Резолютивная часть решения оглашена 04 июня 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///,
члены Комиссии: ///;
при участии представителя Областного государственного казенного учреждения "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" (далее - заказчик) - ///;
в отсутствие представителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения обращения, Общества с ограниченной ответственностью Промышленная компания "Сибирь" (далее - ООО ПК "Сибирь", Общество),
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО ПК "Сибирь" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.06.2023 г. N 0134200000123002398 на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Индивидуальный жилой дом" в с. Нукуты Нукутского района", заключенного по итогам закупки N 0134200000123002398.
Обществом не представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/601/24 от 28 мая 2024 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что уполномоченным органом - Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области на основании заявки заказчика 23.05.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000123002398 "На подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Индивидуальный жилой дом" в с. Нукуты Нукутского района" (идентификационный код закупки 232380805225238490100100410014120414).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 534 818 рублей 34 копейки.
По итогам электронного аукциона единственный участник закупки - ООО ПК "Сибирь" признан соответствующим требованиям извещения о проведении закупки.
13.06.2023 г. между заказчиком и Обществом заключен контракт N 0134200000123002398 на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Индивидуальный жилой дом" в с. Нукуты Нукутского района (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим Контрактом, Графиком выполнения работ (Приложение N 4 к настоящему Контракту) и Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту) срок подготовить проектную документацию и выполнить инженерные изыскания, выполнить работы по строительству объекта: "Индивидуальный жилой дом" в с. Нукуты Нукутского района" (далее - Работы) в том числе:
1.1.1. Выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства (далее - работы ПИР) объекта капитального строительства: "Индивидуальный жилой дом" в с. Нукуты Нукутского района" (далее - объект) (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
Результатом выполненной работы ПИР являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также разработанная рабочая документация.
1.1.2 Выполнить работы по строительству Объекта в соответствии и в объеме, определенном проектной и рабочей документациями, разработанными в соответствии с пунктом 1.1.1 настоящего Контракта, а также иной технической документацией, предусмотренной настоящим Контрактом, в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который разрабатывается Подрядчиком и подписывается Сторонами в течение 5 рабочих дней после получения Подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий согласно форме, установленной Приложением N 3 к настоящему Контракту. Подписанный График выполнения строительно-монтажных работ является неотъемлемой частью настоящего Контракта (далее - График строительно-монтажных работ).
Результатом выполненной работы по строительству Объекта является построенный объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.1.3. Осуществить поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации Объекта и предусмотренного проектной документацией, выполнить его монтаж и ввод в эксплуатацию.
Под оборудованием понимается оборудование, которое запроектировано Подрядчиком в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" в подразделе 7 "Технологические решения" раздела 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Список такого оборудования указывается в Спецификации, которая подписывается Сторонами в течение 5 рабочих дней после получения Подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, согласно форме, установленной Приложением N 7 к настоящему Контракту. Подписанная Сторонами Спецификация является неотъемлемой частью настоящего Контракта (далее соответственно - оборудование, Спецификация).
Результатом поставки является смонтированное и введенное в эксплуатацию оборудование".
В силу пункта 1 Дополнительного соглашения N 2 к Контракту от 25.12.2023 г. к Контракту "Общий срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме:
- начало выполнения Работ: с 01 июля 2023 года;
- окончание выполнения Работ: 21 августа 2024 года в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение 4 к Контракту) и Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту)".
Таким образом, общий срок исполнения обязательств по Контракту: с 01 июля 2023 г. по 21 августа 2024 г.
Из представленных документов и устных пояснений представителя заказчика установлено, что ООО ПК "Сибирь" выполнило работы по подготовке проектной и рабочей документации.
По результатам выполненных работ Обществом получено положительное заключение государственной экспертизы Государственного автономного учреждения Иркутской области "Экспертиза в строительстве Иркутской области", исходя из которого установлено, что стоимость работ, предусмотренных Контрактом, подлежит значительному увеличению, что является препятствием для исполнения Обществом обязательств по контракту.
17.05.2024 года Общество принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Часть 19 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в статье 12 Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 21 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Часть 22 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Обществом 17 мая 2024 г. посредством Единой информационной системы.
С учетом положений ч. 21 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение вступило в силу 28 мая 2024 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Доказательства того, что Общество намеренно желало уклониться от исполнения Контракта и предпринимало для этого какие-либо действия либо умышленно бездействовало, что в конечном итоге по субъективным причинам, зависящим от Общества, привело к нарушению сроков его исполнения, не представлены. Комиссией самостоятельно не добыты.
Исходя из материалов дела ООО ПК "Сибирь" предпринимались действия по исполнению Контракта.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков отсутствие достаточных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности при исполнении Контракта, препятствует включению сведений в отношении ООО ПК "Сибирь" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью Промышленная компания "Сибирь" (ИНН 3849008076; 664022, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Трилиссера, д. 8/1, кв. 39), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью Промышленная компания "Сибирь" (Килин Александр Геннадьевич, ИНН 381111820850), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью Промышленная компания "Сибирь" (Килин Александр Геннадьевич, ИНН 38111182085) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 7 июня 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024