Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, А.А. Белолипецкой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки в присутствии уполномоченных представителей ГКУ г. Москвы "Дирекция по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ": Д.О. Чубриков (доверенность N 74 от 28.08.2023), С.И. Кириллов (доверенность N 16 от 25.01.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "АВАНТАМЕДИКА": И.А. Морозова (доверенность N б/н от 07.03.2024), рассмотрев обращение ГКУ г. Москвы "Дирекция по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ" о включении сведений об ООО "АВАНТАМЕДИКА" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-25870 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГКУ г. Москвы "Дирекция по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "АВАНТАМЕДИКА" (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для обеспечения пациента на основании решения врачебной комиссии 178/23 (реестровый N 0373200029723007842). 20.11.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N0373200029723007842-ЭА (реестровый N 2772602072223003611) на поставку изделий медицинского назначения для обеспечения пациента на основании решения врачебной комиссии 178/23 (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 20.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ООО "АВАНТАМЕДИКА" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 20.05.2024 размещено в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 2024-25870 3 Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5.1 Контракта: "Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта.". На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 01.04.2024 Поставщику направлена претензия о фактах ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту (на адрес электронной почты; размещено в ЕИС). 01.04.2024 Заказчиком получен ответ Поставщика на претензию. 03.04.2024 Поставщику направлена претензия о фактах ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту (на адрес электронной почты; размещено в ЕИС). 20.05.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта исх. N 02-14/06-13521.
На заседании Комиссии Управления представитель Исполнителя пояснил, что в ходе исполнения своих обязательств, как Поставщика, ООО "АВАНТАМЕДИКА" столкнулось с обстоятельствами непреодолимой силы, предусмотренным разделом 14 Контракта и в порядке п. 3.1.5 Контракта проинформировало Заказчика о том, что осуществить поставу товара, предусмотренного спецификацией не представляется возможным. При заключении Контракта Поставщик руководствовался сведениям Регистрационного удостоверения на медицинские изделия от 13 мая 2014 г. N ФСЗ 2011/09276 в приложении которого указывается Катетер для самокатетеризации лубрицированный, тип Нелатон, мужской, стерильный, со стандартным переходником, Ch 6 указанный в позиции N 3 приложения регистрационного удостоверения. Однако, согласно информационному письму уполномоченного представителя производителя на территории Российской Федерации - ООО "Колопласт" исх. N 19-12 от 21.12.2023 г. указанный катетер не поставляется в Российскую Федерацию.
На основании изложенного ООО "АВАНТАМЕДИКА" предлагало Заказчику в информационном письме исх. N б\н от 21 декабря 2024 г. рассмотреть один из предложенных вариантов урегулирования сложившейся ситуации:
1. Расторгнуть государственный контракт N 0373200029723007842-ЭА на поставку изделий медицинского назначения для обеспечения пациента на основании решения врачебной комиссии 178/23 от 20 ноября 2023 г. в порядке п. 12.3 Контракта по соглашению сторон.
2. На основании п. 12.7 Контракта и в порядке ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44- ФЗ просило рассмотреть возможность поставки товара с улучшенными характеристиками, так как такая возможность предусмотрена ФЗ от 05.04.2013 г. 2024-25870 4 N 44-ФЗ в порядке ст. 95 в случае подписания соответствующего дополнительного соглашения к Контракту. Однако, в ответ на информационное письмо исх. N б\н от 21 декабря 2023 г. Заказчик предоставил ответ исх. N 02-14\06-7395 от 27. Марта 2024 г., согласно которому предложения Поставщика остались без удовлетворения. Для дальнейшего урегулирования сложившейся ситуации Поставщик направил Заказчику информационное письмо исх. N б\н от 01 апреля 2024 г., в котором повторно просил рассмотреть возможность замены товара на основании п. 12.7 Контракта и в порядке ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ поставки товара с улучшенными характеристиками, так как такая возможность предусмотрена Законом о контрактной системе в порядке ст. 95, в случае подписания соответствующего дополнительного соглашения к Контракту и рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения об увеличении срока поставки. Однако, в ответ на информационное письмо исх. N б\н от 01 апреля 2024 г. Заказчик предоставил ответ исх. N 02-14\06-9130 от 03. апреля 2024 г., согласно которому предложения Поставщика остались без удовлетворения.
Таким образом, с решением об одностороннем расторжении Заказчика, Поставщик не согласен, в целях урегулирования ситуации Поставщиком было направлено в адрес Заказчика информационное письмо с пояснениями о невозможности поставить товар, указанный в спецификации и предлагал аналогичный товар на замену для исполнения своих обязательств, как Поставщика. ООО "АВАНТАМЕДИКА" предоставляло: информационное письмо уполномоченного представителя производителя на территории Российской Федерации - ООО "Колопласт" исх. N 19-12 от 21.12.2023 г. о том, что указанный катетер не поставляется в Российскую Федерацию. Кроме того, от уполномоченного представителя производителя на территории Российской Федерации были получены информационные письма о том, что:
1. Компания Колопласт выражает вам свое почтение и настоящим подтверждает, что Регламент о медицинских изделиях 2017/745 (MDR), изменяющий европейскую законодательную базу в области медицинских изделий, вступает в силу в Европейском союзе 26 мая 2024 года.( Переход от Директивы по медицинским изделиям (MDD) 93/42/EEC к Регламенту по медицинским изделиям 2017/745 (MDR)) 2.
Компания "Колопласт" выражает Вам свое почтение, и настоящим подтверждает, что как ранее сообщалось с 26 мая 2024 года поставка продукции Колопласт Эндоскопия будет приостановлена до момента получения новых регистрационных удостоверений, поскольку новая продукция, производимая в соответствии с Регламентом по медицинским изделиям 2017/745 (MDR) требует обязательного внесения изменений в регистрационные удостоверения на территории Российской Федерации. Новый процесс регистрации MDR утвержден и начнется с 1 октября 2024. Длительность регистрации составит около 24 месяцев, поскольку Росздравнадзор предъявляет особые требования к регистрации изделий медицинского назначения европейского производства.
На основании представленных к материалам дела документов и сведений Комиссия Управления делает вывод, что Исполнитель предпринимал действия, направленные на выполнение обязательств по заключенному Контракту и не имел намерения уклоняться от исполнения Контракта.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 2024-25870 5 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. 2024-25870 6 Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Исполнителем условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы Исполнителем заключено и исполнено 228 государственных контрактов. Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГКУ г. Москвы "Дирекция по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ" во включении сведений в отношении ООО "АВАНТАМЕДИКА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: Н.А. Гришина А.А. Белолипецкая Исп.Гришина Н.А. 2024-25870
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июня 2024 г. N 077/10/104-7329/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024