Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ": М.В. Скрипниченко (по дов. N 564-б от 18.01.2024), П.А. Бурцева (по дов. N 560-б от 18.01.2024), Э.А. Салихова (по дов. N 599-б от 27.05.2024), А.А. Яновского (по дов. N 563-б от 18.01.2024), ИП Рудакова Т.И.: А.С. Сушкова (по дов. N б/н от 01.02.2024), У/о: А.В. Петрашкевича (по дов. N б/н от 27.05.2024), рассмотрев жалобу ИП Рудакова Т.И. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку, установку и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования (стерилизатор плазменный) для нужд офтальмологического центра ГБУЗ ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ (Закупка N 0373200045224000986) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-24860 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые 2024-24860 3 предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
Согласно доводам жалобы совокупности установленных параметров к закупаемым товарам по п. 1 "Стерилизатор плазменный" соответствуют товары единственного производителя, а именно Система для стерилизации Стерлинк в вариантах исполнения "Sterlink Mini", S"terlink FPS-15s Plus", РЗН 2022/17932, Производитель "Плазмапп Ко., Лтд." Корея при этом ограничивающим требованием к поставке иного производителя является "Полезный объем камеры: 10
14 л;^дм[3*]".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не отрицал факт соответствия совокупности требований извещения изделий конкретных производителей. Помимо этого представитель Заказчика отметил, что закупаемые изделия являются уникальными и не имеют аналогов, ввиду чего Заказчику необходимы изделия конкретного производителя, обладающие необходимыми характеристиками, в соответствии с потребностью учреждения. Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота одновременно не закупались различные группы товаров, соответствующие 2024-24860 4 конкретным производителям. Кроме того Комиссия Управления считает необходимым отметить, что в случае закупки Заказчиком уникальных, не имеющих аналогов, товаров, Заказчику необходимо иметь документальное подтверждение как непосредственной потребности Заказчика в товарах с требуемыми уникальными характеристиками, так и документальным подтверждением уникальности таких характеристик, свидетельствующим о том, что удовлетворение потребности Заказчика возможно исключительно при применении товаров с необходимыми характеристиками и использование аналогов не представляется возможным. Однако на заседании Комиссии Управления сведений, указывающих на уникальность изделий представителем Заказчика также не представлено.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
Также Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком некорректно сформировано описание объекта закупки с использованием единой информационной системы при формировании извещения, поскольку в графе "Обоснование дополнительных характеристик" включены характеристики, отсутствующие в графе "Характеристики товара, работы, услуги" извещения, что является неправомерным и не позволяет должным образом заполнить заявку на участие в аукционе. Комиссией Управления установлено, что в составе извещения Заказчиком размещен электронный документ "Техническое задание" содержащий в своем составе, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. При этом Комиссией Управления установлено, что в электроном документе "Техническое задание" Заказчиком установлены требования к характеристикам закупаемых изделий, например по п.1: "Стерилизатор плазменный":
-"Обоснование дополнительных характеристик": "Габаритные размеры стерилизатора, не более 433*619*437 мм (Обусл местом для установки стерилизатора, имеющ у Заказчика). Вес стерилизатора, не более 68 кг (Обусл местом для установки стерилизатора, имеющ у Заказчика). Габаритные размеры стерилизационной камеры, не более 264*410*125 мм (Соответ габаритам инструментов, имеющ у Заказчика). Форма упаковки стерилизующего средства: Герметичная кассета, исключающая возможность испарения во внешнюю среду (Обесп безопасности работы прибора и оператора). Система проверки подлинности кассеты с помощью штрих-кода (Обесп безопасности работы прибора и оператора). Продолжительность стандартного цикла стерилизации, не более 36 минут (Необх для обеспечения требуемой оборачиваемости инструментария, имеющ у Заказчика). Продолжительность короткого цикла стерилизации, не более 7 минут (Необх для 2024-24860 5 обеспечения требуемой оборачиваемости инструментария, имеющ у Заказчика). Совместимость с термолабильными медицинскими изделиями (Соответ номенклатуре инструментов, имеющ у Заказчика). Совместимость с медицинскими изделиями с замковыми частями и одноканальными просветами диаметром от 0,7 мм (Соответ номенклатуре инструментов, имеющ у Заказчика). Полностью автоматизированный цикл стерилизации (Обесп безопасности работы прибора и гарантия стерильности инструментария). Уровень гарантии стерильности (SAL), не более 10 в -6 степени (Обесп требуемого качества обработки инструментария). Предварительная сушка при определении наличия влаги внутри камеры (Обесп безопасности работы прибора и гарантия стерильности инструментария). Цветной сенсорный ЖК-дисплей для отображения информации и управления функциями стерилизатора (Удобство использования, визуализация цикла). Возможность прерывания или отмены цикла в случае возникновения ошибки: Автоматическое и ручное. Дистанционная техническая поддержка и обслуживание. Автоматическая печать результатов стерилизации (Удобство использования и маркировки стерильных инструментов). Возможность дооснащения принтера.";
- "Характеристики": "Стерилизующий агент: Пары пероксида водорода". "Удаление воздуха из стерилизационной камеры: С помощью вакуумного насоса. фильтрация удаляемого воздуха из камеры: Да". "Количество полок в камере: 1 шт". "Концентрация стерилизующего вещества: 58
59,5 %". "Напряжение питающей сети: 230 В". "Объем стерилизационной камеры:
7
14 л;^дм[3*]". "Принтер: Нет". "Тип загрузки стерилизатора: Вертикальный". "Тип стерилизатора: Непроходной". "Форма стерилизационной камеры: Прямоугольная". "Модификация стерилизатора: Стерилизатор оснащен дисплеем"; "Стерилизатор имеет систему звукового и визуального оповещения о завершении или отмене цикла стерилизации". "Температурный диапазон: >= 55 < 60 [0*]С". "Автоматическое сохранение отчетов циклов: Да". "Метод стерилизации: Парами пероксида водорода в сочетании с низкотемпературной плазмой". "Назначение: Стерилизация медицинских изделий, выполненных из термофобных и термочувствительных материалов"; "Уничтожение и/или инактивация микроорганизмов на медицинских изделиях и связанных с ними продуктах технологией низкотемпературной плазмы". "Колеса для транспортировки: Нет". "Полезный объем камеры:
10
14 л;^дм[3*]". "Тип двери: Распашная". "Материал корпуса стерилизатора: Пластик". "Отображение информации на дисплее: Сообщение об ошибке в работе стерилизатора"; "Этап цикла стерилизации"; "Информация о необходимом техническом обслуживании". Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
145, которым утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информация (далее - КТРУ)) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ). 2024-24860 6 На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев 2024-24860 7 а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.5 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Вместе с этим Комиссией Управления также установлено, что в составе структурированной формы извещения Заказчиком установлены требования к характеристикам необходимых товаров, например по 1. "Стерилизатор плазменный" указано следующее:
- "Наименование товара, работы, услуги": "Стерилизатор плазменный Идентификатор: 151005135 2024-24860 8 Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: Габаритные размеры стерилизатора, не более 433*619*437 мм (Обусл местом для установки стерилизатора, имеющ у Заказчика). Вес стерилизатора, не более 68 кг (Обусл местом для установки стерилизатора, имеющ у Заказчика). Габаритные размеры стерилизационной камеры, не более 264*410*125 мм (Соответ габаритам инструментов, имеющ у Заказчика). Форма упаковки стерилизующего средства: Герметичная кассета, исключающая возможность испарения во внешнюю среду (Обесп безопасности работы прибора и оператора). Система проверки подлинности кассеты с помощью штрих-кода (Обесп безопасности работы прибора и оператора). Продолжительность стандартного цикла стерилизации, не более 36 минут (Необх для обеспечения требуемой оборачиваемости инструментария, имеющ у Заказчика). Продолжительность короткого цикла стерилизации, не более 7 минут (Необх для обеспечения требуемой оборачиваемости инструментария, имеющ у Заказчика). Совместимость с термолабильными медицинскими изделиями (Соответ номенклатуре инструментов, имеющ у Заказчика). Совместимость с медицинскими изделиями с замковыми частями и одноканальными просветами диаметром от 0,7 мм (Соответ номенклатуре инструментов, имеющ у Заказчика). Полностью автоматизированный цикл стерилизации (Обесп безопасности работы прибора и гарантия стерильности инструментария). Уровень гарантии стерильности (SAL), не более 10 в -6 степени (Обесп требуемого качества обработки инструментария). Предварительная сушка при определении наличия влаги внутри камеры (Обесп безопасности работы прибора и гарантия стерильности инструментария). Цветной сенсорный ЖК-дисплей для отображения информации и управления функциями стерилизатора (Удобство использования, визуализация цикла). Возможность прерывания или отмены цикла в случае возникновения ошибки: Автоматическое и ручное. Дистанционная техническая поддержка и обслуживание. Автоматическая печать результатов стерилизации (Удобство использования и маркировки стерильных инструментов). Возможность дооснащения принтера.";
-"Характеристики товара, работы, услуги": Значение характеристики не Принтер Нет может изменяться участником закупки Значение фильтрация характеристики не удаляемого воздуха Да может изменяться из камеры участником закупки Стерилизатор оснащен дисплеем Участник закупки Стерилизатор имеет систему указывает в заявке Модификация звукового и визуального одно или несколько стерилизатора оповещения о завершении или значений отмене цикла стерилизации характеристики Температурный 55 и < 60 Градус Участник закупки 2024-24860 9 указывает в заявке диапазон Цельсия конкретное значение характеристики Литр; Значение Полезный объем кубически характеристики не
10 и
14 камеры й может изменяться дециметр участником закупки Значение Колеса для характеристики не Нет транспортировки может изменяться участником закупки Значение Тип загрузки характеристики не Вертикальный стерилизатора может изменяться участником закупки Значение Материал корпуса характеристики не Пластик стерилизатора может изменяться участником закупки Литр; Значение Объем кубически характеристики не стерилизационной
7 и
14 й может изменяться камеры дециметр участником закупки Значение характеристики не Тип стерилизатора Непроходной может изменяться участником закупки Значение Напряжение характеристики не 230 Вольт питающей сети может изменяться участником закупки Сообщение об ошибке в работе Отображение стерилизатора Значение характеристики не информации на Информация о необходимом может изменяться дисплее техническом обслуживании участником закупки Этап цикла стерилизации Значение Парами пероксида водорода в характеристики не Метод стерилизации сочетании с низкотемпературной может изменяться плазмой участником закупки Значение Автоматическое характеристики не сохранение отчетов Да может изменяться циклов участником закупки Назначение Стерилизация медицинских Значение изделий, выполненных из характеристики не термофобных и может изменяться термочувствительных материалов участником закупки 2024-24860 10 Уничтожение и/или инактивация микроорганизмов на медицинских изделиях и связанных с ними продуктах технологией низкотемпературной плазмы Значение Удаление воздуха из характеристики не стерилизационной С помощью вакуумного насоса может изменяться камеры участником закупки Значение Форма характеристики не стерилизационной Прямоугольная может изменяться камеры участником закупки Значение Количество полок в характеристики не 1 Штука камере может изменяться участником закупки Значение характеристики не Тип двери Распашная может изменяться участником закупки Значение Стерилизующий характеристики не Пары пероксида водорода агент может изменяться участником закупки Участник закупки Концентрация указывает в заявке стерилизующего
58 и
59.5 Процент диапазон значений вещества характеристики Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что в составе структурированной формы извещения информация о части характеристик указана в разделе "Наименование товара, работы, услуги", при этом в отношении таких характеристик отсутствуют графы, позволяющие представить значение по таким характеристикам, а также отсутствует инструкция по предоставлению сведений о таких характеристик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что характеристики, указанные Заказчиком в разделе "Наименование товара, работы, услуги" не подлежат представлению в составе заявки на участие в закупке, посредством заполнения структурированной формы, в то время как в пп.4 п.14 информационной карты извещения установлено следующее требование к составу заявки: "Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и нарушение Заказчиком ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33 Закона о 2024-24860 11 контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А
:
1.Признать жалобу ИП Рудакова Т.И. на действия ГБУЗ "ГКБ им. С.П. Боткина ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий Члены комиссии: О.А. Челнова А.И. Рахматуллаев Исп.Рахматуллаев А.И. тел.+7 495 784 75 05 2024-24860
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 мая 2024 г. N 077/06/106-7240/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024