резолютивная часть решения объявлена 04.06.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: ____;
при участии представителя общества с ограниченной ответственностью "Строительно-отделочная фирма "Баро" (далее - Заявитель) ____ по доверенности, представител Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканский стоматологический центр им. Т.Х.Тхазаплижева" (далее - Заказчик) _____ по доверенности, в отсутствие представителя акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператора ЭТП),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона NN 0304200003124000006 "Поставка медицинских расходных материалов" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний,
представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно жалобе, Заказчиком установлены требования к товару по позиции N5, которые в совокупности подходят под единственного производителя.
Рассмотрев довод Заявителя, указанный в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.05.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен Аукцион с начальной (максимальной) ценой контракта 579 869,54 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Согласно п. 5) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Техническое задание содержится в файле "Описание объекта закупки" и содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлены дополнительные характеристики требуемого товара, совокупности которых соответствует только продукция единственного производителя - ООО "ПАРАМЕД КОНСАЛТИНГ" (Китай).
Из извещения по позиции N 5 следует, что Заказчик использует код КТРУ 32.50.13.110-00004568 "Шприц общего назначения" и в графе "Наименование товара, работы, услуги" включает следующие дополнительные характеристики, отсутствующие в названном КТРУ и устанавливает обоснование:
"Шприц, оснащенный конструктивным дополнением для блокирования поршня внутри цилиндра после окончания процедуры в целях исключения повторного использования. С иглой оснащенной системой необратимого блокирования (изолирования) игольной части после окончания процедуры в целях исключения повторного использования и случайного укола.
Игла безопасного типа, содержащая стандартный колпачок первичной защиты и дополнительный интегрированный колпачок безопасности на поворотном шарнире. Это изделие предназначено не для целей вакцинации."
Также указано следующее обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"): Конструкция безопасного шприца такова, что исключает возможность случайной травмы и повторного использования, а, значит и распространение гемоконтактных инфекций. Колпачок безопасности позволяет обезопасить персонал и иные лица после окончания процедуры от повторного использования путём необратимого закрытия (изолирования) игольной части изделия от повторного использования и случайного контакта.
Из буквального толкования предмета закупки следует, что потребность заказчика выражается в "игле с безопасным механизмом".
Вышеуказанные дополнительные характеристики Заказчика повторяют эксплуатационную документацию (инструкцию) производителя ООО "ПАРАМЕД КОНСАЛТИНГ" (размещенную на сайте Росздравнадзора к регистрационному удостоверению РЗН 2022/18223).
Детальное сравнение дополнительных характеристик Заказчика и описания производителя из инструкции, подтверждает их идентичность:
Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств в виде подкожного, внутрикожного, внутримышечного и внутривенного введения лекарственных средств и растворов, а также взятие крови из пальца регламентированы в ГОСТ Р 52623.4-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.03.2015 N 200-ст)".
В названном ГОСТе, а именно в таблицах NN4, 5, 6, 7, 8, 9 отражено,что выполнение вышеуказанных процедур осуществляется одноразовыми шприцами.
Согласно пункту 642 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500) изделия однократного применения после использования при манипуляциях у пациентов подлежат обеззараживанию (обезвреживанию), их повторное использование запрещается.
Таким образом, установленное Заказчиком обоснование дополнительной характеристики в виде "исключает возможность случайной травмы и повторного использования, а, значит и распространение гемоконтактных инфекций. Колпачок безопасности позволяет обезопасить персонал и иные лица после окончания процедуры от повторного использования путём необратимого закрытия (изолирования) игольной части изделия от повторного использования и случайного контакта" фактически не является надлежащим обоснованием применения дополнительных характеристик, не предусмотренных положениями КТРУ, поскольку повторное использование одноразового шприца запрещено.
Заявитель в жалобе указывает, что указанные Заказчиком характеристики направлены исключительно на товар единственного производителя ООО "ПАРАМЕД КОНСАЛТИНГ".
Заказчиком в письменных пояснениях указываются производители, подходящие по мнению Заказчика под требования технического задания.
Из анализа регистрационных удостоверений производителей указанных Заказчиком производителей, а именно:
- ФСЗ 2010/07421 Шаньдун Вейгао Труп Медикал Полимер (Китай);
- ФСЗ 2009/05672, СФ Медикал Продактс ГмбХ (Германия);
-РЗН 2018/7131, Тяньцзинь Медик Медикал Эквипмент (Китай);
-РЗН 2016/3938, Фогт Медикал Фертриб Гмбх (Германия);
-ФСЗ 200905672, Орипласт Гмбх (Германия), не представляется возможным установить наличие у указанных производителей механизма блокирования иглы после применения.
Указанная возможность имеется лишь у производителя ООО "ПАРАМЕД КОНСАЛТИНГ" (РУ РЗН 2022/18223).
Таким образом, при описании объекта закупки Заказчиком допущены нарушения п. 1) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия заказчика, свидетельствуют о нарушении положений части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии Заказчика, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 7 июня 2024 г. N 007/06/42-463/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024