Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителей: ГБУЗ "ДС N 68 ДЗМ": А.А. Аферова (по доверенности Nб/н от 30.05.2024), в отсутствие представителей ООО "Ремстрой", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "Ремстрой" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДС N 68 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения для нужд ГБУЗ "ДС N 68 ДЗМ" (Закупка N 0373200230524000083) (далее - запрос котировок), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-25278 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного запроса котировок. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения о проведении закупки в нарушение Закона о контрактной системе. В составе жалобы Заявитель указывает, что в составе извещения Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении характеристик товаров в составе заявки, наименования страны происхождения, а также информации и документов, подтверждающих страну происхождения товаров, поскольку товары "Коммутатор" и "Видеокамера", являются используемыми при выполнении работ в рамках данной закупки, а не поставляемыми, что повлекло за собой на неправомерное установление ограничений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) и условий допуска согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н).
Также Заявитель указывает, что согласно п.6 Технического задания "Требования к используемым материалам и оборудованию" предусмотрена отсылка на Приложение N3 "Сметная документация" В силу п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, 2024-25278 3 наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.3 или п.4, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 2024-25278 4 ст.43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Согласно п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп."а" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и 2024-25278 5 размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении закупочной процедуры Заказчиком установлены ограничения допуска участников закупки в соответствии с Постановлением N 878 и условия допуска согласно приказу N 126н. Комиссией Управления установлено, что в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлено, что заявка должна в том числе содержать: "-характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
-наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального Закона 44-ФЗ.
-информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). Подтверждением страны происхождения поставляемых товаров, в соответствии с п.1.6. Приказа Министерства Финансов от 04.06.2018 г. N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного 2024-25278 6 государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара. Для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3 (3) Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции". Комиссией Управления установлено, что согласно п.6.1 Технического задания определено: "6 Требования к используемым материалам и оборудованию 6.1 Используемые при выполнении работ материалы и оборудование должны соответствовать Приложению 3 "Сметная документация", требованиям технических регламентов или техническим условиям завода-изготовителя, требованиям сертификации, а также должны быть разрешены к использованию на территории Российской Федерации".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что невозможно произвести монтаж систем и оборудования, при этом не поставив данное оборудование. Поставка оборудования предусмотрена самой сутью закупки на монтаж системы видеонаблюдения. Установленные в разделе "Объект закупки" товары являются поставляемыми. Товары учтены в расчёте начальной максимальной цены контракта и являются неотъемлемой частью объекта закупки. Заказчиком установлены в Извещении требования к характеристикам поставляемых товаров, а также соответствующие требования о предоставлении в заявке информации о поставляемых товарах были установлены в документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке". Конечным итогом закупки будет являться смонтированная система видеонаблюдения, состоящая из поставленного оборудования, проводов\кабелей, гофрированных труб и прочего. Кроме того, Техническое задание также содержит положения, предусматривающие монтаж оборудования.
Согласно п. 2.1 Технического задания Подрядчик обязуется выполнить монтаж (далее - работы) оборудования охранной системы видеонаблюдения (далее - оборудование) в соответствии с Приложением 1 "Перечень объектов закупки" к 2024-25278 7 настоящему Техническому заданию в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом и настоящим Техническим заданием, а также в соответствии с требованиями актов, указанных в разделе 7 настоящего Технического задания.
Согласно п.2.18 Технического задания предусмотрено: "Все материалы и оборудование, поставляемые в рамках выполнения работ, подлежат входному контролю с участием представителей Подрядчика и Заказчика. В рамках входного контроля проверяются качество, количество и характеристики поступающих на объект строительных материалов и изделий на соответствие предъявляемым к ним требованиям настоящего Технического задания, стандартов, сертификатов и других необходимых документов, отражающих их свойства, в соответствии с требованиями акта, указанного в пункте 7.28 настоящего Технического задания". По мнению Заказчика из данных пунктов Технического задания, а также сметной документации следует указание на поставку необходимого Заказчику товара. Комиссия Управления отмечает, что согласно положениям п.6.1 Технического задания отражены требования к используемым материалам и оборудованию, а также указано, что используемые материалы и оборудование должны соответствовать, в том числе Приложению N3 "Сметная документация". Комиссия Управления отмечает, что описание объекта закупки подобным образом вводит в заблуждение участников закупки, поскольку из извещения не представляется возможным определить логику формирования требований к конкретным показателям необходимых при оказании услуг товарам, принимая во внимание, что товары, требования к которым не установлены, по своим функциональным и потребительским свойствам не отличаются от вышеуказанных. В свою очередь, пояснения Заказчика, что такие товары не принимаются к бухгалтерскому учету, и являются используемыми в связи с чем требования к ним не установлены, не могут быть приняты Комиссией Управления, поскольку из извещения это однозначно не следует. С учетом изложенного, надлежащим исполнением требований ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе в рамках данной закупки может также являться указание в заявке исключительно согласия участника закупки на оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением о закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4, ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления, 2024-25278 8
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ремстрой" на действия ГБУЗ "ДС N 68 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Н.А. Узкий Члены комиссии: А.А. Матюшенко Э.З. Гугава Исп. Гугава Эдуард Звиадович 8 (495)784-75-05 2024-25278
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 мая 2024 г. N 077/06/106-7064/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024