Резолютивная часть решения оглашена 30.05.2024
В полном объеме решение изготовлено 04.06.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Здравмедпоставка" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку мониторов пациента многофункциональных (изв. N 0869200000224004453), при дистанционном участии:
- представителей ГБУЗ "ЧОКБ" (далее - заказчик) Сафроновой Н.Н., Демидовой Е.В., действующих на основании доверенностей N б/н от 07.05.2024, N б/н от 09.01.2024;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченный орган) Захарченко К.Е., Обвинцевой Н.С., действующих на основании доверенностей N 18 от 10.10.2023, N 01 от 19.01.2024;
- представителя ООО "Здравмедпоставка" (далее - заявитель, Общество) Ким О.В., действующего на основании доверенности от 26.03.2024,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 23.05.2024 поступила жалоба ООО "Здравмедпоставка" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку мониторов пациента многофункциональных (изв. N 0869200000224004453) (далее - аукцион).
Извещение о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе 14.05.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 378 000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 24.05.2024 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в извещении о проведении аукциона в отношении закупаемых мониторов пациента многофункциональных указан код по ОКПД2 26.60.12.129.
По мнению заявителя, указанные действия заказчика являются неправомерными и в отношении закупаемых товаров должен быть указан код позиции КТРУ 26.60.12.119-00000944 (монитор у постели больного многопараметрический общего назначения) либо 26.60.12.119-00000945 (монитор у постели больного многопараметрический общего назначения). Неприменение заказчиком соответствующей позиции КТРУ привело к указанию дополнительных характеристик товара, что прямо запрещено законодательством при установлении в извещении ограничений допуска, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности заказчика.
Коды позиций КТРУ 26.60.12.119-00000944, 26.60.12.119-00000945 (монитор у постели больного многопараметрический общего назначения) не позволяют выбрать достаточный функционал для клиники 3 уровня и травмацентра I уровня по оказанию специализированной медицинской помощи. В связи с чем, заказчик воспользовался правом формирования извещения исходя из кода по ОКПД2.
Так, например, содержащаяся в описании позиций 26.60.12.119-00000944, 26.60.12.119-00000945 КТРУ характеристика инвазивного артериального давления предполагает выбор одного канала измерения иАД. При клапанной коррекции, трансплантации сердца и печени, которые осуществляются в ГБУЗ "ЧОКБ", требуется в обязательном порядке два канала инвазивного давления.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки и т. д.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Предметом рассматриваемой закупки является поставка мониторов пациента многофункциональных.
Согласно извещению о проведении аукциона заказчиком в отношении закупаемых мониторов указан код по ОКПД2 26.60.12.129.
По мнению заявителя, указанные действия заказчика являются неправомерными. В рамках рассматриваемой закупки должен быть указан код позиции КТРУ 26.60.12.119-00000944 (монитор у постели больного многопараметрический общего назначения) либо 26.60.12.119-00000945 (монитор у постели больного многопараметрический общего назначения).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 07.06.2019 N 733 утверждены Правила разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил перечень общероссийских классификаторов, федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, ответственных за их формирование, утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 12.07.2021 N 98н утвержден перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их формирование (далее - Перечень).
Согласно Перечню ответственным за формирование общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) является Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
С учетом изложенного, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации относится к компетенции Минэкономразвития России.
Также в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Правил формирования и ведения КТРУ формирование и ведение каталога обеспечивает Министерство финансов Российской Федерации, в том числе в результате взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение информационных систем, а также осуществляющими государственную регистрацию товаров в установленной сфере деятельности, посредством информационного сопровождения пользователей каталога.
Комиссия считает необходимым отметить, что в силу действующего законодательства о контрактной системе именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Жалоба заявителя не содержит достаточных доказательств, свидетельствующих о соответствии кодов позиций КТРУ 26.60.12.119-00000944, 26.60.12.119-00000945 техническому заданию, а также потребности заказчика. Так, например, в описании позиций КТРУ 26.60.12.119-00000944, 26.60.12.119-00000945 содержится обязательная для применения характеристика седации, которая согласно техническому заданию не требуется заказчику в рамках рассматриваемой закупки.
С учетом отсутствия в КТРУ соответствующей позиции в отношении медицинского изделия, закупаемого согласно потребности медицинского учреждения, заказчик осуществил описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, указав в извещении основные технические требования к медицинскому изделию в соответствии с ГОСТом Р 56326-2017.
В данном случае, Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения действующего законодательства о контрактной системе.
При этом, Комиссия отмечает, что действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена необходимость использования заказчиками при осуществлении закупки каталога товаров, работ, услуг. Потребность в соответствующем товаре не исключает обязанности заказчика предоставлять доказательства, обосновывающие необходимость наличия дополнительных характеристик в описании объекта закупки.
Более того, действующим законодательством о контрактной системе предусмотрено обязательное соблюдение национального режима при осуществлении закупки товаров, работ, услуг.
Согласно материалам дела в рамках рассматриваемой закупки заказчиком в извещении указана информация об установлении предусмотренных постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 ограничений допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заявителем на заседании Комиссии указано на наличие на рынке соответствующих потребности заказчика мониторов российского производства.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителей ГБУЗ "ЧОКБ" на заседании Комиссии, заказчиком при формировании закупки исследовались мониторы иностранных производителей "Mindray", "General Electric", "Philips", исключающих российских производителей.
Кроме того, заказчиком не представлены достаточные документы и сведения в обоснование необходимости наличия дополнительных характеристик в описании объекта закупки, в том числе в части габаритных размеров (длина не более 400 мм), которые привели к отклонению одной из заявок участников закупки.
Более того, представители заказчика на заседании Комиссии указали на наличие в извещении некорректной информации о некоторых характеристиках закупаемого товара, а также излишних требований к товару.
Таким образом, совокупность указанных обстоятельств может свидетельствовать о наличии в действиях заказчика признаков нарушения действующего законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Здравмедпоставка" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку мониторов пациента многофункциональных (изв. N 0869200000224004453) необоснованными ввиду недоказанности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 июня 2024 г. N 074/06/106-1134/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024