Резолютивная часть решения объявлена 04.06.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04.06.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "";
Члены Комиссии: "";
В отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения, ОГКУ "Государственное юридическое бюро по Иркутской области" (далее - Заказчик)., ООО "Альфаком СБ" (далее - участник закупки, Общество, заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения при проведении аукциона в электронной форме "Поставка комплектующих для систем видеонаблюдения", извещение N 0334100014124000005, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения извещения об электронном аукционе.
Из довода заявителя следует, что Заказчиком нарушены нормы Федерального закона N 44-ФЗ при утверждении извещения в части указания характеристик товара, противоречащие друг другу.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, исходя из которых считают доводы жалобы необоснованными.
Изучив представленные материалы, Комиссия Иркутского УФАС пришла к следующему выводу.
21 мая 2023 года в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение N 0334100014124000005 на поставку комплектующих для систем видеонаблюдения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 126 120 рубля 00 копеек.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 4 Правил Постановления Правительства N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановления Правительства N 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил Постановления Правительства N предусмотрено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил Постановления Правительства N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 вышеуказанных Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Так Заказчиком в извещении о проведении данного электронного аукциона, помимо прочего, установлены следующие характеристики поставляемого товара:
- 26.70.13.000. 26.70.13.000-00000004. Камера видеонаблюдения:
Формат изображения |
HD-TVI |
Тип конструкции камеры |
Купольная |
Тип объектива |
Фиксированный (монофокальный) |
Поддержка видеокодеков |
H.265 |
Тип камеры |
Цифровая |
Функции и возможности |
Влаго-, ударостойкая |
Режим WDR | |
ИК-подсветка | |
Встроенный микрофон | |
Режим BLC | |
Встроенная память | |
Слот для карты памяти | |
Режим HLC | |
Антивандальная | |
Распознование лиц | |
Автоматическая настройка дальности ИК-подсветки | |
Шумоподавление | |
Встраиваемый детектор движения | |
Антитуман | |
Светочувствительность |
|
Съемка и возможности |
Съемка ночная |
Встроенная видеоаналитика | |
Запись на карту памяти | |
Стабилизация изображения | |
Запись предварительная | |
Поддержка карт памяти |
microSDHC |
Работа при низкой температуре |
Да |
Максимальная рабочая температура |
|
Тип напряжения |
Переменное |
HD-формат |
Full HD 1080p |
Рабочее напряжение |
12 |
Поддержка аудиокодеков |
G.711u |
Поддержка PoE |
Да |
Разъемы |
MicroUSB |
Ethernet | |
Минимальная рабочая температура |
|
Максимальный угол обзора по горизонтали, градус |
|
Тип стабилизатора изображения |
Электронный |
Тип крепления |
Универсальная |
Число мегапикселей матрицы |
|
Дальность подсветки |
> 20 и |
Частота кадров (кадр/сек) |
25 |
Материал корпуса (кожуха) |
Металлический |
Тип передачи сигнала |
Проводной |
Размер матрицы, дюйм |
|
Потребляемая мощность |
|
Ночная съемка |
Да |
Поддержка сетевого протокола |
ONVIF |
Тип носителя |
Карта памяти |
- 26.30.11.110. 26.30.11.110-00000053. Коммутатор:
Наличие сменных блоков питания |
Нет |
Тип размещений |
Без возможности монтажа |
Интерфейс LAN-порта |
RJ45 |
Тип по назначению |
Telecom |
Блок питания |
Встроенный |
Суммарная мощность PoE |
|
Поддержка возможности электропитания через Ethernet (PoE) |
Да |
Внешний интерфейс управления |
RJ-45 |
Тип LAN-порта |
Медный |
Поддержка горячей замены блоков питания |
Нет |
Тип блоков питания (по типу движения электрического тока) |
Для переменного тока (AC) |
Количество портов PoE |
|
Тип коммутатора |
Неуправляемый |
Схема резервирования коммутационной матрицы N+1 |
Да |
Количество LAN портов |
|
Количество портов с поддержкой 802.3at Type 2 (PoE+) |
|
Количество блоков питания |
1 |
Внутренняя пропускная способность |
|
Уровень управляемого коммутатора |
2 |
Тип блоков питания |
Фиксированные |
Конфигурация коммутатора |
Фиксированный |
Материал корпуса |
Металл |
Направление воздушного потока |
От передней части назад (front-to-back) |
Тип электропитания |
AC |
Наличие выделенного порта управления 8P8C Ethernet |
Да |
Возможность управления устойством по протоколу HTTPS |
Да |
Количество портов PoE+ |
|
Интерфейс сетевых модулей |
RJ45 |
Возможность управления устройством по протоколу HTTP |
Да |
Схема резервирования блоков электропитания N+1 |
Нет |
Тип размещения |
Настольное |
Настенное | |
Тип охлаждения |
Пассивное |
Резервирование коммутационной матрицы |
Да |
Поддержка технологии PoE |
Да |
Тип передачи данных |
Ethernet |
Поддерживаемые протоколы передачи данных Ethernet LAN-портов |
|
Во исполнении вышеуказанных норм, Заказчиком в извещении данного электронного аукциона указаны технические характеристики к поставляемому товару, в соответствии со своей потребностью и нормами Постановления Правительства N 145.
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 не содержит запрета на поставку товаров иностранного происхождения, в связи с чем на участие в электронном аукционе могут быть поданы заявки, содержащие предложение о поставке товаров как отечественного, так и иностранного производства.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей Заказчик в извещении об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Необходимо отметить, что Заявитель, являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие товара, выделенного в отдельный лот, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заявителя, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в Извещении, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств.
Более того, предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения и удовлетворяющее потребности Заказчика.
Заявитель жалобы на рассмотрение жалобы не явился, видео-конференц связи не запрашивал, документов, подтверждающих невозможность покупки и поставки товара, не представил.
Установлено, что на участие в закупке подана одна заявка, которая признана заказчиком соответствующей требованиям извещения данного электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Прекратить процедуру приостановления определения поставщика, (подрядчика, исполнителя) введенное в связи с поступлением рассмотренной жалобы.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 5 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024