Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе: Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления; Членов комиссии:
- Андрейцева Е.А. - Начальник отдела контроля закупок Управления;
- Сафонов С.И. - Специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления, от Заявителя - не явились уведомлены надлежащим образом; от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Еремина Т.А. на основании доверенности N 12 от 22.11.2023, рассмотрев жалобу ООО "Строительное Эксплуатационное Управление-17" (ИНН: 8602276201; ОГРН: 1178617004499) от 24.05.2024 N 5083/24, на действия Заказчика - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СУРГУТСКАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию объектов (извещение N 0387200030624000069) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Строительное Эксплуатационное Управление-17" (ИНН: 8602276201; ОГРН: 1178617004499) от 24.05.2024 N 5083/24, на действия Заказчика - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СУРГУТСКАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию объектов (извещение N 0387200030624000069). В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Разделом "Требования к характеристикам и составу услуг" Технического задания установлено требование к оснащению аварийно-технической службы Исполнителя специальным оборудованием и инструментом: сварочный аппарат, пружины для прочистки канализационных труб, тепловая пушка до 3,0 Квт), перфоратор, отрезная машинка, резьбонарезные плашки, а также к оснащению оперативного персонала Исполнителя специальным оборудованием: прибор для бесконтактного измерения температуры воздуха и температуры поверхности теплового оборудования и трубопроводов на системе отопления и ГВС, насос для гидравлической опрессовки теплового оборудования и системы теплоснабжения, установка (компрессор с ресивером и насос нагнетательный) для промывки системы теплоснабжения и теплового оборудования, сварочное оборудование, оборудование для пайки полипропиленовых труб и фитингов, оборудование для гнутья водогазопроводных труб Ду от 15 мм до 32 мм. 2. Разделом "Требования к характеристикам и составу услуг" Технического задания установлены требования к персоналу Исполнителя - слесарь-сантехник, сварщик, главный инженер, инженер-теплотехник, инженер КИПиА.
3. Разделом "Требования к характеристикам и составу услуг" Технического задания установлено требование к Исполнителю о наличии запаса материалов (электроды, краны запорные, сортамент труб водогазопроводных Ду от 15 мм до 100 мм. расходные материалы фитинги, фасонина).
4. Разделом "Требования к характеристикам и составу услуг" Технического задания установлены требования к Исполнителю:
- принимать заявки и формировать их, в специализированном программном комплексе, имеющем свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ;
- формировать данные приборов учета в специализированной программе с возможностью удаленного доступа, съема показаний и анализа работы инженерных систем. 5.
Разделами 5, 9 Приложения к техническому заданию "Регламент оказания услуг", пунктом 27 Технического задания предусмотрены мероприятия, связанные с поверкой приборов коммерческого учета холодной воды, горячей воды, отведённых сточных вод и энергопотребления. Период выполнения указанных мероприятий - согласно графику поверки приборов учета.
6. Разделом 9 Приложения к техническому заданию "Регламент оказания услуг", пунктом 27 Технического задания установлена обязанность Исполнителя по поверке приборов учёта, восстановлению тех. документации, восстановлению паспортов расходомеров, общему освидетельствованию узлов учета, а также проектные работы.
7. Согласно разделу технического задания "Срок и режим оказания услуги", оказание услуг осуществляется исполнителем в рабочие дни 07.30 до 19.00 по местному времени.
8. Согласно пункту 26 технического задания, приёмка Услуг осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией по Акту об оказании услуг, предоставляемым Исполнителем и подписываемым Заказчиком после выполнения следующих параметров: непрерывной работы оборудования без замечаний 72 часа.
9. В разделе "Перечень обслуживаемого оборудования" Технического задания указаны объекты Заказчика, при этом нет информации о площадях обслуживаемых зданий и помещений, а также о протяженности сетей, что не дает участнику закупки представления об объеме работ и, соответственно, не дает возможности сформировать ценовое предложение, при том, что описание объекта закупки должно быть полным и достоверным. В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее. Относительно первого довода жалобы Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контракта описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссия Управления отмечает, что согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно разделу "Требования к характеристикам и составу услуг" описания объекта закупки установлено следующее:
- Аварийно-техническая служба должна иметь автотранспорт и необходимое оборудование (сварочный аппарат, пружины для прочистки канализационных труб, тепловая пушка до 3,0 Квт) инструменты (перфоратор, отрезная машинка, резьбонарезные плашки) и запас соответствующих материалов (электроды, краны запорные, сортамент труб водогазопроводных Ду от 15 мм до 100 мм. расходные материалы фитинги, фасонина). Комиссия Управления отмечает, что предметом Контракта является оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно- диспетчерскому обслуживанию объектов. Из буквального толкования указанной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, чтобы необоснованно не ограничить количество участников закупки. Комиссией Управления установлено, что установление вышеуказанных характеристик противоречит части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Требование к используемым при оказании услуг оборудовании не соотносится с положениями вышеприведенной статьи, в частности, тепловая пушка до 3 кВт может отсутствовать у исполнителя, но иметься либо более мощное оборудование либо иной товар, позволяющий качественно оказать условия по планируемому к заключению контракту. Заказчик не может ограничивать исполнителя в выборе средств и способов качественного исполнения контракта, если иное не установлено законом. Выявленные требования противоречат положениям установленным законодательством о контрактной системе и ограничивают конкуренцию.
На основании вышеизложенного, оценив все представленные доказательства, в конкретном случае, с учетом всех установленных обстоятельств, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контракта описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссия Управления отмечает, что согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно разделу "Требования к характеристикам и составу услуг" описания объекта закупки установлено следующее:
- Обслуживающий персонал при выполнении работ должен быть обучен по ПТЭТУ, иметь соответствующие удостоверения:
1. Оперативно-технический персонал слесарь-сантехник, сварщик.
2. Инженерно-технический персонал главный инженер, инженер-теплотехник, инженер КИПиА.
Согласно описанию объекта закупки требуется выполнить следующие работы:
- обеспечение и поддержание исправного состояния оборудования;
- проведение работ по аварийному техническому обслуживанию инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации и электрохозяйства;
- проверка эффективности работы систем ХВС, ГВС, отопления, вентиляции, электроснабжения и выполнение их регулировки на соответствие данным нормативно-технической документации (далее - НТД);
- техническое обслуживание приборов коммерческого учёта полученной холодной воды, горячей воды, отведённых сточных вод и энергопотребления;
- техническое обслуживание дизель генераторной установки 12 кВт - подготовка систем теплоснабжения и водоснабжения к сезонной эксплуатации в соответствии с требованиями Технического задания и Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок;
- сбор показаний приборов коммерческого учёта полученной холодной воды, горячей воды, отведённых сточных вод и энергопотребления на 20 число расчётного месяца, и передача показаний в ресурсоснабжающую организацию не позднее 25 числа расчётного месяца.
- обеспечить круглосуточную работу аварийно-диспетчерской службы и аварийной бригады.
- принимать заявки и формировать их, в специализированном программном комплексе, имеющем свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ.
- обеспечить обслуживаемые объекты необходимым персоналом с возможность реагирования на аварийные ситуации в течении 30 минут - Формировать данные приборов учета в специализированной программе с возможностью удаленного доступа, съема показаний и анализа работы инженерных систем.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако согласно правил эксплуатации, ГОСТам, СП и другой нормативной документации, техническое обслуживание оборудования должно проводится квалифицированным и специально обученным персоналом, что и было изложено в проекте контракта. Комиссия Управления отмечает, что предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно- диспетчерскому обслуживанию объектов, то есть выполнение работ специалистами, указанными в описании объекта закупки обязательно, выполнение работ специалистами не обладающими знаниями в сфере технического обслуживания инженерных систем, текущего ремонта, содержанию и аварийно-диспетчерского обслуживания объектов не представляется возможным. Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На основании вышеизложенного следует, что объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно- диспетчерскому обслуживанию объектов, ввиду чего выполнение работ иными специалистами не представляется возможным, ввиду чего довод Заявителя является необоснованным, нарушения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлено. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контракта описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссия Управления отмечает, что согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно разделу "Требования к характеристикам и составу услуг" описания объекта закупки установлено следующее: "запас соответствующих материалов (электроды, краны запорные, сортамент труб водогазопроводных Ду от 15 мм до 100 мм. расходные материалы фитинги, фасонина)." При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Комиссия Управления отмечает, что Заказчик устанавливая указанное требование показывает то, что при оказании вышеуказанных работ, у Исполнителя должны быть материалы, ввиду чего указания требования о наличии запаса материалов показывает готовность Исполнителя к оказанию услуг. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что в разделе "Перечень обслуживаемого оборудования" указано электрооборудование и прочее оборудование, из которого можно установить количество материала.
Также Комиссия Управления отмечает, что положениями законодательства о контрактной системе установлено подача разъяснений, участник при подаче заявки мог подать запрос о разъяснении о количестве запаса материала, однако вышеуказанного Заявителем сделано не было. Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки. Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем представлено не было. Учитывая изложенное, Комиссия Управления считает довод Заявителя необоснованным в связи с отсутствием документального подтверждения приведенного довода и его обоснованности. Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контракта описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссия Управления отмечает, что согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно разделу "Требования к характеристикам и составу услуг" описания объекта закупки установлено следующее:
- принимать заявки и формировать их, в специализированном программном комплексе, имеющем свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ.
- Формировать данные приборов учета в специализированной программе с возможностью удаленного доступа, съема показаний и анализа работы инженерных систем. Заказчиком установлено конкретное требование, а именно требование к наличию у него технологического оборудования необходимого для производства товара, поставка которого является предметом контракта. То есть под вышеуказанным подразумевается наличие у Подрядчика программы для приема заявок, которые будут поступать от Заказчика в адрес Подрядчика и регистрироваться в программе. Кроме того следует отметить, что также доступ для контроля исполнения отправленных заявок, будет предоставляться Заказчику.
На основании вышеизложенного, у Заказчика имеется выбор о предоставлении указанных заявок в адрес Исполнителя в виде телефонограммы, также по электронной почте, однако установление требования о наличии программы приема заявок, ограничивает конкуренцию. Исходя из смысла положений части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Исполнитель вправе самостоятельно определить способ передачи показаний приборов учета, заказчик, согласно положениям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не вправе требовать использования какого-либо способа передачи информации. Ввиду чего Заказчиком неправомерно установлено требование о принятии и формировании их, в специализированном программном комплексе, имеющем свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ, формировании данные приборов учета в специализированной программе с возможностью удаленного доступа, съема показаний и анализа работы инженерных систем.
На основании вышеизложенного довод Заявителя является обоснованным, в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе. Относительно пятого и шестого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контракта описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Из жалобы следует, что Разделами 5, 9 Приложения к техническому заданию "Регламент оказания услуг", пунктом 27 Технического задания предусмотрены мероприятия, связанные с поверкой приборов коммерческого учета холодной воды, горячей воды, отведённых сточных вод и энергопотребления. Период выполнения указанных мероприятий - согласно графику поверки приборов учета.
Согласно пункту 8 описания объекта закупки установлено, что Исполнитель обязан проводить техническое обслуживание в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации, правил техники безопасности, и других НТД, в том числе: Исполнитель обязан соблюдать нормализованную технологию выполнения строительных работ, регламентируемую главами СНиП 3.04.01-87, СНиП 3.01.01-85, СниП 2.08.02-85, а также требование к качеству материалов согласно ГОСТам. ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденных приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству от 23 ноября 1988 г. N 312".
То есть Исполнитель самостоятельно снимает, сдает на поверку и устанавливает обратно приборы учета, также оплачивает поверку. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что в составе аукционной документации у Заказчика отсутствует график проверки приборов учета. На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что график проверки приборов учета у Заказчика имеется, однако указанный график будет предоставляться Исполнителю при исполнении работ. Однако, при подачи заявки исполнитель не сможет сформировать свое ценовое предложении, при том, что описание объекта закупки должно быть полным и достоверным. Кроме того, из жалобы следует, что Заказчиком не указан объем технической документации, восстановление которой может потребоваться. Ввиду того, что изготовление технической документации может потребовать привлечения специализированной организации, имеющей допуск СРО (на проектирование) и, соответственно, определенных затрат, участник закупки должен понимать объем работ, в противном случае, он не сможет сформировать ценовое предложение, при том, что описание объекта закупки должно быть полным и достоверным, согласно ст. 33 Закона о контрактной системе. Комиссия Управления отмечает, что в составе аукционной документации у Заказчика отсутствует график проверки приборов учета. При подачи заявки исполнитель не сможет сформировать свое ценовое предложении, при том, что описание объекта закупки должно быть полным и достоверным.
На основании вышеизложенного пятый довод в части не предоставления и отсутствия графика проверки приборов учета является обоснованным, шестой довод жалобы являются обоснованными, в действиях Заказчика установлено нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Относительно седьмого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контракта описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно описанию объекта закупки установлено, что согласно разделу технического задания "Срок и режим оказания услуги", оказание услуг осуществляется исполнителем в рабочие дни 07.30 до 19.00 по местному времени. Указанная формулировка никак не нарушает положения законодательства о контрактной системе, поскольку Исполнитель может оказывать услуги в течении вышеуказанного времени, кроме того Исполнителю не обязательно находится в указанное время на объекте. Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, представлено не было. Учитывая изложенное, Комиссия Управления считает довод Заявителя необоснованным в связи с отсутствием документального подтверждения приведенного довода и его обоснованности. Относительно восьмого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 26 описания объекта закупки установлено, что приёмка Услуг осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией по Акту об оказании услуг, предоставляемым Исполнителем и подписываемым Заказчиком после выполнения следующих параметров:
- непрерывной работы оборудования без замечаний 72 часа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контракта описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки. Комиссия Управления, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно подпункту "а" пункта 4 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона):
4) в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 настоящей статьи) осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке. Предметом вышеуказанной закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию объектов. Из вышеуказанной нормы следует, что в срок не позднее двадцати рабочих дней Заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, однако при проверке выполнении работ Исполнителем может возникнуть дефекты, неисправности, связанные с обслуживанием инженерных систем, ввиду чего указанный срок, а именно непрерывная работа оборудования без замечаний 72 часа дает понять есть ли дефекты или неисправности при исполнении работ Исполнителем, тем самым указанное требование установлено Заказчиком правомерно. Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем представлено не было. Учитывая изложенное, Комиссия Управления считает довод Заявителя необоснованным в связи с отсутствием документального подтверждения приведенного довода и его обоснованности. Относительно девятого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее. Из жалобы следует, что в разделе "Перечень обслуживаемого оборудования" Технического задания указаны объекты Заказчика, при этом нет информации о площадях обслуживаемых зданий и помещений, а также о протяженности сетей, что не дает участнику закупки представления об объеме работ и, соответственно, не дает возможности сформировать ценовое предложение, при том, что описание объекта закупки должно быть полным и достоверным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контракта описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. В разделе "Перечень обслуживаемого оборудования" указан перечень объектов и оборудования, которое надо обслуживать на объектах Заказчика, ввиду чего информация о площадях и обслуживаемых зданиях и помещений, о протяженности сетей установлено в Описании объекта закупки. Из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Таким образом, доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, представлено не было. Учитывая изложенное, Комиссия Управления считает довод Заявителя необоснованным в связи с отсутствием документального подтверждения приведенного довода и его обоснованности.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления
решила
выдать обязательное для исполнения предпи- сание. Жалоба ООО "Строительное Эксплуатационное Управление-17" (ИНН: 8602276201; ОГРН: 1178617004499) от 24.05.2024 N 5083/24 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительное Эксплуатационное Управление-17" (ИНН: 8602276201; ОГРН: 1178617004499) от 24.05.2024 N 5083/24, на действия Заказчика - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СУРГУТСКАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию инженерных систем, текущему ремонту, содержанию и аварийно-диспетчерскому обслуживанию объектов (извещение N 0387200030624000069) частично обоснованной.
1.1. первый довод обоснованный. 1.2 второй довод необоснованный.
1.3. третий довод необоснованный.
1.4. четвертый довод обоснованный.
1.5. пятый довод обоснованный в части.
1.6. шестой довод обоснованный.
1.7. седьмой довод необоснованный.
1.8. восьмой довод необоснованный.
1.9. девятый довод необоснованный.
2. Признать в действиях Заказчика - БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ- МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СУРГУТСКАЯ РАЙОННАЯ ПОЛИКЛИНИКА" нарушение положений, пункта 1 части 1 статьи 33 и части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Андрейцева Е.А. Сафонов С.И. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
2024-4056
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 3 июня 2024 г. N 086/06/33-788/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024