Резолютивная часть решения оглашена "4" июня 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "7" июня 2024 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей Правительства Тамбовской области (далее - Заказчик) _..
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Марагда" (далее - ООО "Марагда", Общество, Поставщик), уведомленного надлежащим образом,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 19.04.2024 N 0164200001924000871_61548 на изготовление продукции для поощрений и награждений, заключенного с ООО "Марагда", и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение Правительства Тамбовской области (вх. от 29.05.2024 N 3905-ЭП/24) о направлении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Марагда" (614000, г. Пермь, ул. Ленина, д. 10, подъезд 12, этаж 2, офис 2, ИНН 5903145140, КПП 590201001) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 15.05.2024 от исполнения контракта от 19.04.2024 N 0164200001924000871_61548 на изготовление продукции для поощрений и награждений, в связи с нарушением условий контракта.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения контракта от 19.04.2024 N 0164200001924000871_61548, заключенного с ООО "Марагда", представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.2 контракта Заказчик 15.05.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "Марагда" представило письменные возражения по рассматриваемой ситуации, в которых сообщило следующее.
Товар по заявке Заказчика от 25.04.2024 был поставлен 26.04.2024, т.е. в установленный в заявке срок до 29.04.2024. Общество 06.05.2024 разместило в единой информационной системе в сфере закупок универсальный передаточный документ (далее - УПД) на 2 товара: бланк "Грамота Правительства Тамбовской области", бланк "Благодарственное письмо Правительства Тамбовской области". Считает, что Заказчик указал в мотивированном отказе от приемки поставленного товара несоответствия к товару "Почетная грамота Главы Тамбовской области", которого не было в УПД. По состоянию на 04.06.2024 Заказчик не оплатил товар, поставленный Поставщиком по первой заявке. Замечания, указанные Заказчиком в мотивированном отказе были устранены 15.05.2024. Заказчик предъявлял требования к макетам, которых нет в техническом задании, что привело к задержке сроков исполнения по заявке. Отказ Заказчика в приемке товара по предыдущей заявке не позволил поставить товар в полном объеме по заявке N 2 в установленный срок.
Общество считает, что причина, указанная Заказчиком в качестве основания для принятия одностороннего отказа должна быть существенной, а нарушение срока поставки товара не является неустранимым или неисправимым недостатком. На основании изложенного, Общество просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Установлено, что по итогам электронного аукциона N 0164200001924000871 между Заказчиком и Поставщиком 19.04.2024 заключен контракт N 0164200001924000871_61548 на изготовление продукции для поощрений и награждений на сумму 370 675 рублей (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта: "Предмет контракта: изготовление продукции для поощрений и награждений (далее - Товар). Поставщик обязуется поставить и передать Заказчику Товар, а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар на условиях, предусмотренных Контрактом, извещением об осуществлении закупки (приглашением принять участие в определении поставщика), заявкой (окончательным предложением) Поставщика (участника закупки)".
Согласно п. 1.2 контракта: "Наименование и характеристики Товара (описание объекта закупки) указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту)".
Согласно п. 4.2 контракта: "Сроки поставки Товара: с момента заключения Контракта по 25.12.2024 г.".
Согласно п. 4.4 контракта: "Поставщик разрабатывает и предоставляет Заказчику для утверждения дизайн-макеты Товара в течение 3 рабочих дней с даты заключения Контракта. Дизайн-макеты предоставляются в цветном виде на бумажном носителе".
Согласно п. 4.5 контракта: "Заказчик утверждает дизайн-макеты Товара в течение 3 рабочих дней с даты предоставления их Поставщиком или направляет Поставщику замечания с указанием срока их устранения. Поставщик вносит изменения в дизайн-макеты в срок, в соответствии с замечаниями и предложениями указанными Заказчиком".
Согласно п. 4.6 контракта: "Количество и ассортимент Товара, срок (дата, время) поставки определяются Заказчиком в конкретной заявке. При необходимости Поставщик обеспечивает поставку в выходные и праздничные дни. Заявка на поставку осуществляется в письменной форме или в устной форме по телефону за 48 часов до момента поставки. Поставщик обязан поставить Товар точно в срок и по указанному адресу".
Согласно п. 4.7 контракта: "Товар должен быть растаможен, освобожден от обязательств третьих сторон и сопровождаться следующими сопроводительными документами: товарная накладная и/или универсальный передаточный документ".
Согласно п. 5.2 контракта: "К документу о приемке, предусмотренному пунктом 5.1 настоящего Контракта, должны прилагаться электронные образы бумажных документов: товарная накладная и/или универсальный передаточный документ, которые считаются его неотъемлемой частью".
Согласно п. 5.7 контракта: "В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик вправе безвозмездно устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе в течение 1 рабочего дня, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Федерального закона 44-ФЗ".
Согласно п. 5.10 контракта: "Заказчик вправе отказаться принять Товар и не оплачивать его в случае: отсутствия документов, установленных законодательством и Контрактом; несоответствия по стоимости; несоответствия по количеству; несоответствия по качеству Товара".
Установлено, что Заказчик в заявке от 25.04.2024 просил Поставщика осуществить поставку партии товара в срок до 29.04.2024 в следующем количестве и ассортименте:
1. Бланк ''Грамота Правительства Тамбовской области'' в количестве 100 шт. стоимостью 7500 рублей,
2. Бланк ''Благодарственное письмо Правительства Тамбовской области'' в количестве 100 шт. стоимостью 6000 рублей,
3. "Почетная грамота Главы Тамбовской области" в количестве 1 шт. стоимостью 3200 рублей.
Поставщик предоставил Заказчику дизайн-макеты 26.04.2024 согласно указанной заявке.
В ходе проверки макетов Заказчиком было установлено, что "Почетная грамота Главы Тамбовской области" не соответсвует требованию, установленному в описании объекта закупки: "Почетная грамота Главы Тамбовской области представляет собой плакетку А4 размером: 2330 см.", поскольку представленная плакетка имела формат А3. Кроме того были установлены другие несоответствия данного товара в части размера футляра, логотипа Правительства Тамбовской области.
Заказчик составил акт от 02.05.2024 выявленных недостатков товара и направил Поставщику мотивированный отказ от 06.05.2024 от подписания документов о приемке товара, приложив данный акт.
Кроме того, Заказчик направил Поставщику очередную заявку на поставку Товара N 2 от 03.05.2024 со сроком исполнения до 07.05.2024.
Поскольку товар по заявке от 03.05.2024 в установленный срок не поступил к Заказчику, Заказчиком была направлена претензия Поставщику от 08.05.2024 о ненадлежащем исполнении условий контракта с требованием поставить товар в срок до 14.05.2024.
Общество письмом от 14.05.2024 сообщило Заказчику свое несогласие с мотивированным отказом заказчика по первой заявке и просило принять и оплатить товар: 100 шт. бланков "Грамота Правительства Тамбовской области" и 100 шт. бланков "Благодарственное письмо Правительства Тамбовской области".
Заказчик письмом от 15.04.2024 сообщил Поставщику, в том числе, следующее: "В настоящее время от Поставщика не поступил товар "Почетная грамота Главы Тамбовской области", претензия заказчика не исполнена, а также Заказчик напоминает о неисполненной заявке на поставку товара N 2 от 03.05.2024 со сроком поставки до 07.05.2024".
17.05.2024 Заказчик направил Поставщику мотивированный отказ от подписания документов о приемке, указав, что согласно п. 4.7 контракта: "Товар должен быть растаможен, освобожден от обязательств третьих сторон и сопровождаться следующими сопроводительными документами: товарная накладная и/или универсальный передаточный документ". Поставщиком нарушено данное условие, документы не представлены Заказчику. Кроме того, документ о приемке должен содержать все 3 позиции товара.
Представитель Заказчика пояснил, что "Почетная грамота Главы Тамбовской области" была поставлена 15.05.2024, т.е. за установленным сроком до 29.04.2024, при этом необходимость в данном товаре у Заказчика отпала.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 9.2 контракта: "Право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств: предусмотрено".
15.05.2024 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 9.2 контракта, ст. 523 Гражданского кодекса РФ принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.04.2024 N 0164200001924000871_61548, заключенного с ООО "Марагда", в связи с неоднократным нарушением условий контракта.
Согласно ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 15.05.2024.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта товар надлежащего качества и в установленные сроки в соответствии с условиями контракта и заявками Заказчика ООО "Марагда" не поставлен, решение от 15.05.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 26.05.2024.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вышеуказанными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательств возникновения у ООО "Марагда" обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших Обществу исполнить надлежащим образом контракт в установленный срок, в Тамбовское УФАС России не представлено.
Действий со стороны ООО "Марагда" по исполнению надлежащим образом своих обязательств по контракту предпринято не было. По заявке от 25.04.2024 был поставлен товар по позиции 3 ненадлежащего качества с недостатками, которые Поставщик не устранил в установленный Заказчиком срок до 29.04.2024. По заявке N 2 от 03.05.2024 товар не поставлен Заказчику в полном объеме.
Кроме того, Общество не выразило каким-либо образом заинтересованность в результатах рассмотрения обращения Заказчика, не явилось на заседание Комиссии Тамбовского УФАС России и не заявило ходатайств о возможности участия в рассмотрении обращения.
Заранее спланированный порядок поставки товара дает возможность участнику закупки на стадии определения поставщика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
В рассматриваемом случае Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта. Данный контракт имел важное значение для Правительства Тамбовской области.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Материалами дела обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078, не установлено.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "Марагда" недобросовестное поведение, выраженное в следующем:
- по заявке Заказчика от 25.04.2024 товар поставлен не в полном объеме, так как по позиции N 3 поставлен товар ненадлежащего качества, Поставщик не устранил нарушения в установленный Заказчиком срок до 29.04.2024;
- по заявке Заказчика N 2 от 03.05.2024 товар не был поставлен в полном объеме;
- по истечении десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта Поставщик не устранил нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, и не проявил заинтересованности в надлежащем исполнении условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи, в том числе информация об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Марагда" генеральным директором Общества является _..
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, при принятии решения об одностороннем расторжении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 15 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Правительством Тамбовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Марагда" (614000, г. Пермь, ул. Ленина, д. 10, подъезд 12, этаж 2, офис 2, ИНН 5903145140, КПП 590201001), лица, исполняющего функции единоличного органа Общества, - генерального директора и учредителя _. включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Марагда", генерального директора и учредителя _.. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Марагда", генерального директора и учредителя __ из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии Н.Е Козлова
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.
тел. 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 июня 2024 г. N 068/10/104-358/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024