Резолютивная часть объявлена 31.05.2024
Изготовлено в полном объеме 05.06.2024 г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Мацола А.А. - Специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А. - Эксперт отдела Управления,
От Подрядчика - посредством видеоконференц-связи Рычкова Ю.В. на основании доверенности N 1 от 28.05.2024;
От Заказчика - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев информацию и документы, поступившие от Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская окружная клиническая больница" (вх. N 5197/24 от 28.05.2024) в отношении ООО "Гурман" (620102, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Посадская д.21, помещение 100, ОГРН: 1176658112311, ИНН: 6658509905, КПП: 665801001) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр),
Установила:
В Управление 28.05.2024 г. поступило обращение от Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская окружная клиническая больница" (вх. N 5197/24 от 28.05.2024) в отношении ООО "Гурман" (620102, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Посадская д.21, помещение 100, ОГРН: 1176658112311, ИНН: 6658509905, КПП: 665801001) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Предоставленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков) и статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Извещение: 0387200000923000628;
Реестровая запись Контракта: 2861700564523000873; Номер контракта - 0387200000923000628/А;
Предмет контракта: Поставка продуктов питания в медицинское учреждение для производства лечебного питания пациентам (говядина замороженная);
Контракт заключен: 29.11.2023 г.;
Цена контракта: 12 700 073,50 руб.;
Срок действия Контракта:
Настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по "31" марта 2025 г. (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Управления установлено следующее.
29.11.2023 г. между Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская окружная клиническая больница" (далее - Заказчик) и ООО "Гурман" (далее - Подрядчик, Исполнитель, Общество) был заключен контракт N 0387200000923000628/А, предметом которого является: Поставка продуктов питания в медицинское учреждение для производства лечебного питания пациентам (говядина замороженная) (далее - Договор /Контракт).
Разделом 1 Контракта установлено следующее:
1.1. Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания в медицинское учреждение для производства лечебного питания пациентам (говядину замороженную) (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
1.2. Наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
Разделом 3 Контракта определен порядок, сроки и условия поставки и приемки товара.
Разделом 4 Контракта установлено взаимодействие Сторон.
Пунктом 11.2. Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Комиссией Управления установлено, что Подрядчиком было принято решение об одностороннем отказе (далее - Решение) - 14.05.2024 г.
Из обоснования решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует (выдержка из текста):
"Поставщик принял на себя обязательство передать в собственность продукты питания в медицинское учреждение для производства лечебного питания пациентам (говядину замороженную) (далее - Товар) Заказчику в обусловленный Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту).
В ходе исполнения своих обязательств Поставщик неоднократно нарушал условия Контракта: поставка товара ненадлежащего качества (07-19-исх-295/кс от 16.02.2024 г., 07-19-исх-879/кс от 24.04.2024 г., 07-19-исх-1018/кс от 07.05.2024 г.), нарушение сроков поставки товара (07- 19-исх-157 /кс от 26.01 .2024 г., 07-19-исх-183/кс от 31.01.2024 г ., 07-19-исх-668/кс от 26.03.2024 г., 07- 19-исх-693/кс от 29.03.2024 г., 07-19-исх-751/кс от 08.04.2024 г., 07-19-исх-780/кс от 12.04.2024 г ., 07- 19-исх-886/кс от 24.04.2024 г., 07-19-исх-948/кс от 27.04.2024 г).
Заказчиком 07.05.2024 года была направлена претензия ООО "Гурман" с требованием заменить некачественный товар в течение двух календарных дней с момента получения претензии. В установленный срок требования не были исполнены. Товар не поставлен.".
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика было опубликовано в личном кабинете единой информационной системы (далее - ЕИС) 14.05.2024 г.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе Решение 14.05.2024 г. доставлено в личный кабинет Исполнителя.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается 14.05.2024 г.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления в силу решения признается - 25.04.2024 г.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно журналу событий, Комиссия Управления установила, что Переведена на статус "Исполнение прекращено" реестровая запись N 2861700564523000873 - 27.05.2024 06:33 (МСК).
Подрядчиком предоставлены письменные объяснения на заседание Комиссии, из которых следует следующее (выдержка из текста):
"Между ООО "Гурман" и Бюджетным учреждением ХМАО-Югры "Сургутская окружная клиническая больница" заключен контракт от 29.11.2023 N 0387200000923000628 на поставку говядины замороженной (далее - контракт). В период действия контракта ООО "Гурман" регулярно осуществляло поставку товара по контракту в соответствии с заявками заказчика. Между тем, заказчиком по электронной почте периодически присылаются фотографии разделанного на порции мяса в тазах без идентификации производителя и соответственно его идентификаций и подтверждения, что именно это мясо поставлено ООО "Гурман", а также акты, согласно которым, комиссия в составе врача-диетолога, заведующего производством, медсестры диетической, а также шеф - повара, проводит контрольные механические обработки. По результатам проводимых мероприятий, данная комиссия принимает решение о выявленных отклонениях от технического задания и стандарта, указанного в сборнике рецептур.
Вышеуказанные мероприятия в виде выборочного контроля проводятся заказчиком с нарушением действующего законодательства, например, ГОСТ 9959-2015, без аккредитованного оборудования и соответствующих специалистов, в непонятном помещении, без предъявления соответствующих подтверждающих документов, в частности, журнала учета температурного режима холодильник камер хранения.
После размещения в единой информационной системе заказчиком решения от 14.05.2024 года об одностороннем расторжении исполнения контракта, ООО "Гурман" 16.05.2024 года в очередной раз осуществил поставку мяса. Вместе с тем, заказчик снова провел несоответствующее законодательству комиссионное обследование в составе вышеуказанных должностных лиц в целях определения потерь при холодной обработке, направил по электронной почте акт от 16.05.2024 года, в котором указывают на выявленные отклонения от технического задания и стандарта, указанного в сборнике рецептур.
ООО "Гурман" не является производителем продуктов питания, а является посредником между производителем и заказчиком. При каждой поставке ООО "Гурман" предоставлял на каждую партию мяса соответствующие документы, подтверждающие качество. Кроме того, в связи с недовольствами и придирками заказчика к качеству мяса, ООО "Гурман" неоднократно менял и осуществлял поставку разных производителей мяса, но заказчика не устраивал ни один производитель.".
Изучив представленные доказательства, Комиссией Управления установлено следующее.
29.11.2023 г. между Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская окружная клиническая больница" (далее - Заказчик) и ООО "Гурман" (далее - Подрядчик, Исполнитель, Общество) был заключен контракт N 0387200000923000628/А, предметом которого является: Поставка продуктов питания в медицинское учреждение для производства лечебного питания пациентам (говядина замороженная) (далее - Договор /Контракт).
Согласно пункту 3.1. Контракта товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта с 01.01.2024 г по 31.12.2024 г. не реже одного раза в неделю с 8.00 до 14.00. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
В материалах дела не представлены заявки, направленные в адрес Поставщика, Заказчик также не подключился на заседание Комиссии.
Однако, согласно решению об одностороннем отказе в ходе исполнения своих обязательств Поставщик неоднократно нарушал условия Контракта: поставка товара ненадлежащего качества (07-19-исх-295/кс от 16.02.2024 г., 07-19-исх-879/кс от 24.04.2024 г., 07-19-исх-1018/кс от 07.05.2024 г.), нарушение сроков поставки товара (07- 19-исх-157 /кс от 26.01 .2024 г., 07-19-исх-183/кс от 31.01.2024 г., 07-19-исх-668/кс от 26.03.2024 г., 07- 19-исх-693/кс от 29.03.2024 г., 07-19-исх-751/кс от 08.04.2024 г., 07-19-исх-780/кс от 12.04.2024 г ., 07- 19-исх-886/кс от 24.04.2024 г., 07-19-исх-948/кс от 27.04.2024 г).
Кроме того, Подрядчику была выставлена претензия N 07-19-Исх-1018/КС от 07.05.2024 с требованием заменить некачественный товар в течение двух календарных дней с момента получения претензии. Также согласно данной претензии в процессе приемки товара Заказчиком установлено, что мясо не соответствует Техническому заданию (Приложение N2 к Контракту), а именно: вместо отруба, состоящего из двух толстых мышц полуперепончатой и приводящей, сросшихся с ними протяжной и гребешковыми мыщцами Поставщиком осуществлена поставка обрезков говядины с большим количеством жира.
При разморозке говядины установлено, что присутствует посторонний запах, нехарактерный для мяса говядины.
Со стороны Подрядчика в адрес Управления поступили материалы дела в которых содержится реестр отправлений поставляемого товара мясо замороженное говядина.
Как указывает Заказчик мясо не соответствует Техническому заданию. При это Подрядчик сообщил, что 16.05.2024 года в очередной раз была осуществлена поставка мяса, однако, заказчик провел несоответствующее законодательству комиссионное обследование в целях определения потерь при холодной обработке.
Кроме того, Подрядчик сообщил, что по просьбе Заказчика неоднократно была произведена замена производителя, но несмотря на наличия необходимых документов к продукции Заказчика не устраивал товар.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4.1 ГОСТ 9959-2015. Межгосударственный стандарт. Мясо и мясные продукты. Общие условия проведения органолептической оценки дегустаторы должны пройти обучение по специальным программам, включающим теоретическое и практическое изучение методов органолептического анализа и факторов, оказывающих влияние на восприятие стимулов при органолептическом анализе. Компетентность дегустатора должна быть подтверждена соответствующим документом (свидетельством или сертификатом), выданным учреждением, имеющим лицензию на данный вид деятельности.
Таким образом, как верно отметил Подрядчик, выборочный контроль проводился заказчиком с нарушением действующего законодательства, без аккредитованного оборудования и соответствующих специалистов. Иные лица для подтверждения несоответствия поставляемой продукции Заказчиком не привлекались. Следовательно, Заказчиком не доказан факт, что поставленный товар был ненадлежащего качества.
Относительно нарушения сроков поставки товара Комиссия Управления отмечает, что за допущенные нарушения сроков поставки предусмотрены штрафные санкции, в свою очередь Заказчик выставлял штрафы Подрядчику за просрочку исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что Подрядчик не отказывался от исполнения условия Контракта, продукция по заявкам Заказчика была поставлена, по просьбе Заказчика были произведена неоднократная замена производителей.
Кроме того, допущенные нарушения со стороны Подрядчика несоразмерны включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на 2 года, поскольку умысла уклоняться от исполнения контракта у Исполнителя не было, а напротив обществом были предприняты все меры для скорейшего исполнения Контракта. ООО "Гурман" при исполнении своих обязательств по контракту действовало добросовестно и разумно.
С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Стройка" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N11-П, в силу ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленное не установлено непосредственно самим законодателем.
Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.
Следовательно, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о применении к субъекту меры публично - правовой ответственности, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Вывод Комиссии:
Проанализировав представленные материалы, Комиссия Управления пришла к выводу, что факт недобросовестного поведения со стороны ООО "Гурман" не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь пунктом 13 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, частями 2 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе,
Решила:
Сведения, направленные от Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутская окружная клиническая больница" (вх. N 5197/24 от 28.05.2024) в отношении ООО "Гурман" (620102, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Посадская д.21, помещение 100, ОГРН: 1176658112311, ИНН: 6658509905, КПП: 665801001) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Мацола А.А.
Петухова Ю.А.
Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 5 июня 2024 г. N 5197/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024