларинголог, - врач-дерматовенеролог.
- врач-стоматолог, а так же лабораторные и функциональные исследования:
- исследование крови на сифилис, - мазки на гонорею при поступлении на работу, - исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф при поступлении на работу и в дальнейшем - по эпидпоказаниям.
Также согласно п. 27 Приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденному Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н для работников, чья деятельность связана с работами в медицинских организациях установлена периодичность обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров: 1 раз в год. Такие осмотры предусматривают участие врачей-специалистов:
- врач-оториноларинголог, - врач-дерматовенеролог, - врач-стоматолог, - исследование крови на сифилис, а так же лабораторные и функциональные исследования:
- мазки на гонорею при поступлении на работу, - исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и 2024-25137 6 серологическое обследование на брюшной тиф при поступлении на работу и в дальнейшем - по эпидпоказаниям, - исследования на гельминтозы при поступлении на работу и в дальнейшем - по эпидпоказаниям.
Таким образом, требования, установленные заказчиком в п. 2.11 Технического задания противоречат приказу Минздрава России от 28.01.2021 N29н, устанавливающего периодичность медосмотров 1 раз в год.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что внесение изменений Заказчиком самостоятельно в п. 2.11 Технического задания технически не предоставляется возможным, поскольку используется типовой комплект документов при формировании закупки с использованием системы ЕАИСТ.
Кроме того, представитель Заказчика также отметил, что медицинские осмотры некоторых категорий работников регулируются с 01.03.2022 статьей 220, а не 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно ч.6 ст.220 ТК РФ в случае необходимости по решению органов местного самоуправления с учетом мнения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, региональных или территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров. Во исполнение данной нормы п. 2.11 типового Технического задания содержит условие об обязательном прохождении сотрудниками Исполнителя медицинского осмотра на туберкулез (методом цифровой флюорографии или рентгенографии с отметкой и датой о прохождении не позднее, чем за полгода до начала оказания услуг) и проведение лабораторных исследований на корь в соответствии с требованиями Постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 29.12.2015 N 4 "О проведении обязательного медицинского осмотра на туберкулез работников медицинских организаций и медицинских работников учреждений социальной защиты населения города Москвы" и Постановления Главного государственного санитарного врача по городу Москве от 07.08.2017 N 15 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий против кори в городе Москве". Между тем Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с п.1.4.3 Постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 2024-25137 7 29.12.2015 N 4 "О проведении обязательного медицинского осмотра на туберкулез работников медицинских организаций и медицинских работников учреждений социальной защиты населения города Москвы", должен быть обеспечен допуск к работе сотрудников негосударственных организаций, осуществляющих работы на территории, в зданиях, строениях и помещениях медицинских организаций; обучающихся и преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального медицинского образования в период их обучения и производственной практики на базе медицинских организаций, только с результатами ежегодного, один раз в год медицинского осмотра на туберкулез.
В силу изложенного, предъявленное требование о том, что исполнитель обязан обеспечить прохождение сотрудниками исполнителя медицинского осмотра на туберкулез (методом цифровой флюорографии или рентгенографии с отметкой и датой о прохождении не позднее, чем за полгода до начала оказания услуг) не отвечает требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 29.12.2015 N 4 "О проведении обязательного медицинского осмотра на туберкулез работников медицинских организаций и медицинских работников учреждений социальной защиты населения города Москвы".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-25137 8
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ИП Трунова Е.В. на действия ГУП "М.Прогресс" обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Довод жалобы по зак N 0573500000824000029 ИП Трунова Е.В. в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения на основании п.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Е.А. Миронова Члены комиссии: О.А. Челнова А.И. Рахматуллаев Исп.Рахматуллаев А.И. тел.+7 495 784 75 05, 2024-25137
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 мая 2024 г. N 077/06/106-7242/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024