Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.Д. Мартьяновой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц-связи), при участии представителей: ИП Вахрушева Н.В.: Намажапа В.С. (дов.N66АА 7510731 от 30.08.2022), ГБУЗ "ИКБ N 1 ДЗМ": Жигалиной В.В. (дов.N33 от 23.04.2024), Романова А.В. (дов.N45 от 29.05.2024), рассмотрев жалобу ИП Вахрушева Н.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ИКБ N 1 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных для нужд ГБУЗ "ИКБ N 1 ДЗМ" (Закупка N0373200016724000434) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-25881 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены неправомерные и необоснованные требования к характеристикам закупаемых изделий, так, в частности Заявитель указывает на следующие требования к наличию у изделия внутреннего покрытия с конкретным увлажняющим компонентом внутреннего покрытия, например: "Обработка внутренней поверхности изделия: Увлажняющее покрытие с Алое Вера", "Обработка внутренней поверхности изделия: Уровень pH 5.5; Полимерное покрытие". При этом Заявитель указывает, что оспариваемые требования не предусмотрены государственными стандартами, в частности ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (далее - ГОСТ Р 52239-2004), МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1. "Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации" (далее - МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1), ввиду чего в случае установления Заказчиком таких требований описание объекта закупки должно содержать обоснование использования требований к изделиям. Помимо это Заявитель указывает, что в описании объекта закупки Заказчиком указано идентичное обоснование спорных характеристик.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. П.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик должен использовать при формировании описания объекта закупки, показатели, 2024-25881 3 требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в извещении о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены например следующие требования к закупаемым изделиям:
- по п.8-9 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Обработка внутренней поверхности изделия: Увлажняющее покрытие с Алое Вера.", при этом содержится обоснование установления требований к изделию: "Обработка внутренней поверхности- Оказывает благотворное влияние на состояние кожных покровов (восстанавливает естественный кислотно-щелочной баланс кожи, возвращает ей мягкость, упругость, эластичность и здоровый внешний вид), медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов.)";
- по п.10-11 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные": "Обработка внутренней поверхности изделия: Уровень pH 5.5; Полимерное покрытие", при этом содержится обоснование установления требований к изделию: "Обработка внутренней поверхности- Оказывает благотворное влияние на состояние кожных покровов (восстанавливает естественный кислотно-щелочной баланс кожи, возвращает ей мягкость, упругость, эластичность и здоровый внешний вид), медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и 2024-25881 4 обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов.)".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к характеристикам изделия установлены Заказчиком в соответствии с потребностью учреждения, при этом в описании объекта закупки содержится соответствующее обоснование установления оспариваемых требований, выражающее потребность Заказчика, кроме того оспариваемым требованиям соответствует множество изделий разных производителей. Комиссия Управления отмечает, что на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя, а также в составе жалобы Заявителем, не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при установлении оспариваемых требований к закупаемым изделиям. Кроме того Комиссия Управления отмечает, что в составе жалобы Заявителя не содержится доводов, свидетельствующих о том, что требованиям извещения в результате установления спорных показателей не соответствует ни одно изделие, либо соответствуют изделия конкретного производителя. Исходя из вышеизложенного у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. 2.
Также в составе жалобы Заявитель указывает, что в описании объекта закупки к упаковке закупаемых изделий Заказчиком неправомерно установлено требование к упаковке, а именно: "Совместимость: С настенными фиксаторами размерами не менее 125 мм х125мм.".
В силу п.3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки, например по п.6, 7 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные", Заказчиком установлено в том числе следующее требование закупаемому изделию: "Совместимость: С настенными фиксаторами размерами не 2024-25881 5 менее 125 мм х125мм.", при этом Заказчиком размещено обоснование использования оспариваемого требования "Совместимость с настенными фиксаторами - для использования в кабинетах с установленными настенными фиксаторами".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оспариваемые требования к упаковке изделий обусловлены необходимостью совместимости упаковки закупаемых изделий с настенными фиксаторами, установленными в кабинетах медицинского учреждения. Комиссия Управления отмечает, что в описании объекта закупки Заказчиком размещено обоснование использования спорной характеристики, указывающее на наличие у Заказчика обоснованной потребности в изделии с указанными параметрами упаковки. Из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой заказчика. Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в извещение требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, при наличии у Заказчика потребности в получении определенного оборудования, вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения закупки не приходится. Исходя из вышеизложенного у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 3.
В составе жалобы Заявитель также указывает, что Заказчиком установлено неправомерное, ограничивающие требование к закупаемым изделиям: 2024-25881 6 "Информация на транспортной упаковке: О наличии компонента". Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к закупаемым изделиям, при этом по п.1 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" Заказчиком установлено в том числе следующее требование к закупаемому изделию: "Информация на транспортной упаковке: О наличии компонента".
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оспариваемое требование установлено Заказчиком в соответствии с потребностью Заказчика, для возможности идентификации закупаемого изделия, при этом спорное требование предусмотрено ГОСТ Р 52239-2004.
Вместе с этим Комиссия Управления считает необходимым отметить, что п.3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе однозначно указано, что описание объекта закупки может включать в себя в том числе требования к упаковке товара в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации. П.1 ст.481 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. П.3 ст.481 ГК РФ также установлено, что, если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям. Пп.8.3 ГОСТ Р 52239-2004 определено, что групповая упаковка содержит определенное количество единичных упаковок перчаток одинакового размера, обеспечивающих безопасное транспортирование и хранение. Групповые упаковки должны быть маркированы в соответствии с 8.2.1 или 8.2.2 ГОСТ Р 52239-2004 с указанием количества пар перчаток и дополнительными инструкциями для хранения. Пп.8.2.2 ГОСТ Р 52239-2004 определено, что на упаковке нестерильных перчаток должны быть указаны:
а) наименование или торговая марка изготовителя или поставщика;
б) использованный материал;
в) слова "ТЕКСТУРИРОВАННЫЕ" или "ГЛАДКИЕ", "ОПУДРЕННЫЕ" или "НЕОПУДРЕННЫЕ";
г) размер;
д) номер партии;
е) слово "ОДНОРАЗОВЫЕ";
ж) слово "НЕСТЕРИЛЬНЫЕ"; 2024-25881 7 з) слова "ПЕРЧАТКИ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ";
и) слова "ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ", а также год цифрами четырех разрядов и месяц изготовления;
к) слова "Изделие сделано из латекса натурального каучука, который может вызывать аллергическую реакцию". Одновременно с этим п.3.2 ГОСТ 52239-2004 в том числе установлено, что в зависимости от материала перчатки изготовляют двух типов:
а) 1 - из латекса натурального каучука;
б) 2 - из нитрильного латекса, полихлоропренового латекса, раствора бутадиен- стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта.. При этом разделом 4 "Материалы" ГОСТ 52239-2004 также определено, что перчатки изготовляют из смеси на основе натурального каучука или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или смеси на основе бутадиен- стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта. Для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993- 10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.
Используемый краситель не должен быть токсичным. Вещества, используемые для обработки поверхности, должны быть биоразлагаемыми. Комиссия Управления отмечает, что, исходя из вышеуказанных положений ГОСТ 52238-2004, материалом перчатки являются смеси на основе натурального латекса или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или раствора бутадиен-стирольного каучука, или раствора термоэластопласта, или смеси на основе бутадиен-стирольной каучуковой эмульсии, при этом присутствует указание, что покрытие перчатки является материалом, используемым для обработки изделия, а не для непосредственного изготовления изделия, а указание на то, что покрытие перчатки является материалом - отсутствует. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что, вопреки пояснениям представителя Заказчика, в ГОСТ 52239-2004 отсутствуют положение, обязывающие указывать материал внутреннего или внешнего покрытия, а также сведений о наличии покрытия на упаковке изделия.
Таким образом, вопреки пояснениям представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность производителей указывать на групповой или транспортной упаковке медицинских перчаток сведения о покрытии изделия. При этом Комиссия Управления отмечает, что на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, указывающих на то, что закупаемые изделия не представляется возможным идентифицировать без указания сведений о покрытии изделия на транспортной упаковке изделия, ввиду чего указанное в описании объекта обоснование спорного требования, в данном конкретном случае, не может свидетельствовать о 2024-25881 8 правомерности установления спорного требования. Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 30.11.2022 N28/108381/22 "О рассмотрении обращения". Помимо этого Комиссия Управления считает необходимым отметить, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, в то время как требование о наличии информации на упаковке медицинского изделия, очевидно не является характеристикой объекта закупки, ввиду чего необоснованные, непредусмотренные законодательством требования к упаковке изделия свидетельствуют об ограничении количества участников закупки, так как у участников закупки отсутствует возможность предложить к поставке изделия по причине формального несоответствия упаковки изделия требованиям извещения, в то время как само изделие может соответствовать как потребности Заказчика, так и требованиям извещения, установленным непосредственно к изделию, которое является объектом закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Одновременно с этим Комиссией Управления установлено, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, (подрядчика, исполнителя), так как согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), на участие в закупке было подано 4 заявки, при этом заявки участников признаны соответствующими требованиям извещения.
Также Комиссия Управления считает необходимым отметить, что на заседании Комиссии Управления Заявителем были озвучены дополнительные доводы жалобы, не указанные в составе жалобы, размещенной с помощью функционала Единой информационной системы в сфере закупок. Комиссия Управления отмечает, что порядок подачи жалобы регламентирован ст.105 Закона о контрактной системе, так, согласно ч.4 ст.105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные ч.3 ст.105 Закона о контрактной системе, исключительно с использованием единой информационной системы путем формирования и размещения в этой системе соответствующей информации.
Таким образом, дополнительные доводы жалобы не могут приняты к рассмотрению, поскольку не отраженные в тексте жалобы доводы, по своей сути, являются вновь поданной жалобой, при направлении которой не соблюден порядок предусмотренный ч.4 ст.105 Закона о контрактной системе. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что заявляя новые доводы в рамках возбужденного производства по иной жалобе, ранее назначенной к рассмотрению, 2024-25881 9 Заявитель лишает контрольный орган в сфере закупок осуществить предусмотренные законом процессуальные действия, предусмотренные Законом о контрактной системе, а Заказчика и иных лиц, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы возможности предоставить возражения.
Таким образом, рассмотрение новых доводов по существу приведет к нарушению процессуальных прав заказчика и иных лиц, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы на подготовку мотивированной правовой позиции по данным доводам и нарушению принципа равноправия сторон. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-25881 10
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Вахрушева Н.В. на действия ГБУЗ "ИКБ N 1 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к информации на транспортной упаковке закупаемых изделий.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий: Н.А. Узкий Члены комиссии: А.А. Матюшенко Е.Д. Мартьянова Исп. Матюшенко А.А., 8(495) 784-75-05 2024-25881
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июня 2024 г. N 077/06/106-7663/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024