Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя: ГБУ "Жилищник района Кузьминки": Г.А. Кутилова(по дов. N б/н от 30.05.2024), в отсутствии представителей ООО "Спортивная архитектура", ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЮВАО", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения информации в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ООО "Спортивная архитектура" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник района Кузьминки" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку малых 2024-25502 2 архитектурных форм и элементов для устройства скейт-парка и памп-трека в районе Кузьминки в 2024 году (Закупка N 0373200041124000485) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных 2024-25502 3 медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. 1.
Комиссией Управления установлено, что согласно Техническому заданию Заказчиком установлены следующий требования к поставке товаров, в частности: 2024-25502 4 по п.1 "Игровой детский комплекс для благоустройства территории": "Вид МАФ: Детский комплекс", "Вид комплекса детского: Спортивный", "Вид спортивного элемента: Воркаут", "Высота: Больше или равно 2240 мм", "Длина: Больше или равно 5500 мм", "Предоставление Заказчиком макета товара: Да", "Ширина: Больше или равно 2100 мм", "Вид сопутствующих услуг: Погрузочно- разгрузочные работы; Монтаж; Согласование эскиза поставляемого товара; Сборка", по п.4 "Элементы скейтпарка для благоустройства территории": "Вид МАФ: Элемент скейтпарка", "Высота: Больше или равно 900 мм", "Длина: Больше или равно 7000 мм", "Предоставление Заказчиком макета товара: Да", "Ширина: Больше или равно 12000 мм", "Вид сопутствующих услуг: Монтаж; Погрузочно- разгрузочные работы; Сборка; Согласование эскиза поставляемого товара". В составе жалобы Заявитель указывает, что Техническое задание составлено Заказчиком ненадлежащим образом, что не позволяет определить сформированную цену контракта. Так, в обосновании своих доводов Заявитель ссылается на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки со следующим содержанием: от 24.05.2024 NРИ1: 2024-25502 5 от 27.05.2024 NРИ2 2024-25502 6 2024-25502 7 В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что объектом данной закупки является поставка спортивных малых архитектурных форм, среди которых присутствуют модульные элементы скейт-парка, которые возможно будут заказаны Заказчиком и сконфигурированы на местах текущего благоустройства, при этом поскольку закупка проводится с неопределённым объёмом, Заказчик вправе 2024-25502 8 закупить любой из этих модулей, ввиду чего итоговый вариант скейт-парка/ памп- трека/спортивного объекта будет сформирован после заключения контракта.
Также представитель Заказчика пояснил, что основные параметры данных элементов - это размеры, которые указаны в полном объёме, включая модули пунктов 25, 26, 27 файла "МАКЕТЫ".
В ответ на запрос была указана марка и материалы, которые Заказчик хотел бы использовать для реализации этого объект, однако поставщик может просчитывать элементы исходя из своих технологических процессов и необходимых для этого материалов. Кроме того, в рамках сборки, монтажа и установки малых архитектурных форм места сборки обязательно ограждаются строительной лентой и используются информационные щиты.
Также при доставке, разгрузке и установке крупногабаритных объектов используется специализированная техника. Её использование без информационных знаков и правильной организации площадки, включая использование обученного персонала, запрещено на территории г. Москвы, поскольку ведёт к рискам для жизни и здоровья граждан. Строительные же работы, в том числе благоустроительные, могут производиться только после открытия ордера, а строительные площадки должны выгораживаться временным ограждением согласно:
- Московский городской закон N 11 от 27 июля 2005 года "О благоустройстве территории города Москвы".
- Постановление Правительства Москвы N 1028-ПП от 28 декабря 2011 года "О Порядке проведения строительных и ремонтных работ на территории города Москвы". Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные разъяснения положений извещения изменяют суть извещения об осуществлении закупки, поскольку, например, согласно данным разъяснениям Заказчик указывает, что материалом для элементов скейт-парка и памп-трека должен быть бетон марки не менее м350, материалом для спортивных элементов: металл, дерево, hpl пластик, поликарбонат, при этом такие требования не отражены в Техническом задании.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что составленное Заказчиком описание объекта закупки не позволяет определить объект, необходимый к поставке, поскольку Техническое задание, в частности не содержит требований к вышеуказанным материалам и отражает исключительно габариты объекта, что, в свою очередь, может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не представляется возможным определить какой товар и с каким характеристиками необходим Заказчику, а также какой товар по итогу подлежит поставке на условиях извещения.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик допустил нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.
В составе жалобы Заявитель также указывает, что Заказчиком неправомерно 2024-25502 9 установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные п.4 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.2.1 ст.31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с ч.2 ст.31) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. 2024-25502 10 В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановлением N 2571.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 20.05.2024 N0373200041124000485 объектом закупки является поставка малых архитектурных форм и элементов для устройства скейт-парка и памп-трека в районе Кузьминки в 2024 году с начальной (максимальной) ценой контракта 24 500 000,00 рублей. В Приложении к постановлению N 2571 дополнительные требования к участникам закупки установлены в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг и сгруппированы в разделы в разрезе сферы закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно позиции 4 Приложения к постановлению N 2571 при проведении конкурентных процедур по оказанию работы по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличием опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с абз.4 п."а" ч.3 постановления N 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 4 Приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей.
Таким образом, дополнительные требования к участникам необходимо устанавливать при любых конкурентных процедурах, если объект закупки включен в Приложение к Постановлению N2571 и в ряде случаев превышает определенную НМЦК.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. 2024-25502 11 На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в извещении о проведении закупки Заказчиком установлены требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при этом пункт 4 Постановления N 2571, на который ссылается Заявитель относится исключительно к установлению информации и документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. В свою очередь, Комиссия Управления также отмечает, что Заказчиком в извещение о проведении электронного аукциона от 20.05.2024 N0373200041124000485 не установлены требования в соответствии с позицией 4 Приложения к постановлению N 2571, вопреки утверждению Заявителя об обратном.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, о невозможности формирования заявки на участие в данном аукционе, а также о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок. С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-25502 12
Р Е Ш И Л А
:
1.Признать жалобу ООО "Спортивная архитектура" на действия ГБУ "Жилищник района Кузьминки" обоснованной в части некорректного описания объекта закупки.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: Е.Д. Мартьянова А.А. Матюшенко Исп.Мартьянова Е.Д. тел.(495) 784-75-05 2024-25502
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 мая 2024 г. N 077/06/106-7155/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024