Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе: *, *, *, посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-30, при участии представителей:
- заказчика в лице ГКУ СО "Фонд имущества Свердловской области" - *, - уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *, - заявителя жалобы в лице ООО "ЭКО ТЕХНОПАРК" - *, рассмотрев жалобу ООО "ЭКО ТЕХНОПАРК" (вх. N 11004-ЭП/24 от 27.05.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице ГКУ СО "Фонд имущества Свердловской области", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов производства и потребления (III-V классов опасности) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Свердловской области, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с предварительной паспортизацией отходов (извещение N 0162200011824001683), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ЭКО ТЕХНОПАРК" (вх. N 11004-ЭП/24 от 27.05.2024 г.) о нарушении заказчиком в лице ГКУ СО "Фонд имущества Свердловской области", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов производства и потребления (III-V классов опасности) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Свердловской области, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с предварительной паспортизацией отходов (извещение N 0162200011824001683), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе. В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком было неправомерно установлено требование о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с видом работ по транспортированию отходов III, IV класса опасности. Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам. 20.05.2024 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011824001683 на ликвидацию места несанкционированного размещения отходов производства и потребления (III-V классов опасности) на земельных участках, находящихся в государственной 2 собственности Свердловской области, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с предварительной паспортизацией отходов. Начальная (максимальная) цена контракта составила 15 000 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с. п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и не сти связанные с этой деятельностью обязанности. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона о лицензировании) лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" утвержден порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами) (далее-Порядок). Пунктом 1.2 раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" установлено требование к предоставлению в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, а именно:
1. Информация и документы об участнике закупки, предоставляемые участником закупки в составе заявки на участие в закупке 1.2. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: 3 Наличие у участника закупки действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Наличие у участника закупки действующей лицензии подтверждается:
- наличием сведений об участнике закупки, содержащихся в реестре лицензий на сайте лицензирующего органа или - копией акта лицензирующего органа о принятом решении или - выпиской из реестра лицензий, по форме утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий". Основание:
- п.30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности"; Вид работ, услуг:
8. Транспортирование отходов IV класса опасности Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290; Представитель заявителя жалобы на заседании Комиссии указал, что на момент формирования аукционной документации заказчик не мог устанавливать ограничивающие конкуренцию требования к содержанию и составу заявки, предусматривающей наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности по причине отсутствия паспортов отходов или протоколов биотестирования в составе аукционной документации.
Таким образом, при формировании извещения заказчик не имел данных о наличии отходов определённых классов опасности, однако
установил
требования к участникам закупки о наличии лицензии, что приводит к ограничению конкуренции. Представитель заказчика по данному доводу заявителя жалобы пояснил следующее.
В соответствии с изменениями пункта 13 Главы II Устава Фонда имущества Свердловской области (далее - Фонд имущества), утвержденными приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - Министерство) от 13.12.2022 N 5966 "Об утверждении изменений в Устав государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд имущества Свердловской области" (далее - приказ Министерства N 5966) с начала 2023 года Фонд имущества реализует государственные функции по обследованию мест несанкционированного размещения отходов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Свердловской области, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург", а также по организации ликвидации указанных мест. Фонд имущества действует по поручению Министерства, что закреплено в пункте 13 Устава Фонда имущества, утверждённого приказом Министерства от 25.12.2015 N 3554.
Для осуществления указанных видов деятельности приказом Министерства утвержден Порядок взаимодействия Министерства в рамках реализации полномочий в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами Свердловской области, территории Свердловской находящимися в государственной собственности Свердловской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с государственным 4 казенным учреждением Свердловской области "Фонд имущества Свердловской области" (в части организации деятельности по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления) от 10.01.2023 N 10 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка при поступлении в адрес Министерства обращения от физического или юридического лица, органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, органов прокуратуры, уведомления от регионального оператора по обращению с коммунальными отходами об обнаружении мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления (далее - МНРО), Министерство в срок, не превышающий 4 рабочих дней с момента получения обращения, выдает поручение Фонду имущества о необходимости в течение 10 рабочих дней организовать провести обследование MHPO на земельных участках, находящихся в государственной собственности Свердловской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" с целью установления наличия отходов, объема и вида отходов, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО).
Учреждением по результатам обследования МНРО составляется акт обследования мест размещения отходов, в котором указывается присвоенный порядковый номер, наличие отходов, дата обнаружения, координаты поворотных точек МНРО, кадастровый квартал и (или) кадастровый номер земельного участка МНРО, виды отходов согласно ФККО. К акту прилагаются фотоматериалы места размещения отходов.
Согласно пункта 5 Порядка при установлении МНРО на земельном участке, находящемся в государственной собственности Свердловской области, и (или) земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Министерство не позднее 20 дней с момента получения обращения, уведомления либо в течение 5 рабочих дней с момента получения актов обследования от Фонда имущества направляет в адрес Фонда имущества поручение о необходимости осуществить ликвидацию места размещения отходов. При поступлении в адрес Министерства судебного акта, вступившего в законную силу, постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, Министерство в течение 3 рабочих дней направляет в адрес Фонда имущества поручение о необходимости осуществить ликвидацию МНРО. Учреждение организует мероприятия по ликвидации мест размещения отходов с привлечением подрядной организации на основании договора (пункт 6 Порядка). Министерством в адрес Фонда имущества направлено письмо от 09.02.2024 N 17-01-24/3316, которым определена очередность проведения работ по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов. В настоящее время на исполнении Фонда имущества находится 97 поручений Министерства о ликвидации МНРО. Так, Министерством в адрес Фонда имущества направлено поручение от 08.08.2023 г. N 17-01- 25/21098 о ликвидации места несанкционированного размещения отходов на земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0109012:7, 66:41:0105002:5 в границах кадастрового квартала 66:41:0109012.
Фондом имущества в порядке исполнения п. 2 Порядка проведено обследование земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0109012:7, 66:41:0105002:5 в границах кадастрового квартала 66:41:0109012, по итогам которого составлен Акт обследования места несанкционированного размещения отходов N 136 от 03.08.2023.
При обследовании выявлены следующие отходы: лом железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме, лом строительного кирпича незагрязненный, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, отходы грунта при проведении открытых земляных работ практически неопасные, шины пневматические автомобильные отработанные, отходы корчевания пней, отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок, тара деревянная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная, отходы полиэтилена в виде пленки и пакетов при изготовлении упаковки из него, древесные отходы от сноса и разборки зданий, шпалы железнодорожные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные.
Согласно Приказу Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификатора каталога отходов", шпалы железнодорожные, пропитанные антисептическими средствами, отработанные имеют код ФККО 8 41 000 01 51 3 и относятся к третьему классу опасности отходов.
Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчиком перед размещением закупки был определен класс опасности отходов на несанкционированных свалках, в связи с чем было установлено требование о наличии лицензии по виду деятельности на транспортирование отходов III, IV класса опасности.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия, 5
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ЭКО ТЕХНОПАРК" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГКУ СО "Фонд имущества Свердловской области", уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице ГКУ СО "Фонд имущества Свердловской области", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области предписание об устранении нарушений не выдавать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии * Члены Комиссии * *
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 мая 2024 г. N 066/06/106-1836/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024