Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, А.А. Луневича - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки в присутствии уполномоченного представителя ГБУ "Жилищник района Марьино": Ю.В. Щербиной (доверенность N б/н от 30.10.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ИП Цебеков Д.В.: М.Н. Харкебеновой (доверенность N б/н от 30.05.2024), рассмотрев обращение ГБУ "Жилищник района Марьино" о включении сведений об ИП Цебеков Д.В. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
2024-25726 2 В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУ "Жилищник района Марьино" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ИП Цебеков Д.В. (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку почвогрунта в 2024 году (среди СМП) (реестровый N 0373200041124000157). 02.04.2024 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 0157/44-24 на поставку почвогрунта в 2024 году (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 14.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ИП Цебеков Д.В. существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 14.05.2024 размещено в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения 2024-25726 3 Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта поставка товара осуществляется Заказчику на условиях и в сроки, установленные Контрактом и Техническим заданием: с 1 по 10 календарный день с момента заключения контракта. Как пояснил представитель Заказчика, 10.04.2024 от сотрудника Исполнителя было получено фото с образцом почвогрунта. На устный запрос о документах, подтверждающих соответствие товара требованиям Технического задания, 11.04.2024 Поставщиком на был направлен Сертификат соответствия и протокол испытания от 13.07.2022. 11.04.2024 на территорию складского комплекса Заказчика поступил грузовой автомобиль с почвогрунтом объемом кузова 40 м3. Товар не был принят, так как не соответствовал требованиям Технического задания, а именно: в представленном грунте присутствовали комки диаметром более 15 мм, вегетативные части растений, примеси строительного и бытового мусора. Осмотр грунта сопровождался фотофиксацией. 15.04.2024 Поставщиком были высланы: протокол испытаний и сертификат соответствия грунта от 15.04.2024.
По мнению Заказчика в представленном документе не был указан состав направленного для исследования образца, в связи с чем, соответствие поставляемых образцов почвогрунта образцу, представленному для экспертной оценки было подвергнуто сомнению. 26.04.2024 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 27.04.2024 на территорию складского комплекса Заказчика поступили 2 грузовых автомобиля с почвогрунтом объемом кузова по 40 м3 каждый. Товар не был принят, так как не соответствовал требованиям Технического задания, а именно: в представленном грунте присутствовали комки диаметром более 15 мм, вегетативные части растений, примеси строительного и бытового мусора. 02.05.2024 от Исполнителя посредством электронной почты поступило письмо N 98 об отмене Решения со стороны Заказчика. В ответном письме от 04.05.2024 N ОС-21/24 Поставщику направлены причины отказа от приемки товара, повторно направлены акты и подтверждающая наличие несоответствий фотофиксация. 03.05.2024 на территорию складского комплекса Заказчика поступил грузовой автомобиль с почвогрунтом объемом кузова 40 м3. Товар не был принят, так как не соответствовал требованиям Технического задания, а именно: в представленном грунте присутствовали комки диаметром более 15 мм, вегетативные части растений, примести строительного и бытового мусора. 2024-25726 4 07.05.2024 на территорию складского комплекса Заказчика поступил грузовой автомобиль с почвогрунтом объемом кузова 40 м3. Товар не был принят, так как не соответствовал требованиям Технического задания, а именно: в представленном грунте присутствовали комки диаметром более 15 мм, вегетативные части растений, примеси строительного и бытового мусора, крупные камни неизвестного происхождения. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что после согласования предоставленной документации на товар Исполнителем 14.04.2024 был доставлен почвогрунт, однако Заказчиком товар не был принят. 02.05.2024 Поставщиком было направлено письмо, в котором было указано, что Исполнитель 14.04.2024, 27.04.2024 осуществил поставка товара, однако Заказчиком поставленный товар принят не был, акт об отказе в приемке товара не составлялся. Товар доставлен надлежащего качества, соответствующий требованиям технического задания Контракта, сертификат соответствия и паспорт качества на почвогрунт также был представлен.
Также, Представитель Исполнителя указывает, что в Решении Заказчиком указана информация о непоставке товара, что не соответствует действительности.
Также Исполнитель обратился к Заказчику с просьбой указать причины отказа в приемке товара и согласовать дату поставки, выразив готовность осуществить повторную поставку почвогрунта. 03.05.2024, 07.05.2024, 14.05.2024 Исполнителем были направлены грузовые транспорты с почвогрунтом, однако Заказчиком товар принят не был. 04.05.2024, 08.05.2024 и 24.05.2024 на электронный адрес Исполнителя с электронной почты sv.p83@mail.ru направлены письма с актами от 11.04.2024, 27.04.2024, 03.05.2024 и 08.05.2024.
Однако данный адрес электронной почты в Контракте не заявлен как адрес Заказчика. Представитель Исполнителя отмечает, что ст. 16 Контракта предусмотрены следующие электронные адреса: e-mail: maryno-uv@mail.ru; os-maryino@yandex.ru - поставка и исполнение контракта, e-mail: zakupki.maryno@mail.ru - заключение контракта. Так, представитель Исполнителя указывает, что акты за 11.04.2024, 27.04.2024 были направлены 04.05.2024 в нарушение условий Контракта. Представленные фото почвогрунта и акты не информативны, поскольку не содержат информации ни о поставщике, ни фото грузового транспорта, ни их государственных регистрационных знаков.
Таким образом, идентифицировать почвогрунт, поставленный Исполнителем по представленным фото не представляется возможным.
Также Акт, составленный 11.04.2024 не соответствует действительности, так как поставка была 14.04.2024.
Кроме того, представитель Исполнителя сообщил, что с целью проверки качества изготавливаемого почвогрунта Поставщиком инициирована сертификация продукции, которая является товаром добровольной сертификации.
Согласно Протоколу испытаний от 15.04.2024 товар полностью соответствует установленным требованиям Контракта. При отгрузке товара от производителя товара Исполнителем также проводилась оценка качества почвогрунта. Комиссия Управления отмечает, что Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение условий Контракта, тем самым явно выражая намерение к его исполнению. 2024-25726 5 Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. 2024-25726 6 Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУ "Жилищник района Марьино" во включении сведений об ИП Цебеков Д.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Д.А. Аносов Комиссии Управления: Члены Комиссии Управления: А.А. Белолипецкая А.А. Луневич Исп.Белолипецкая А.А. 2024-25726
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 мая 2024 г. N 077/10/104-7610/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024