Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБУЗ "ГП N 36 ДЗМ": Д.Д. Домброского (доверенность от 14.05.2024 N5), в отсутствие представителей ИП Вихров Ю.Ю., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ИП Вихров Ю.Ю. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 36 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских перчаток для нужд ГБУЗ "ГП N36 ДЗМ" в 2024 году (Закупка N 0373200007024000043) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-25627 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, 2024-25627 3 документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1.В составе жалобы Заявитель указывает, что при описании закупаемых изделий Заказчиком в структурированной форме извещения неправомерно не указаны требования к характеристикам закупаемого изделия.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
На основании ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила 2024-25627 4 использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. "а", "б" п.5 Правил использования КТРУ. П.6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых 2024-25627 5 электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено, что в составе структурированной формы извещения, сформированной с использованием единой информационной системы, Заказчиком установлены требования к характеристикам необходимых товаров, так, например по п.1 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные: Идентификатор: 151597242" с позицией КТРУ 22.19.60.119-00000008 указано следующее:
-раздел "Наименование товара, работы, услуги": "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: "Дополнительные характеристики указываются в соответствии с регистрационным удостоверением и инструкцией, должны соответствовать ГОСТ Р 52239-2004: Толщина перчаток- обеспечивает необходимый уровень защиты, должна соответствовать ГОСТ Р 52239-2004.
Наименование изделия согласно нормативной документации, а также для однозначной идентификации изделия при сопоставлении с РУ, заполнения контракта и контроля при поставке. Наименование изделия в заявке указывается в соответствии с регистрационным удостоверением. Маркировка на упаковке и в Регистрационном удостоверении материалов внутреннего слоя/покрытия. Соответствие кода НКМИ в реестре медицинских изделий закупаемому товару.";
-раздел "Характеристики товара, работы, услуги": "Совместимость: С настенными фиксаторами размерами не менее 125 мм х125мм"; "Удлинение при разрыве после ускоренного старения: 400"; "Одинарная толщина в центре ладони:
0.1"; "Ширина перчатки:
80 и
90"; "Количество перчаток в упаковке:> 50"; "Требования к упаковке: Одноразовый блок с окошком"; "Конструктивные особенности: Без опудривания": Манжета с валиком"; "Тип поверхности: Текстурированная на пальцах"; "Минимальный остаточный срок годности на дату поставки: > 12"; "Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты:
245 и
260"; "Назначение: Смотровые"; "Количество компонентов внутреннего покрытия: 1"; "Класс потенциального риска: 1"; "Одинарная толщина среднего пальца перчатки:
0.1"; 2024-25627 6 "Цвет внешнего слоя: Синий"; "Допустимый уровень качества AQL, герметичность: 1.5"; "Удлинение при разрыве до ускоренного старения:
500".
При этом в отношении требований, указанных в разделе "Характеристики товара, работы, услуги", также представлена инструкция по заполнению характеристики, в частности "Удлинение при разрыве после ускоренного старения: 400": "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в разделе "Обосновании дополнительных характеристик" не указано дополнительных характеристик, не предусмотренных Техническим заданием. Более того, участникам закупки достаточно выразить согласие при подаче заявки. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что в составе структурированной формы извещения информация о части характеристик указана в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге", при этом в отношении таких характеристик отсутствуют графы, позволяющие представить значение по таким характеристикам посредством функционала площадки, а также отсутствует инструкция по предоставлению сведений о таких характеристик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком не исполнено надлежащим образом требование об указании требований к товарам с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку часть характеристик отсутствует в разделе "Характеристики товара, работы, услуги". Более того, раздел "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" по своей сути относится непосредственно к самому обоснованию использования характеристик не предусмотренных КТРУ по исполнение п.6 Правил пользования КТРУ. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что размещенное в составе описания объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительной информации не соответствует п.6 Правил использования КТРУ, так как содержит в себе требования к товарам, которые в свою очередь отсутствуют в разделе "Характеристики товара, работы, услуги".
Таким образом, Заказчику, во исполнение требований п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и Правил пользования КТРУ, надлежало отразить все значимые характеристики закупаемых товаров в разделе "Характеристики товара, работы, услуги" с указанием в соответствующих графах наименования характеристик, значение характеристик, единицы измерения характеристик, инструкцию по 2024-25627 7 заполнению характеристик в заявке, а в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" отразить исключительно обоснование таких характеристик, в случае, если они не предусмотрены используемой Заказчиком позицией КТРУ, чего Заказчиком сделано не было. Иными словами, формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм вебинтерфейса ЕИС. При формировании извещения о проведении закупки в ЕИС Заказчику надлежало указать характеристики закупаемой продукции со значениями этих характеристик в соответствующей графе для обеспечения возможности участникам закупки представить такие сведения в структурированной форме. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что в структурированной форме извещения, размещенной в соответствии ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, не установлен весь перечень характеристик к закупаемой продукции, сведения о которых содержатся в в электронном документе "Техническое задание". Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что положения извещения сформированы Заказчиком таким образом, что не позволяют участникам закупки представить сведения о поставляемых изделиях надлежащим образом, посредством заполнения сведений, указанных в структурированной формы извещения, размещение которой обязательно в соответствии с ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.Согласно доводам жалобы Заявитель указывает на установление не предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требований к содержанию регистрационного удостоверения к поставляемым товарам по п. "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные". Так, например, по п.1 Технического задания установлено следующее требование: "Маркировка на упаковке и в Регистрационном удостоверении материалов внутреннего слоя/покрытия".
В соответствии с ч.4 ст.38 Закона об основах охраны здоровья на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной 2024-25627 8 регистрации медицинских изделий" утверждены правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила). П. 6 Правил установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. П.56 Правило установлено, что в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения:
а)наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению);
б)дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер;
в)в отношении лица, на имя которого выдано регистрационное удостоверение, - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица и адрес места его нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;
г)в отношении производителя (изготовителя) - полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма и адрес места нахождения или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства индивидуального предпринимателя;
д)место производства медицинского изделия;
е)номер регистрационного досье;
ж)утратил силу.
- Постановление Правительства РФ от 31.05.2018 N 633;
з)класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации;
и)код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. При этом государственными стандартами на перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные также не установлены подобные требование упаковке. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п. 4 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.01.2017 года N 11н "Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия техническая документация производителя (изготовителя) на медицинское изделие (далее техническая документация), представляемая производителем (изготовителем) медицинского изделия или уполномоченным представителем производителя (изготовителя) медицинского изделия в составе регистрационного досье на медицинское изделие, за исключением программного обеспечения, являющегося медицинском изделием, в том числе программного обеспечения с 2024-25627 9 применением технологий искусственного интеллекта, должна содержать:
1) Наименование медицинского изделия, иную информацию, позволяющую идентифицировать медицинское изделие, например, номер модели, варианты модификаций (исполнений) медицинского изделия;
2) Назначение медицинского изделия и принципы действия;
3) Показания и противопоказания к применению медицинского изделия;
4) Информацию о потенциальных потребителях медицинского изделия;
5) Описания основных функциональных элементов медицинского изделия, которое может сопровождаться схемами, фотографическими изображениями, рисунками, диаграммами и иными пояснениями;
6) Описание составных частей (узлов) медицинского изделия (при наличии);
7) Описание принадлежностей, медицинских изделий или изделий, не являющихся медицинскими, но предусмотренных для использования в комбинации с заявленным медицинским изделием (при наличии);
8) Перечень и описание материалов медицинского изделия, вступающих в непосредственный или опосредованный контакт с организмом пациента (телом человека);
9) Данные о маркировке медицинского изделия и его упаковке и т. д. Характеристика является эксплуатационной и разрешена к описанию ст. 33 Закона о контрактной системе. Комиссии Управления отмечает, что Заказчиком не обосновывается установление данных требований к товарам, кроме того действующим законодательством не установлено императивное требование об указании в регистрационном удостоверении всех характеристик товаров. Доказательств правомерности установления требований к составу регистрационных удостоверений Заказчиком не представлено.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании извещения, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-25627 10
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ИП Вихров Ю.Ю. на действия ГБУЗ "ГП N 36 ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий: Н.А. Узкий Члены комиссии: А.А. Кутейников Э.З. Гугава Исп.Гугава Э.З. тел.495-784-75-05 вн. 2024-25627
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 мая 2024 г. N 077/06/106-7191/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024