На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также пункта 19 раздела V постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения государственного заказчика ФГБУ "Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения" законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предмет проверки: электронный аукцион на поставку комплекта модернизации для развития центра хранения и обработки медицинских данных (ЦОМД) для учреждений, подведомственных Минздраву России (ЦОМД) (реестровый N 0373100014624000034).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) 2024-25795 2 в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко - ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, в присутствии уполномоченных представителей ФГБУ "Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения": Н.А. Лихачев (доверенность N б/н от 02.05.2024), Д.А. Шилова (доверенность N 5 от 23.01.2023), А.П. Коган (доверенность N 4 от 23.01.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя АНО "ЦКИТ": О.А. Мочкина (доверенность б/н от 23.01.2024) (о времени и порядке заседания Комиссии Управления стороны уведомлены письмом исх. N ЕИ/18039/24 от 07.05.2024),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение АНО "ЦКИТ" (далее - Заявитель) о возможных нарушениях законодательства о контрактной системе в действиях ФГБУ "Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку комплекта модернизации для развития центра хранения и обработки медицинских данных (ЦОМД) для учреждений, подведомственных Минздраву России (ЦОМД) (реестровый N 0373100014624000034) (далее - Аукцион; Закупка).
1. В составе обращения Заявитель указывает, что Заказчиком не опубликовано обоснование невозможности соблюдения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами 2024-25795 3 Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп. "г" п. 2.1 Постановления N 1236 для целей применения п. 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств по оказанию услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. Кроме того, Постановлением N 1236 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд 2024-25795 4 (далее - Порядок подготовки обоснования).
Согласно п. 2 Порядка подготовки обоснования установлено, что обоснование подготавливается Заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
- в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
- программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка комплекта модернизации для развития центра хранения и обработки медицинских данных (ЦОМД) для учреждений, подведомственных Минздраву России (ЦОМД).
Также Комиссией Управления установлено, что в согласно Извещению о проведению электронного аукциона Заказчиком установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 1236.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик осуществляет закупку не нового ПАКа, а осуществляет модернизацию текущего.
Также Заказчик приложил состав существующего модернизируемого оборудования ЦОМД Заказчика (Приложение N 4 к Техническому заданию). Заказчик формировал закупку, исходя из того, что комплект модернизации должен в полной мере осуществлять автоматизированное взаимодействие со всеми компонентами комплекта, при этом быть совместимым и интегрированным в существующий у Заказчика ПАК.
Также представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки не является приобретение отдельного программного обеспечения, программное обеспечение в данном случае является предустановленным.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика, отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе.
2. Также в составе обращения Заявитель указывает, что Заказчиком согласно Извещению о проведении закупки выбран неверный код ОКПД2 26.20.12.130 "Программно-аппаратные комплексы и аналогичное оборудование, подключаемое к компьютеру или сети передачи данных", что в свою очередь, повлекло к не применению позиции КТРУ.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом 2024-25795 5 исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в КТРУ отсутствуют подходящие позиции, ввиду чего заказчик руководствовался ст. 33 Закона о контрактной системе и п. 7 Правил, из которого следует, что Заказчик вправе осуществить описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки товаров, в отношении которых отсутствует соответствующая позиция КТРУ. Поскольку, чтобы произвести монтаж закупаемого оборудования в комплекте модернизации ПАК, а также в связи с тем, что Заказчик не имеет инженеров нужного уровня квалификации в штате, он привлекает Поставщика к осуществлению модернизации и запуска оборудования с минимальным временем простоя. Поставка оборудования по отдельности без его запуска и пусконаладки всего модернизированного ПАК невозможно. Комиссия Управления отмечает, что в составе обращения Заявителем не указаны, какие позиции КТРУ, по его мнению, должны были быть применены Заказчиком при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика, отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе. 3.
Также в составе обращения Заявитель указывает, что под указанные в Техническом задании характеристики продукция российского производства не подходит.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта 2024-25795 6 закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что поставляемое оборудование должно быть совместимым с имеющимся у Заказчика оборудованием. По окончанию срока подачи заявок обоими участниками были поданы заявки с подтверждением происхождения программ для электронным вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации. В составе обращения, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в Извещении о проведении закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также Заявителем не представлено доказательств того, что у Заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно такой продукции, с теми качественными, функциональными и техническими характеристиками и именно в той комплектации, которая указана в аукционной документации. В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено. 2024-25795 7 Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления не усматривает нарушения положений Закона о контрактной системе действиях Заказчика На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А
: Нарушений Закона о контрактной системе, в рамках полномочий Московского УФАС России, в действиях ФГБУ "Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения" не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Спирякова Члены Комиссии Управления: Е.Ю. Давыденко К.В. Змиевская Исп.Давыденко Е.Ю. 2024-25795
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2024 г. N 077/10/99-6065/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - характеристика - ктру - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024