Резолютивная часть решения оглашена 30 мая 2024 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///,
члены Комиссии: ///;
с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью "Айвори" (далее - ООО "Айвори", Общество) - ///;
в отсутствие представителя Министерства образования Иркутской области (далее - заказчик) - ходатайство от 30.05.2024 г. о рассмотрении обращения без участия представителя,
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО "Айвори" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.04.2024 г. N 7591072 на оказание услуг по ежедневной уборке помещений.
Обществом представлены письменные пояснения, в которых оно не согласно с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, указывая, что не уклонялось от его исполнения.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что заказчиком в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ 27.04.2024 заключен контракта N 7591072.
Предметом контракта является оказание услуг по ежедневной уборке помещений.
Цена Контракта составляет 425 010 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по ежедневной уборке помещений (далее - Услуги) в объеме, установленном в Спецификации (Приложение 1 к Контракту) (далее - Спецификация), а Заказчик обязуется принять и оплатить Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Пунктом 3.1 Контракта определено, что "Срок оказания услуг Исполнителем по Контракту в полном объеме: ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, в период с 01 мая 2024 года до 31 октября 2024 года".
07.05.2024 года заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в разделе 11 Контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке установлен ч. 12.2 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Решение об одностороннем отказе направлено заказчиком ООО "Айвори" 08.05.2024 посредством курьерской службы и в тот же день получено директора Общества.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу 21.05.2024 г.
Из представленных сторонами документов установлено, что письмом N 40 от 07.05.2024 Общество сообщило заказчику, что 02.05.2024 (в первый рабочий день) ООО "Айвори" прибыл на объект, однако оказать услуги не смог в связи с отсутствием доступа. По состоянию на 07.05.2024 доступ на объект не обеспечен.
08.05.2024 Общество направило в адрес заказчика письмо на допуск сотрудников ООО "Айвори" для выполнения уборки помещений.
Ответы на указанные письма Общества заказчиком даны лишь 17.05.2024 г.
Согласно пояснениям ООО "Айвори" 07.05.2024 года в 15 часов 29 минут Общество направляет заказчику письмо о том, что заказчиком не обеспечен доступ Общества на объект для оказания предусмотренных Контрактом услуг; Также 07.05.2024 года Общество в 16 часов 18 минут посредством электронной почты получено решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Услуги по Контракту подлежали оказанию со 02.05.2024 года, поскольку 01.05.2024 года в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации является нерабочим праздничным днем; в силу же пункта 3.1 Контракта выходные и праздничные дни исключены из периода оказания услуг. Начало уборки 07.05.2024 года в соответствии с режимом, установленным спецификацией (с 17.00 час. до 21.00 час), по состоянию на момент получения решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта (16 часов 18 минут) время начала оказания услуг еще не наступило. 08.05.2024 года прибывшим на объект заказчика сотрудникам ООО "Айвори" к 16 часам 36 минутам, в том числе уборщице Кацура А.В., запрещен проход в здание по адресу: г. Иркутск, ул. Российская, 21. Факт недопуска зафиксирован на видеозаписи. Кроме того, в указанную дату на объекте заказчика присутствовала сторонняя уборщица, что также зафиксировано на видеозаписи. В связи с этим, Общество 11.052024 года направило в адрес заказчика письмо, которым Общество сообщило о необеспечении доступа на объект, о запрете прохода в здание 08.05.2024 года к 17 часам 00 минутам, об отсутствии ответа на письмо Общества от 07.05.2024 года, о невозможности оказывать услуги до момента обеспечения доступа к месту оказания услуг, о приостановлении оказания услуг до момента исполнения обязанности по обеспечению доступа на объект. Также данным письмом Общество в очередной раз просило заказчика обеспечить доступ на объект, предоставить разъяснения причин отказа в таком доступе и отметило свою готовность приступить к исполнению своих обязательств незамедлительно по устранении возникших препятствий и оказать услуги в полном объеме и строгом соответствии с условиями Контракта. Заказчик предоставил ответ на указанные обращения Общества только письмом от 17.05.2024 года, то есть в последний день десятидневного срока, предусмотренного ч. 13 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ для вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Также согласно устным пояснениям представителя Общества до 07.05.2024 уборщица приезжала на объект, однако представители заказчика сообщили, что уборку осуществлять не нужно.
В качестве подтверждения своих доводов Обществом представлена видеозапись с места оказания услуг, на котором представители Общества пытались попасть в здание для оказания предусмотренных Контрактом услуг.
Документы, подтверждающие фиксацию заказчиком ненадлежащего исполнения Контракта, в материалах дела отсуствует.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Вместе с тем Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности Общества.
Доказательства того, что Общество намеренно желало уклониться от исполнения Контракта и предпринимало для этого какие-либо действия либо умышленно бездействовало, что в конечном итоге по субъективным причинам, зависящим от Общества, привело к нарушению сроков его исполнения, не представлены. Комиссией самостоятельно не добыты.
Исходя из представленных Обществом документов, ООО "Айвори" предпринимались действия по исполнению Контракта.
Комиссией исследован реестр контрактов в Единой информационной системе, согласно которому ООО "Айвори" исполнено 26 контрактов из 47 заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, 21 контракт находится на исполнении.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением заказчиком, Обществом обязательств по контракту, расторжением контракта, отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Айвори" при исполнении Контракта невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения Общества при исполнении своих обязательств, что препятствует включению сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Айвори" (ИНН 3811462019; 664013, г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, д. 118/2), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Айвори" (Похолкова Юлия Романовна, ИНН 381020453401), об участника/учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Айвори" (Похолкова Юлия Романовна, ИНН 381020453401), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024