Резолютивная часть объявлена 04.06.2024 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 07.06.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Сафонов С.И.- Специалист-эксперт отдела Управления;
- Мацола А.А..- Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Соколов Е.В. по доверенности N1 от 09.01.2024;
от Победителя аукциона - посредством видеоконференц-связи Даниелян К.С. по доверенности N217 от 03.06.2024; Иванова В.А. по доверенности N211 от 08.04.2024,
на основании поступившего обращения от Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" (вх. N 4959-ЭП/24 от 21.05.20244/ исх. 2467 от 21.05.2024) в котором усматриваются признаки нарушений Федерального закона N 44 - ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при
проведении электронного аукциона, объектом которого являлось "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и страдающих некоторыми видами заболеваний, при лечении которых лекарственные средства, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания предоставляются по рецептам за счет средств бюджета автономного округа в 2024 году" (извещение N0387200009124002652), провела контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в пределах полномочий антимонопольного органа.
Проверка начата в 10 часов 00 минут 04.06.2024.
Проверка окончена в 11 часов 30 минут 07.06.2024.
Заказчик: Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга"
Юридический адрес Заказчика: 628400, ХМАО-Югра, г. Сургут, пр-кт Набережный, 41
ИНН: 8601035838.
Место проведения контрольного мероприятия: 628012, Россия, ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27, каб. 249.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки было установлено следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступило обращение Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" (вх. N 4959-ЭП/24 от 21.05.20244/ исх. 2467 от 21.05.2024), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки N 0387200009124002652, проводимой в форме электронного аукциона, объектом которой является "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и страдающих некоторыми видами заболеваний, при лечении которых лекарственные средства, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания предоставляются по рецептам за счет средств бюджета автономного округа в 2024 году".
Заказчик сообщил, что в ходе подготовки к заключению государственного контракта по закупке N 0387200009124002652 Поставщику (ООО "Альбатрос") был направлен проект контракта для подписания. Поставщик, не согласившись с направленным ему проектом контракта представил протокол разногласий в части заполнения приложения N 1 (Спецификация). В предложенной ООО "Альбатрос" спецификации была снижена общая сумма контракта, вместе с тем на одну часть лекарственных препаратов цена была увеличена за счет снижения на другую, что противоречит ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе. На основании изложенного и руководствуясь п. 19 Правил N 1576 от 01.10.2020 Заказчик просит провести внеплановую проверку Поставщика, снизившего цену одной части товара за счет увеличения стоимости другой, действий должностных лиц Заказчика и службы технической поддержки ЕИС.
Проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода обращения Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Согласно части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе При осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 настоящей статьи, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:
1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;
2) предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов (в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает десять миллионов рублей, а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более десяти миллионов рублей) превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.
На основании части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно извещению N0387200009124002652 объектом закупки является Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и страдающих некоторыми видами заболеваний, при лечении которых лекарственные средства, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания предоставляются по рецептам за счет средств бюджета автономного округа в 2024 году.
НМЦК закупки составляет 1 203 626,00.
Согласно приложению N1 РНМЦК установлено следующее.
N п/п |
Основные характеристики объекта закупки МНН (группировочное или химическое наименование, состав комбинированного лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок) |
Лекарственная форма |
Единица измерения |
Количество лекарственного препарата |
Минимальное значение цены за единицу лекарственного препарата, рублей*
|
Минимальное значение цены за единицу лекарственного препарата с НДС и оптовой надбавкой**, рублей
|
НМЦ (начальная цена единицы)***, рублей |
1 |
Лактулоза |
сироп 667 мг/мл |
см[3*];^мл |
159 000 |
0,86 |
1,08 |
171 720,00 |
2 |
Лактулоза |
сироп 667 мг/мл |
см[3*];^мл |
169 000 |
0,63 |
0,79 |
133 510,00 |
3 |
Урсодезоксихолевая кислота |
капсулы 250 мг |
штука (капсула) |
58 200 |
8,80 |
10,94 |
636 708,00 |
4 |
Калия аспарагинат + магния аспарагинат |
таблетки 175 мг+175 мг |
штука (таблетка) |
500 |
1,04 |
1,32 |
660,00 |
5 |
Бифидобактерии бифидум |
лиофилизат для приготовления суспензии для приема внутрь и местного применения 5 доз |
доз (а) |
160 300 |
1,28 |
1,62 |
259 686,00 |
6 |
Фолиевая кислота |
таблетки 1 мг |
штука (таблетка) |
2 200 |
0,46 |
0,61 |
1 342,00 |
НМЦК (начальная сумма цен единиц) |
1 203 626,00 |
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.05.2024 NИЭА1 Победителем закупки признано ООО "Альбатрос". Предложенная участником закупки цена составила 1 083 260,54.
Заказчиком был направлен проект контракта Победителю закупки для подписания. Победителем закупки был направлен протокол разногласий в части заполнения приложения N 1 (Спецификация). Из данного протокола следует, что ООО "Альбатрос" просит снизить сумму заключаемого контракта до 1083 255, 80 рублей в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Согласно Протоколу разногласий Победитель закупки предлагает следующее.
Редакция Заказчика:
N п/п |
Наименование Товара в соответствии с единым справочником-каталогом лекарственных препаратов (далее - ЕСКЛП) |
Торговое наименование, форма выпуска в соответствии с регистрационным удостоверением лекарственного препарата |
Лекарственная форма в соответствии с ЕСКЛП |
Дозировка в соответствии с ЕСКЛП |
Единица измерения Товара в соответствии с ЕСКЛП (ПЕ) |
Цена за единицу измерения Товара, в том числе |
Количество в единицах измерения Товара |
Стоимость, в том числе |
Количество вторичных (потребительских) упаковок |
Цена за упаковку, руб. (включая НДС) (если облагается НДС) * |
Стоимость упаковок, руб. (включая НДС) (если облагается НДС) * |
|||||
|
|
|||||||||||||||
международное непатентованное или химическое, или группировочное наименование |
торговое наименование |
без НДС |
размер НДС (если облагается НДС) |
итого |
|
без НДС |
размер НДС (если облагается НДС) |
итого |
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1. |
ЛАКТУЛОЗА |
Дюфалак |
Дюфалак сироп 667 мг/мл флакон 200 мл N1 (в комплекте с мерным стаканчиком) |
Сироп |
667 мг/мл |
мл |
0,88363401944 |
0,08836340194 |
0.97199742138 |
159 000 |
140 497,81 |
14 049,78 |
154 547.59 |
795 |
194,399484276 |
154 547.59 |
2. |
ЛАКТУЛОЗА |
Дюфалак |
Дюфалак сироп 667 мг/мл флакон 1000 мл N1 (в комплекте с мерным стаканчиком) |
Сироп |
667 мг/мл |
мл |
0,64636191501 |
0,0646361915 |
0.71099810651 |
169 000 |
109 235,16 |
10 923,52 |
120 158.68 |
169 |
710,998106508 |
120 158.68 |
3. |
УРСОДЕЗОКСИХОЛЕВАЯ КИСЛОТА |
Эксхол |
Эксхол капсулы 250 мг банка N50 |
Капсулы |
250 мг |
Шт. (капсула) |
8,95088550453 |
0,89508855045 |
9.84597405498 |
58 200 |
520 941,54 |
52 094,15 |
573 035.69 |
1 164 |
492,298702749 |
573 035.69 |
4. |
КАЛИЯ АСПАРАГИНАТ+МАГНИЯ АСПАРАГИНАТ |
Аспаркам |
Аспаркам таблетки N50 |
Таблетки |
175 мг+175 мг |
Шт. (таблетка) |
1,08 |
0,108 |
1.188 |
500 |
540,00 |
54,00 |
594.00 |
10 |
59,40 |
594.00 |
5. |
БИФИДОБАКТЕРИИ БИФИДУМ |
Бифидумбактерин |
Бифидумбактерин порошок для приема внутрь и местного применения 500 млн. КОЕ 0,85 г х 30 |
Порошок для приготовления раствора для приема внутрь и местного применения |
500000000 КОЕ |
Г (г лекарственной формы) |
7,79677076071 |
0,77967707607 |
8.57644783678 |
27 251* |
212 469,80 |
21 246,98 |
233 716.78 |
1 068,67** |
218,698737683 |
233 716.78 |
6. |
ФОЛИЕВАЯ КИСЛОТА |
Фолиевая кислота |
Фолиевая кислота таблетка 1 мг N50 |
Таблетки |
1 мг |
Шт. (таблетка) |
0,499 |
0,05 |
0.549 |
2 200 |
1 098,00 |
109,80 |
1 207.80 |
44 |
27,45 |
1 207.80 |
ИТОГО: |
1 083 260,54 |
Редакция Поставщика:
N п/п |
Наименование Товара в соответствии с единым справочником-каталогом лекарственных препаратов (далее - ЕСКЛП) |
Торговое наименование, форма выпуска в соответствии с регистрационным удостоверением лекарственного препарата |
Лекарственная форма в соответствии с ЕСКЛП |
Дозировка в соответствии с ЕСКЛП |
Единица измерения Товара в соответствии с ЕСКЛП (ПЕ) |
Цена за единицу измерения Товара, в том числе |
Количество в единицах измерения Товара |
Стоимость, в том числе |
Количество вторичных (потребительских) упаковок |
Цена за упаковку, руб. (включая НДС) (если облагается НДС) * |
Стоимость упаковок, руб. (включая НДС) (если облагается НДС) * |
|||||
|
|
|||||||||||||||
международное непатентованное или химическое, или группировочное наименование |
торговое наименование |
без НДС |
размер НДС (если облагается НДС) |
итого |
|
без НДС |
размер НДС (если облагается НДС) |
итого |
|
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1. |
ЛАКТУЛОЗА |
Дюфалак |
Дюфалак сироп 667 мг/мл флакон 200 мл N1 (в комплекте с мерным стаканчиком) |
Сироп |
667 мг/мл |
мл |
0,98 |
0,10 |
1,08 |
159000 |
156 109,09 |
15 610,91 |
171 720,00 |
795 |
216,00 |
171 720,00 |
2. |
ЛАКТУЛОЗА |
Дюфалак |
Дюфалак сироп 667 мг/мл флакон 1000 мл N1 (в комплекте с мерным стаканчиком) |
Сироп |
667 мг/мл |
мл |
0,72 |
0,07 |
0,79 |
169000 |
121 372,73 |
12 137,27 |
133 510,00 |
169 |
790,00 |
133 510,00 |
3. |
УРСОДЕЗОКСИХОЛЕВАЯ КИСЛОТА |
Эксхол |
Эксхол капсулы 250 мг банка N50 |
Капсулы |
250 мг |
Шт. (капсула) |
8,07 |
0,81 |
8,8748 |
58200 |
469 557,60 |
46 955,76 |
516 513,36 |
1164 |
443,74 |
516 513,36 |
4. |
КАЛИЯ АСПАРАГИНАТ+МАГНИЯ АСПАРАГИНАТ |
Аспаркам |
Аспаркам таблетки N50 |
Таблетки |
175 мг+175 мг |
Шт. (таблетка) |
1,20 |
0,12 |
1,32 |
500 |
600,00 |
60,00 |
660,00 |
10 |
66,00 |
660,00 |
5. |
БИФИДОБАКТЕРИИ БИФИДУМ |
Бифидумбактерин |
Бифидумбактерин порошок для приема внутрь и местного применения 500 млн. КОЕ 0,85 г х 30 |
Порошок для приготовления раствора для приема внутрь и местного применения |
500000000 КОЕ |
Г (г лекарственной формы) |
8,65724493846 |
0,86572449385 |
9,52296943231 |
27 251* |
235 918,58 |
23 591,86 |
259 510,44 |
1 068,67** |
242,834963084 |
259 510,44 |
6. |
ФОЛИЕВАЯ КИСЛОТА |
Фолиевая кислота |
Фолиевая кислота таблетка 1 мг N50 |
Таблетки |
1 мг |
Шт. (таблетка) |
0,55 |
0,06 |
0,61 |
2200 |
1 220,00 |
122,00 |
1 342,00 |
44 |
30,50 |
1 342,00 |
ИТОГО: |
1 083 255,80 |
Таким образом, в предложенной ООО "Альбатрос" спецификации была снижена общая сумма контракта, вместе с тем на одну часть лекарственных препаратов (урсодезоксихолевая кислота) цена была увеличена за счет снижения на другие.
Так в редакции Заказчика стоимость на урсодезоксихолевую кислоту была предложена 573 038,69 рублей. Победитель закупки предложил цену 516 513,36 рублей.
Согласно пункту 1.1. Постановления Правительства ХМАО - Югры от 24.02.2010 N 67-п (ред. от 24.09.2021) "Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" Для организаций оптовой торговли лекарственными препаратами предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей (за исключением наркотических и психотропных лекарственных препаратов) в зависимости от стоимости лекарственных препаратов:
до 100 рублей включительно - 20 процентов (без НДС);
свыше 100 рублей до 500 рублей включительно - 15 процентов (без НДС);
свыше 500 рублей - 13 процентов (без НДС).
Согласно РНМЦК по позиции "урсодезоксихолевая кислота" минимальное значение цены за единицу лекарственного препарата составляет 8.80 рублей. Количество капсул в упаковке 100 штук. Следовательно, цена за упаковку составляет 880 рублей. Таким образом, размер оптовых надбавок составляет 13 процентов (без НДС). Минимальное значение цены за единицу лекарственного препарата с НДС и оптовой надбавкой составляет 10,94 рублей.
Согласно спецификации в редакции Заказчика цена за единицу товара составляет 9.84597405498 рублей, что не превышает цену за единицу товара с учетом оптовой надбавки (10,94 рублей).
Таким образом, цены в спецификации проекта контракта, направленного Победителю закупки не превышали предельно-допустимую оптовую надбавку согласно Постановления Правительства ХМАО - Югры от 24.02.2010 N 67-п, в связи с чем Заказчику следовало отказать учесть информацию, содержащуюся в протоколе разногласий.
Кроме этого, Протокол разногласий не содержал положений из заявки или проекта контракта, которые были бы указаны Заказчиком неверно. Также применяя аналогию права согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, при снижении участником своего ценового предложения, цена должна снижаться пропорционально по всем товарам.
На основании вышеизложенного, Заказчиком допущено нарушение положений пункта 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Выводы Комиссии:
1. В ходе проведения внеплановой проверки при проведении электронного аукциона, объектом которого являлось "Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и страдающих некоторыми видами заболеваний, при лечении которых лекарственные средства, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания предоставляются по рецептам за счет средств бюджета автономного округа в 2024 году" (извещение N0387200009124002652), в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" выявлены нарушения положений пункта 3 части 4 статьи 51 ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать обязательное для исполнения предписание выдавать.
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
4. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: С.И. Сафонов
А.А. Мацола
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 7 июня 2024 г. N 086/06/99-843/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024