Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе: *, *, *, посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-30, при участии представителей:
- заказчика в лице ГКУ СО "Фонд имущества Свердловской области" - *, - уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *, - заявителя жалобы в лице ООО "ЭКО ТЕХНОПАРК" - *, рассмотрев жалобу ООО "ЭКО ТЕХНОПАРК" (вх. N 11003-ЭП/24 от 27.05.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице ГКУ СО "Фонд имущества Свердловской области", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (IV-V классов опасности) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Свердловской области, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с предварительной паспортизацией отходов (извещение N 0162200011824001660), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ЭКО ТЕХНОПАРК" (вх. N 11003-ЭП/24 от 27.05.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице ГКУ СО "Фонд имущества Свердловской области", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (IV-V классов опасности) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Свердловской области, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с предварительной паспортизацией отходов (извещение N 0162200011824001660), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе. В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком было неправомерно установлено требование о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видом работ по транспортированию отходов III, IV класса опасности. Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам. 17.05.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011824001660 на ликвидацию мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (IV-V классов опасности) на земельных участках, находящихся в государственной 2 собственности Свердловской области, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с предварительной паспортизацией отходов. Начальная (максимальная) цена контракта составила 20 000 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с. п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и не сти связанные с этой деятельностью обязанности. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона о лицензировании) лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" утвержден порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами) (далее-Порядок). Пунктом 1.2 раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" установлено требование к предоставлению в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, а именно:
1. Информация и документы об участнике закупки, предоставляемые участником закупки в составе заявки на участие в закупке 1.2. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: 3 Наличие у участника закупки действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Наличие у участника закупки действующей лицензии подтверждается:
- наличием сведений об участнике закупки, содержащихся в реестре лицензий на сайте лицензирующего органа или - копией акта лицензирующего органа о принятом решении или - выпиской из реестра лицензий, по форме утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий". Основание:
- п.30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"; Вид работ, услуг:
8. Транспортирование отходов IV класса опасности Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290; Представитель заявителя жалобы на заседании Комиссии указал, что на момент формирования аукционной документации заказчик не мог устанавливать ограничивающие конкуренцию требования к содержанию и составу заявки, предусматривающей наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности по причине отсутствия паспортов отходов или протоколов биотестирования в составе аукционной документации.
Таким образом, при формировании извещения заказчик не имел данных о наличии отходов определённых классов опасности, однако
установил
требования к участникам закупки о наличии лицензии, что приводит к ограничению конкуренции. Представитель заказчика по данному доводу заявителя жалобы пояснил следующее.
В соответствии с изменениями пункта 13 Главы II Устава Фонда имущества Свердловской области (далее - Фонд имущества), утвержденными приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) от 13.12.2022 N 5966 "Об утверждении изменений в Устав государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд имущества Свердловской области" (далее - приказ Министерства N 5966) с начала 2023 года Фонд имущества реализует государственные функции по обследованию мест несанкционированного размещения отходов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Свердловской области, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург", а также по организации ликвидации указанных мест. Фонд имущества действует по поручению Министерства, что закреплено в пункте 13 Устава Фонда имущества, утверждённого приказом Министерства от 25.12.2015 N 3554.
Для осуществления указанных видов деятельности приказом Министерства утвержден Порядок взаимодействия Министерства в рамках реализации полномочий в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами Свердловской области, территории Свердловской находящимися в государственной собственности Свердловской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с государственным 4 казенным учреждением Свердловской области "Фонд имущества Свердловской области" (в части организации деятельности по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления) от 10.01.2023 N 10 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка при поступлении в адрес Министерства обращения от физического или юридического лица, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, органов прокуратуры, уведомления от регионального оператора по обращению с коммунальными отходами об обнаружении мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (далее - МНРО), Министерство в срок, не превышающий 4 рабочих дней с момента получения обращения, выдает поручение Фонду имущества о необходимости в течение 10 рабочих дней организовать провести обследование MHPO на земельных участках, находящихся в государственной собственности Свердловской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с целью установления наличия отходов, объема и вида отходов, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО).
Учреждением по результатам обследования МНРО составляется акт обследования мест размещения отходов, в котором указывается присвоенный порядковый номер, наличие отходов, дата обнаружения, координаты поворотных точек МНРО, кадастровый квартал и (или) кадастровый номер земельного участка МНРО, виды отходов согласно ФККО. К акту прилагаются фотоматериалы места размещения отходов.
Согласно пункта 5 Порядка при установлении МНРО на земельном участке, находящемся в государственной собственности Свердловской области, и (или) земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Министерство не позднее 20 дней с момента получения обращения, уведомления либо в течение 5 рабочих дней с момента получения актов обследования от Фонда имущества направляет в адрес Фонда имущества поручение о необходимости осуществить ликвидацию места размещения отходов. При поступлении в адрес Министерства судебного акта, вступившего в законную силу, постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, Министерство в течение 3 рабочих дней направляет в адрес Фонда имущества поручение о необходимости осуществить ликвидацию МНРО. Учреждение организует мероприятия по ликвидации мест размещения отходов с привлечением подрядной организации на основании договора (пункт 6 Порядка). Министерством в адрес Фонда имущества направлено письмо от 09.02.2024 N 17-01-24/3316, которым определена очередность проведения работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. В настоящее время на исполнении Фонда имущества находится 4 поручения Министерства о ликвидации МНРО на основании вступивших в законную силу судебных постановлений. Так, в указанном письме под номером 5 обозначено место скопления отходов по адресу: ул Малопрудная, 5/4 в г. Екатеринбурге в границах земельного участка 66:41:0306030:391 (ранее 66:41:0306030:358) и кадастровых кварталов 66:41:0306030, 66:41:0306901.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга N 2а-4797/2023, вступившего в законную силу на основании апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16.04.2024, удовлетворены исковые требования Свердловского природоохранного межрайонного прокурора к Министерству о возложении обязанности по ликвидации несанкционированного размещения отходов в границах земельного участка 66:41:0306030:391 (ранее 66:41:0306030:358).
Судебными постановлениями установлено, что в состав отходов, расположенных на территории земельного участка, входят следующие отходы:
- лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий (код отхода по ФККО 8 30 200 01 71 4);
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код отхода по ФККО 7 31 110 01 72 4);
- мусор от строительных и ремонтных работ (код отхода по ФККО 8 90 000 01 72 4);
- лом дорожного полотна автомобильных дорог (кроме отходов битума и асфальтового покрытия) (код отхода по ФККО 8 30 100 71 5);
- лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код отхода по ФККО 8 12 101 01 72 4);
- изделия из натуральной древесины, потерявшие свои потребительские свойства (код отхода по ФККО 1 71 105 03 13 5).
Фондом имущества в порядке исполнения п. 2 Порядка проведено обследование указанного земельного участка по ул. Малопрудная, 5/4 в г. Екатеринбурге, по итогам которого составлен Акт обследования места несанкционированного размещения отходов N 129 от 23.05.2024 г. Установлено, что в состав отходов, расположенных на территории земельного участка, входят лом железобетонных изделий, 5 отходы железобетона в кусковой форме, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий в виде расчищенной площадки, высота которой доходит до 1 м.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификатора каталога отходов", указанные отходы имеют коды ФККО, относящиеся к отходам 4 и 5 классов опасности.
Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчиком перед размещением закупки был определен класс опасности отходов на несанкционированных свалках, в связи с чем было установлено требование о наличии лицензии по виду деятельности на транспортирование отходов IV класса опасности.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ЭКО ТЕХНОПАРК" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГКУ СО "Фонд имущества Свердловской области", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ГКУ СО "Фонд имущества Свердловской области", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области предписание об устранении нарушений не выдавать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии * *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 мая 2024 г. N 066/06/106-1835/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024