Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Э.З. Гугава, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В. Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц связи), при участии представителей: ГБУЗ "ИКБ N 1 ДЗМ": В.В. Жигалиной (доверенность от 23.04.2024 N1835), А.В. Романова (доверенность от 29.05.2024 N45), в отсутствие представителей ООО "Анком-Мед", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ООО "Анком-Мед" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ИКБ N 1 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных для нужд ГБУЗ "ИКБ N 1 ДЗМ" (Закупка N 0373200016724000434) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-26106 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Пп.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе 2024-26106 3 стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1.В составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком противоречивых требований, которые вводят в заблуждение участников закупки, а также препятствуют подаче заявки, а именно "Количество компонентов внутреннего покрытия: 1": "Информация на транспортной упаковке: О наличии компонента". Так, Заявитель указывает, что требования "о наличии компонента" исключается возможность подачи предложения с двумя и более компонентами.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные требования не противоречат друг другу, так, в структурированной форме извещения указано, что количество компонентов внутреннего покрытия должно быть не менее 1. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о подтверждении соответствия стандарту ASTM F1671 об устойчивости перчаток к проникновению переносимых с кровью патогенов, поскольку вышеуказанные стандарты, разрабатываемые и внедряемые ASTM International, являются обязательными для применения в США. При этом, такие стандарты не могут носить обязательный характер на территории Российской Федерации. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что стандарт ASTM F-1671 включен в ГОСТ Р 57404-2017, при этом данный метод был разработан для оценки проникновения переносимых с кровью вирусов Гепатита B и С и ВИЧ, а также других потенциально патогенных микроорганизмов. Данное требование полностью отвечает требованиям безопасности медицинского персонала и профилактики передачи гемоконтактных инфекций. 2024-26106 4 ГОСТ Р 52239-2004 не предусмотрен запрет на установление в описании объекта закупки на обеспечение государственных и муниципальных нужд подобных требований к маркировке медицинских перчаток, указанные требования устанавливаются Заказчиком в соответствии с имеющимися у него потребностями. Невозможность отдельных участников поставить товар, требуемый к поставке Заказчиком с учетом имеющихся потребностей, не является ограничением конкуренции и прав участника. В составе жалобы Заявитель также указывает на установление Заказчиком неправомерных требований, которые вводят в заблуждение участников закупки, а также препятствуют подаче заявки, а именно п.1-7 "Обработка внутренней поверхности изделия: Протеины шелка". Так, Заявитель указывает, что проанализировав инструкции всех Медицинских перчаток на сайте Росздравнадзора отсутствуют перчатки, которые имеют в инструкции указание на наличии компонента в виде протеинов натурального шелка. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что к поставке требуются медицинские перчатки, имеющие обработку внутренней поверхности протеинами шелка для профилактики дерматитов различного рода и иных нежелательных кожных проявлений, оказывает регенерирующее действие, способствует увлажнению кожи рук медицинского персонала при длительной работе, для облегчения надевания перчаток, устойчивости к кожным антисептикам на спиртовой основе, в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО 10993-3,- 10,-11,-13).
Кроме того, исходя из информации, имеющейся в открытых источниках, имеется целый ряд медицинских перчаток, имеющих в своем составе шелк:
1)Регистрационное удостоверение РЗН 2024/22697 от 27.05.2024 "Перчатки диагностические нитриловые IMGTOUCH, нестерильные, одноразовые, универсальной формы, неопудренные, текстурированные, с внутренним полимерным покрытием, с протеинами шелка, цвет: фиолетовый, размеры XS, S, М, L, XL";
2)Регистрационное удостоверение NФСЗ 2012/13339 от 29.11.2012, что подтверждается соответствующим техническим паспортом на товар.
3) Регистрационное удостоверение NФСЗ 2011/11418 от 30.12.2011, что подтверждается информацией, указанной непосредственно на упаковке товара. Доказательств обратного Заявителем не представлено.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями Технического задания, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе. 2024-26106 5 На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы Заявителя являются необоснованными.
2.В составе жалобы Заявитель также указывает, что Заказчиком установлено неправомерное, ограничивающие требование к закупаемым изделиям: "Информация на транспортной упаковке: О наличии компонента". Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к закупаемым изделиям, например по п.1 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" Заказчиком установлено в том числе следующее требование к закупаемому изделию: "Информация на транспортной упаковке: О наличии компонента".
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В составе жалобы Заявитель указывает, что согласно п. 8.3. ГОСТ Р 52239- 2004 групповая упаковка содержит определенные количество единичных упаковок перчаток одинакового размера, обеспечивающих безопасное транспортирование и хранение. Групповые упаковки должны быть маркированы в соответствии с 8.2.1 или 8.2.2 с указанием количества пар перчаток и дополнительными инструкциями для хранения.
Согласно п. 8.1 ГОСТ Р 52239-2004 Общие положения Маркировка перчаток должна включать в себя ссылку на настоящий стандарт. На этикетках могут быть использованы необходимые международные символы по ГОСТ Р ИСО 15223.
Пп.8.2.2 ГОСТ Р 52239-2004 определено, что на упаковке нестерильных перчаток должны быть указаны:
а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;
б) использованный материал;
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
г) размер;
д) номер партии;
е) слово "ОДНОРАЗОВЫЕ";
ж) слово "НЕСТЕРИЛЬНЫЕ";
з) слова "ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ";
и) слова "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;
к) слова "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию". При этом ни в одном техническом регламенте не установлена обязанность указания информации на транспортной упаковке о наличии компонента. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлено требование к информации на транспортной упаковке о наличии компонента для однозначной идентификации изделия при поставке.
Согласно подпункту б пункта 8.2.2.
ГОСТ Р 52239-2004, на упаковке 2024-26106 6 нестерильных перчаток должен быть указан использованный материал. В разделе 4 указанного государственного стандарта "Материалы" прямо указано, что перчатки изготовляют из смеси на основе натурального каучука или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или смеси на основе бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта. Для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993- 3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.
Вещества, используемые для обработки поверхности, должны быть биоразлагаемыми. Комиссия Управления отмечает, что п.3.2 ГОСТ 52239-2004 в том числе установлено, что в зависимости от материала перчатки изготовляют двух типов: а)1 - из латекса натурального каучука; б)2 - из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта..
Таким образом, ГОСТ 52239-2004 не устанавливает требования к транспортной упаковке.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность производителей указывать на транспортной упаковке медицинских перчаток сведения о покрытии изделия.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, (подрядчика, исполнителя), так как согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), на участие в закупке было подано 4 заявки, при этом заявки участников признаны соответствующими требованиям извещения. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-26106 7
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Анком-Мед" на действия ГБУЗ "МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ" обоснованной в части неправомерного описания объекта закупки.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий: Д.С. Грешнева Члены комиссии: Э.З. Гугава М.В. Сорбучева Исп.Гугава Э.З. тел.495-784-75-05 вн. 2024-26106
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июня 2024 г. N 077/06/106-7260/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024