Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в составе: Моисеев С.В. - председатель Комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы; Субботин А.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы; Ивченко Н.И. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы, осуществляя рассмотрение обращения дистанционно (посредством видеоконференц- связи), с участием: 2 Андреевой А.А. - представителя ООО "Электроникс" на основании доверенности от 28.05.2024 N 1; Чумаченко Е.В. - представителя ГБУЗ "ЦРБ Ольховского муниципального района" на основании доверенности от 29.05.2024 N 3/2024, рассмотрев обращение ГБУЗ "ЦРБ Ольховского муниципального района" (далее - Заказчик) вх. N 5370/24 от 28.05.2024 о внесении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений об участнике закупки - ООО "Электроникс" (ИНН 3408009936, ул. Лямина, д. 38, р.п. Иловля, р-н Иловлинский, обл. Волгоградская, 403071, далее - Общество) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки (номер извещения 0129200005323000971),
УСТАНОВИЛА:
06.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту здания Киреевского ФАПа ГБУЗ "ЦРБ Ольховского муниципального района", расположенного по адресу: Волгоградская обл, Ольховский р-н, село Киреево, ул. Центральная, д. 24" (номер извещения 0129200005323000971).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 315 264,72 рублей. 18.04.2023 в ЕИС размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2023 NИЭА1, согласно которому победителем был признан участник закупки ООО "Электроникс". 02.05.2023 с ООО "Электроникс" был заключен контракт N 20230060 SR на выполнение работ по капитальному ремонту здания Киреевского ФАПа ГБУЗ "ЦРБ Ольховского муниципального района", расположенного по адресу: Волгоградская обл, Ольховский р-н, село Киреево, ул. Центральная, д. 24 (далее - Контракт). Цена Контракта - 3 315 264,72 рублей.
Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется собственными силами, своевременно на условиях настоящего Контракта выполнить работы по капитальному ремонту здания Киреевского ФАПа ГБУЗ "ЦРБ Ольховского муниципального района", расположенного по адресу: Волгоградская обл., Ольховский р-н, село Киреево, ул. Центральная, д.24 (далее - "работы") в соответствии с ведомостью объема работ утвержденного сторонами отдельным документом и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях настоящего Контракта. 3 В силу п. 4.3 Контракта работы должны быть закончены в срок не позднее "15" ноября 2023 г. По состоянию на 14.05.2024 в нарушение принятых обязательств по Контракту Подрядчиком не были выполнены работы. В связи с нарушением Подрядчиком условий Контракта Заказчиком в адрес Подрядчика направлялись письма N 504 "23" октября 2023 г., N 518 "30" октября 2023 г., N б/н "04" сентября 2023 г., N б/н "29" августа 2023 г., N 491 "18" октября 2023 г., N 445 "22" сентября 2023 г. с требованиями исполнить обязательства по Контракту. Кроме того, Заказчиком в адрес Подрядчика направлялись следующие претензии и требования об уплате неустоек: Претензия N 561 от "24" ноября 2023 г., Претензия N К/С 21 от "08" апреля 2024 г., Требование N К/С 85 от "07" ноября 2023 г., Требование N К/С 1 от "17" января 2024. Однако, по состоянию на 14.05.2024 в нарушение принятых обязательств по Контракту Подрядчиком так и не были выполнены работы, связи с этим Заказчиком 14.05.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 11.2 Контракта расторжение настоящего Контракта в случае одностороннего отказа от исполнения одной из его Сторон осуществляется с соблюдением требований статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, на основании вышеизложенного у Заказчика имелись правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных 4 частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Во исполнение указанных требований решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком в ЕИС 14.05.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой надлежащего уведомления ООО "Электроникс" является дата получения поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с данными ЕИС Общество получило указанное решение 14.05.2024.
На основании ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, ООО "Электроникс" имело право и возможность устранить нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе, в срок до 24.05.2024 включительно. В установленный срок обстоятельства, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Обществом устранены не были. 25.05.2024 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с установленными требованиями 27.05.2024 Заказчиком указанная информация направлена в Волгоградское УФАС России.
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 ст. 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона о 5 контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий. Общество направило письменные пояснения, в которых указало, что не поставка товара произошла по вине третьих лиц: "... В период выполнения работ, Подрядчик столкнулся с проблемами, которые затрудняли завершение работ в срок. Бригады отказывались от работы, так как село Киреево далеко добираться каждый день, а переночевать возможности, нет. Бригады регулярно расформировывались, и Подрядчик искал новые для выполнения работ по Контракту". Комиссия Управления отмечает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
На основании п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. ООО "Электроникс" как субъект предпринимательской деятельности должно было проанализировать свои возможности и имеющиеся ресурсы с целью недопущения нарушений требований Закона о контрактной системе и условий контракта, в связи с чем приняло риск наступления неблагоприятных для себя последствий в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям названного закона, в том числе в виде невозможности исполнения контракта в установленный срок.
Таким образом, принимая решение об участии в процедуре проведения закупки и подавая соответствующую заявку, ООО "Электроникс" несло риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям этого закона. Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, ООО "Электроникс" должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Кроме того, из содержания заявки ООО "Электроникс" следует, что Общество выражает свое согласие на выполнение работ по капитальному ремонту здания Киреевского ФАПа ГБУЗ "ЦРБ Ольховского муниципального района", расположенного по адресу: Волгоградская обл., Ольховский р-н, село Киреево, ул. Центральная, д.24 в соответствии с 6 условиями Контракта, в том числе с условиями установленного срока исполнения обязательств. При этом в силу статьи 401 ГК РФ при должной степени осмотрительности ООО "Электроникс" могло и должно было изучить объект закупки, содержание извещения об осуществлении закупки, проект контракта, сопоставить возможность выполнения работ в соответствии с техническим заданием со своими производственными и финансовыми ресурсами ещё на стадии подачи заявки, однако Обществом своим правом не воспользовалось. Вина Подрядчика может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - Подрядчик предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, т.е. при совершении действий поставщик предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия. Комиссия учитывает, что после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, ООО "Электроникс" так и не были устранены нарушения, послужившие основанием для принятия такого решения, в связи с чем работы по капитальному ремонту здания Киреевского ФАПа ГБУЗ "ЦРБ Ольховского муниципального района", расположенного по адресу: Волгоградская обл., Ольховский р-н, село Киреево, ул. Центральная, д.24 так и не были выполнены в соответствии с условиями контракта. При этом ООО "Электроникс" доказательств невозможности исполнения обязательств в срок, установленный Контрактом и на условиях, предусмотренных Контрактом по каким-либо объективным основаниям, не представило. Кроме того, при рассмотрении обращения информации и документов, подтверждающих принятие ООО "Электроникс" необходимых мер для надлежащего и своевременного исполнения условий Контракта, не было представлено. Оценив представленные доказательства в их взаимосвязи и совокупности, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для внесения сведений об ООО "Электроникс" в реестр недобросовестных поставщиков. Участвующий в заседании Комиссии представитель Заказчика настаивал на включении информации об ООО "Электроникс" в реестр недобросовестных поставщиков, указав, что из-за неисполнения Обществом обязательств по Контракту, Заказчик не получил ожидаемый результат выполнения работ по капитальному ремонту здания Киреевского ФАПа ГБУЗ "ЦРБ Ольховского муниципального района.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 и ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Электроникс" (ИНН 3408009936, ул. Лямина, д. 38, р.п. Иловля, р-н Иловлинский, обл. Волгоградская, 403071; лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного 7 органа, участник корпоративного юридического лица, способный оказывать влияние на деятельность юридического лица - Овсепян Овсеп Славикович, ИНН 340802360442) сроком на 2 года.
2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике) считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок). Председатель комиссии С.В. Моисеев Члены комиссии: А.А. Субботин Н.И. Ивченко Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия. Исп.Ивченко Н.И. тел.8(8442) 24-22-64
2024-4488
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 31 мая 2024 г. N 034/10/104-663/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024