Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ГБУЗ "ГП N 220 ДЗМ": Ю.Э. Борю (по доверенности от 30.05.2024 Nб/н), Ю.Г. Прокофьевой (по доверенности от 26.02.2024 Nб/н), ИП Завгородняя В.Р.: В.Ю. Гусейновой (по доверенности от 17.01.2024 N1), рассмотрев жалобу ИП Завгородняя В.Р. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 220 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по поддержанию чистоты в помещениях структурных подразделений ГБУЗ "ГП N220 ДЗМ" (Закупка N 0373200008324000065) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-25977 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в извещении об осуществлении закупки неправомерной даты начала исполнения контракта, с учетом сроков осуществления закупки, поскольку Заказчиком не учтены сроки для направления участником закупки протокола разногласий и предусмотренных ст.51 Закона о контрактной системе максимально установленных сроков. При этом, как отмечено в составе жалобы, в связи с датой начала исполнения контракта (10.06.2024) также неисполнимыми являются сроки, предусмотренные для выполнения требования о предоставлении информации и документов исполнителем до заключению контракта.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта. Комиссией Управления установлено, что извещение о проведении электронного аукциона от 21.05.2024 содержит информацию о том, что датой подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является 30.05.2024.
Датой начала исполнения контракта является 10.06.2024.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что в п.2.9 и п.2.16 Технического задания установлены следующие требования к исполнителю: "2.9 Исполнитель не позднее 5 (пяти) дней до начала оказания услуг для 2024-25977 3 каждого объекта Заказчика предоставляет следующие документы: копию Трудового договора между Исполнителем и сотрудником (копию Гражданскоправового договора, в случае привлечения внештатных сотрудников); копию дополнительного соглашения к Трудовому договору, заключенному между сотрудником и Исполнителем о предоставлении временного места работы у Заказчика; копии должностных инструкций сотрудников; копии выписок о прохождении сотрудником инструктажа по технике безопасности, пожарной безопасности и охране труда; ежемесячный график работы сотрудников Исполнителя на объекте Заказчика, который должен соответствовать графику работы объекта; приказ о назначении ответственного за охрану труда; приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность; приказ о назначении лица, ответственного за оказание услуг на объекте; копии документов, подтверждающих квалификацию сотрудников, согласно требованиям акта, указанного в пункте 7.27 настоящего Технического задания; медицинские книжки сотрудников с отметкой о прохождении периодического медицинского осмотра; операционно-технологические карты оказания услуг. 2.16 Исполнитель не позднее 10 (десяти) дней до начала оказания услуг для соблюдения правил действующего внутреннего распорядка, контрольно- пропускного режима, внутренних положений и инструкций объекта Заказчика обязан предоставить список сотрудников для прохода в здания и помещения Заказчика, в котором указывается: ФИО, должность, паспортные данные, контактный номер мобильного телефона и место оказания услуг.".
Согласно ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе Заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
В силу ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения Заказчиком в соответствии с ч. 2 ст.51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на 2024-25977 4 электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона о контрактной системе.
На основании ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 ст.51 Закона о контрактной системе, Заказчик осуществляет одно из следующих действий, предусмотренных пунктам 1, 2, 3 ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 ст.51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст.51 Закона о контрактной системе. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных Законом о контрактной системе, и не ранее срока, предусмотренного ч. 1 ст.51 Закона о контрактной системе). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что протокол подведения итогов размещен 29.05.2024, при этом на основании п.3 ст.51 Закона о контрактной системе участник закупки должен подписать проект контракта не позднее пяти рабочих дней следующих за днем размещения Заказчиком проекта контракта, а именно до 05.06.2024. В случае направления протокола разногласий Заказчик обработает его в течение 06.06.2024.
В силу чего не позднее одного рабочего дня контракт будет направлен 07.06.2024.
Таким образом, ввиду чего по истечении десяти дневного срока, определенного ст.51 Закона о контрактной системе, Заказчик подпишет вышеуказанный контракт на законных основаниях 09.06.2024, какие-либо препятствия для заключения контракта в этот период, чтобы приступить к работам с 10.06.2024 отсутствуют. Более того, как отметил представитель Заказчика, указанные сроки не влияют 2024-25977 5 на надлежащего предоставления документов исполнителем, поскольку при установленной дате начала оказания услуг 10.06.2024 документы и информация, предусмотренные п. 2.9 и 2.16 Технического задания согласно условиям указанных пунктов должны быть представлены не позднее 5 и 10 дней до начала оказания услуг, то есть не ранее 05.06.2024 и 31.05.2024.
Таким образом, представитель Заказчика приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе. Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что вышеуказанные Заказчиком обстоятельства не могут свидетельствовать о соблюдении ст.51 Закона о контрактной системе, поскольку установленный срок начала оказания услуг в извещении об осуществлении закупки с 10.06.2024 не учитывает реализацию права победителя на направление и рассмотрение Заказчиком протокола разногласий и соблюдения максимально возможных сроков взаимодействия. Аналогично Комиссия Управления не может согласиться с установленными сроками по предоставлению документами исполнителем, поскольку с учетом установленного срока начала оказания услуг, сроки, предусмотренные п.2.9 и п.2.16 Технического задания: не позднее 5 и 10 дней до начала оказания услуг, являются некорректными и невыполнимыми, и не позволяют участнику закупки представить запрашиваемую Заказчиком информацию в установленный срок, поскольку исходя из сроков установленных п. 2.9 и 2.16 Технического задания, а также даты начала оказания услуг (10.06.2024) такие документы должны быть предоставлены 05.06.2024 и 31.05.2024 то есть до заключения контракта, что не предусмотрено порядком заключения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.8 ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В составе жалобы Заявитель также обжалует неправомерное установление требований к количеству персонала при осуществлении закупаемых услуг по поддержанию чистоты в помещениях структурных подразделений ГБУЗ "ГП N220 ДЗМ".
Согласно доводам жалобы, установление требований к числу сотрудников фактически определяет количество требуемых трудовых ресурсов участника закупки. При этом установление требований к конкретному числу работников не влияет на качество и своевременность оказываемых услуг, которое может в каждом конкретном случае зависеть от таких факторов как профессионализм сотрудников, качество используемых материалов при оказании услуг, технологичность оборудования. Так, Заявитель отмечает, что из положений описания объекта закупки однозначно не следует, что при отличном от установленного Заказчиком количества сотрудников исполнитель контракта, установленного в п.2.48 Технического задания, не сможет оказать необходимый объем услуг, в том числе с применением дополнительного технического оборудования. Ввиду чего Заявитель делает вывод о том, что Заказчик не вправе обременять 2024-25977 6 потенциального исполнителя по контракту ограничивающими требованиями в отношении количества привлекаемого персонала для оказания услуг.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления определено, что в п.2.48 Технического задания извещения об осуществлении закупки установлен следующий стандарт оказания услуг: "Для поддержания чистоты в помещениях в течение рабочего времени объекта Заказчика Исполнитель обеспечивает присутствие не менее 1 (одного) сотрудника на каждом этаже объекта Заказчика. Количество этажей соответствует Приложению 3 "Технические характеристики и площади помещений" к настоящему Техническому заданию".
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Техническое задание данной закупки стандартизировано и сформировано автоматически, ввиду чего Техническое задание редактированию Заказчиком не подлежит. Ввиду чего Заказчик делает вывод об обязательном применении данного требования. Вместе с тем Комиссия Управления не может согласиться с позицией Заказчика, поскольку на основании ст.33 Закона о контрактной системе вменена обязанность именно Заказчику по установлению соответствующих требований по оказанию закупаемых услуг. В свою очередь, установления подобного требования к числу сотрудников фактически определяет количество требуемых трудовых ресурсов участника закупки, что нарушает положения Закона о контрактной системе. Более того, Комиссия Управления считает необходимым отметить, что из положений описания объекта закупки однозначно не следует, что при отличном от установленного Заказчиком количества сотрудников исполнитель контракта не сможет оказать необходимый объем услуг, в том числе, например, с применением дополнительного технического оборудования. Кроме того, Комиссия Управления обращает внимание, в составе Приложения 6 к Техническому заданию определен перечень используемых при оказании услуг материалов и в составе Приложения 5 к Техническому заданию определена периодичность предоставления оказываемых услуг, что позволяет Исполнителю определить необходимое количество персонала для оказания услуг, являющихся 2024-25977 7 предметом контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что, в свою очередь, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Завгородняя В.Р. на действия ГБУЗ "ГП N 220 ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.8 ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: Э.З. Гугава М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-25977
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июня 2024 г. N 077/06/106-7177/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024