Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ////;
Члены Комиссии: ///;
в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "Модуль-Проект38" (далее - ООО "Модуль-Проект38", заявитель), Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Тимошинская основная общеобразовательная школа (далее - заказчик),
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0334300034024000002 "Здания сборные из металла", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутского УФАС России) поступила жалоба ООО "Модуль-Проект38" на положения извещения о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что инструкция по заполнению заявки на участие в закупке, техническое задание, прилагаемое к закупке и в извещении противоречат друг другу, вводят в заблуждение и не позволяют заполнить заявку надлежащим образом.
Заказчиком представлены возражения по доводам жалобы заявителя, согласно которым считает жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 16.05.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334300034024000002 "Здания сборные из металла".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 807 652 рубля 00 копеек.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 1 части 2 которой определено, что извещение о проведении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что извещение о проведении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В извещении о проведении закупки указан код КТРУ 25.11.10.000-00000020 "Ангар из металла".
В структурированной форме извещения о проведении закупки указаны следующие характеристики ангара: высота (максимальная) - " 3 и < 4", ширина (внешняя) - "
6 и < 7", длина (внешняя) - "
8 и < 9, высота ворот "
3.5 и < 4", ширина ворот "
3 и < 3.5".
В электронном документе к извещению о проведении закупки "Техническое задание ангар 8х6х4м" указано "Ангар размером: ширина не менее 6 м, длина не менее 8 м, высота по прямой стене не менее 3 м, высота в коньке не менее 4 м. Общая площадь: не менее 48 м2. Ангар предназначен для хранения и ремонта автомобильной и спец. техники"; "Предусмотреть не менее одних ворот по одной из сторон здания _ Ширина проема не менее 3000 мм. Высота проема не менее 3500 не более 4500 мм_."
Изучив размещенную заказчиком информацию по рассматриваемый закупке, Комиссия Иркутского УФАС России усматривает разночтении вышеуказанных характеристик ангара, в частности, в структурированной форме извещения заказчиком установлены минимальные и максимальные значения показателей ширины, длины и высоты ангара, ширины и высоты ворот, при этом в электронном документе заказчиком указаны только минимальные значения. Также имеется разночтения в высоте ангара, в частности, в извещении о проведении закупки указано, что максимальная высота ангара " 3 и < 4", то есть ангар должен быть менее 4 м высотой, при этом в техническом задании высота по прямой стене не менее 3-м, высота в коньке не менее 4. Таким образом, имеются разночтения в характеристике максимальной высоты ангара.
Аналогичные разночтения в высоте ворот, где в извещении высота менее 4-м, а в техническом задании не более 4,5-м.
Таким образом, при описания объекта закупки заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения положений Федерального закона N 44-ФЗ.
В извещении о проведении закупки по характеристике "материал кровли" установлено "Профилированный лист", при этом в электронном документе - "Трехслойные сэндвич-панели (ТСП) заводского производства" с указанием иных характеристик, отсутствующих в структурированной форме извещения.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В электронном документе "Требования к содержанию и составу заявки, инструкция по заполнению заявки" в инструкции по заполнению заявки указано:
"-диапазонное значение, сопровождаемое знаками " и
" (не уже), необходимо указать значения диапазона, равного или поглощающего установленного, но без сопровождения знаками "
" "
";
- диапазонное значение, сопровождаемое знаками " и
" (не шире), необходимо указать значения диапазона, равного или входящего в установленное, но без сопровождения знаками "
" "
"".
Ниже в инструкции указано, что "Если в "Описании объекта закупки" значение позиции установлено по КТРУ либо без применения КТРУ и сопровождается знаками "", "
","<", ">", словами "не менее
не более
" (в различных комбинациях), а также одновременно союзом "и", то участником закупки в заявке устанавливается одно конкретное значение".
При этом в структурированной форме извещения о проведении закупки по характеристикам ангара с сопровождением знаками "", "
","<", ">" указано:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
Высота ворот |
|
Участник закупки указывает в заявке диапазон значений характеристики |
Ширина ворот |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Высота (максимальная) |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Ширина (внешняя) |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Длина (внешняя) |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Таким образом, имеются противоречия между инструкцией, размещенной в электронном документе, и инструкцией, содержащейся в структурированной форме извещения о проведении закупки.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
В силу подпункта "а" пункта 4 раздела II Постановления Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.
Вместе с тем частью 3 статьи 7 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссия Иркутского УФАС России полагает, что разночтения между структурированной формой извещения и электронными документами с описанием объекта закупки, инструкцией по заполнению заявки может привести к затруднению при формировании участниками закупки заявок на участие в закупке, а также поставке по итогам исполнения контракта товара, не отвечающего потребностям заказчика.
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки и формировании инструкции по заполнению заявки допущены нарушения пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 7 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 44-ФЗ, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Федерального закона N 44-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренный Постановлением N 616 (далее - Перечень).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона заказчиком установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616.
При этом указанный в извещении код ОКПД2 25.11.10.000 "Здания сборные из металла" в утвержденном Постановлением N 616 Перечне отсутствует, следовательно, предусмотренный Постановлением N 616 запрет установлен заказчиком неправомерно.
При этом Комиссия отмечает, что пунктом 1 Приказа от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1 (далее - Приложение N 1), к Приказу N126н.
Группа товаров с ОКПД2 25.11.10.000 "Здания сборные из металла" включена в Приложение N 1, в связи с чем, при осуществлении закупки товара с ОКПД2 25.11.10.000 необходимо устанавливать условия допуска, предусмотренные Приказом N 126н.
Извещением такое условие допуска не установлено.
Таким образом, в действиях заказчика, выразившихся в установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616 и не применении Приказа N 126н содержится нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной
Требования к извещению о проведении закупки определены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования
Извещение об осуществлении закупки должно содержать (пункты 1, 5 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ):
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- проект контракта.
В строке "Наименование объекта закупки" извещения о проведении электронного аукциона заказчиком установлено "Здания сборные из металла".
В строке "Объект закупки" извещения о проведении электронного аукциона заказчиком установлен код ОКПД2 25.11.10.000 "Здания сборные из металла".
Положения электронного документа "Техническое задание ангар 8х6х4м", являющегося неотъемлемой частью извещения, устанавливают требования к проектированию, изготовлению, поставке и монтажу ангара (для хранения и ремонта автомобилей и спецтехники).
Пунктом 1.1 проекта Контракта предусмотрено, что "В соответствии с условиями Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы на изготовление, поставку и монтаж ангара (для хранения и ремонта автомобилей и спецтехники) для Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Тимошинская основная общеобразовательная школа по адресу: 666413 Иркутская область, с. Тимошино, ул. Центральная, 8А, именуемого в дальнейшем "Объект", и сдать его результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его"
Исходя из извещения о проведении закупки объектом закупки является поставка товара, при этом из прикрепленных к извещению о проведении закупок документов, можно сделать вывод, что объектом закупки являются работы.
Таким образом, Комиссия усматривает противоречия в наименовании объекта закупки.
Комиссией установлено, что пункт 13 документа "Техническое задание ангар 8х6х4м" закрепляет положения о том, что "перед запуском в производство Подрядчик предоставляет рабочую документацию, рабочая документация подписывается и согласовывается Заказчиком. Сдача и приемка выполненных работ осуществляется по окончанию работ и оформляется путем подписания сторонами УПД, Актов выполненных работ".
При этом положения извещения и размещенные в нем документы не содержат требований к составу рабочей документации.
Аналогичная ситуация установлена по пункту 14 документа "Техническое задание ангар 8х6х4м", в котором заказчик устанавливает, что "комплекс строительно-монтажных работ должен выполнятся силами Подрядчика с привлечением комплексной бригады под руководством аттестованного ИТР (Инженерно-технический работник). Стоимость указать с учетом аренды спецтехники, с учетом питания, с учетом проживания, с учетом доставки специалистов". Однако, требований к аттестации ИТР заказчиком не установлено.
Из анализа размещенных заказчиком информации и документов, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в нарушение части 3 статьи 7 Федерального закона N 44-ФЗ размещена противоречивая информация, которая может вводить в заблуждение потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Модуль-Проект38" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 2 статьи 42, пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, пункт 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания.
5. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 5 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024