Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <_> - председателя Комиссии, руководителя Управления;
- <_>. - заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
- <_> - члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии со стороны уполномоченного учреждения - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" - <_> (представитель по доверенности),
в отсутствие представителей заявителя - ООО "ГЕРМЕС-58" (далее - заявитель/податель жалобы), заказчика - Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области "Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам", надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "ГЕРМЕС-58" на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при заключении контракта при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области "Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам" электронного аукциона "Поставка продуктов питания (фрукты)" (извещение N 0855200000524001730 опубликовано 07.05.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
23.05.2024 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО "ГЕРМЕС-58" на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при заключении контракта при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области "Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам" электронного аукциона "Поставка продуктов питания (фрукты)" (извещение N 0855200000524001730 опубликовано 07.05.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru).
Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, направлены уведомления о дате рассмотрения. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 29.05.2024 в 14 часов 30 минут.
Согласно доводам жалобы комиссия по осуществлению закупок не проверила достоверность сведений о российском происхождении товара в заявке участника, который задекларировал все предложенные им товары (фрукты) как происходящие из России, что впоследствии привело к применению положений приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) и заключению контракта с ООО "Гермес-58" по сниженной цене. По мнению заявителя, предполагаемые к поставке фрукты, а именно апельсины и лимоны, не выращивают и не производят в Российской Федерации в промышленных масштабах, поэтому участник аукциона, продекларировал в качестве страны происхождения Россию исключительно с намерением навредить победителю закупки.
Представитель уполномоченного учреждения участвует в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
До рассмотрения жалобы уполномоченным учреждением представлен отзыв на жалобу.
Во время заседания Комиссии Управления представитель уполномоченного учреждения поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу, отметил, что одна из шести заявок, а именно заявка ООО "МОЛОЧНИК ПЛЮС", содержала предложение о поставке товара (фруктов), страной происхождения которых является Российская Федерация. При этом в рамках Приказа N 126н достаточно декларирования участником закупки страны происхождения товара, представление подтверждающих документов не требуется. В этой связи действия аукционной комиссии, заказчика являются правомерными.
В связи с необходимостью дополнительного анализа материалов по жалобе в заседании объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 30.05.2024. В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы у Пензенской областной торгово-промышленной палаты запрошена письменная позиция относительно наличия либо отсутствия на рынке продуктов питания (продовольствия) таких товаров как апельсины и лимоны российского происхождения, а также у ООО "МОЛОЧНИК ПЛЮС" запрошены сведения и документы, которые подтверждают, что предложенные обществом к поставке апельсины и лимоны, имеют российское происхождение. В ходе перерыва Пензенской областной торгово-промышленной палатой, ООО "МОЛОЧНИК ПЛЮС" представлены запрашиваемые сведения и документы.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
07.05.2024 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0855200000524001730 об осуществлении электронного аукциона "Поставка продуктов питания (фрукты)".
Начальная (максимальная) цена контракта - 394 400,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 20.05.2024 08:00 (МСК).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 22.05.2024.
ИКЗ 242581000325658100100100170010000244.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н.
В силу пункта 1.1 Приказа 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Пунктом 1.3 Приказа N 126н предусмотрено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
Объектом рассматриваемой закупки выступает "Поставка продуктов питания (фрукты)".
В соответствии с извещением об электронном аукционе, описанием объекта закупки к поставке предполагаются следующие товары:
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики товара |
|
наименование характеристики |
значение характеристики |
||
1 |
Яблоки |
Товарный сорт |
Не ниже высшего |
2 |
Груши |
Товарный сорт |
Не ниже высшего |
3 |
Апельсины |
Товарный сорт |
Не ниже высшего |
4 |
Лимоны |
Товарный сорт |
Не ниже высшего |
Заказчиком использованы следующие позиции КТРУ: 01.24.10.000-00000001, 01.23.12.000-00000002, 01.24.21.000-00000001, 01.23.13.000-00000003. Выбраны соответствующие коды ОКПД2: 01.24.10.000 "Яблоки", 01.23.12.000 "Лимоны и лаймы", 01.24.21.000 "Груши", 01.23.13.000 "Апельсины".
В извещении установлены условия допуска товаров в соответствии с Приказом N 126н, а также соответствующее преимущество в отношении цены контракта в размере 15%.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика N 0855200000524001730 от 20.05.2024 на участие в закупке было подано 6 заявок. Все заявки признаны соответствующими требованиям извещения.
Пятью участниками закупки (заявки с идентификационными номерами 146, 212, 219, 124, 123), включая победителя, предложены к поставке апельсины и лимоны иностранного происхождения. Шестым участником (заявка с идентификационным номером 165) является ООО "МОЛОЧНИК ПЛЮС", задекларировавшее в качестве страны происхождения всех фруктов, в том числе апельсинов и лимонов, Российскую Федерацию.
С целью получения информации, необходимой для полного и всестороннего рассмотрения жалобы, направлен запрос в Пензенскую областную торгово-промышленную палату с указанием на необходимость представления сведений относительно наличия либо отсутствия на рынке продуктов питания (продовольствия) таких товаров как апельсины и лимоны российского происхождения.
Ответным письмом от 30.05.2024 Пензенской областной торгово-промышленную палатой сообщено следующее: "информацией о выращивании апельсинов и лимонов в промышленных масштабах на территории Российской Федерации Союз "Пензенская областная торгово-промышленная палата" не обладает".
Как следует из ответа на запрос от 30.05.2024, ООО "МОЛОЧНИК ПЛЮС" при подаче заявки на участие в электронном аукционе "Поставка продуктов питания (фрукты)" (извещение N 0855200000524001730 опубликовано 07.05.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru) ошибочно продекларировало Россию как страну происхождения апельсинов и лимонов, намеривалось поставить продукцию ООО "Атара". К указанному ответу общество приложило 2 декларации ЕАЭС о соответствии, подтверждающие производство апельсинов и лимонов на территории Абхазии, изготовитель - ООО "Атара".
Как установлено Комиссией Управления, в рассматриваемом случае заказчик, направляя проект контракта на подписание победителю закупки, не снижал цену контракта на 15 процентов от цены, предложенной заявителем. Таким образом, цена контракта составила 246 500,00 руб., что соответствует ценовому предложению ООО "ГЕРМЕС-58", поданному в рамках соответствующей процедуры.
На основании изложенного, учитывая информацию, полученную от ООО "МОЛОЧНИК ПЛЮС", Комиссия Управления приходит к выводу, что в рассматриваемом случае применение положений ПриказаN 126н, заключение контракта с победителем закупки, предложившим товар иностранного происхождения, по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены, недопустимо. При этом Комиссия Управления не усматривает каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе со стороны аукционной комиссии в части рассмотрения заявок участников закупки, заказчика в части применения (неприменения) Приказа N 126н, поскольку требования данного нормативного правового акта ограничиваются указанием (декларированием) участниками закупок страны происхождения товара, им не предусматривается обязательное предоставление документов, подтверждающих страну его происхождения.
Таким образом, рассматриваемые доводы жалобы признаются необоснованными.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ГЕРМЕС-58" на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при заключении контракта при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ ПО "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" для нужд заказчика - Государственного казенного общеобразовательного учреждения Пензенской области "Поимская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам" электронного аукциона "Поставка продуктов питания (фрукты)" (извещение N 0855200000524001730 опубликовано 07.05.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Заместитель председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 30 мая 2024 г. N 058/06/106-348/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024