Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Кучеевой А.С. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, |
|
Курмаевой Г.Р. - старшего государственного инспектора, |
в присутствии представителя заказчика ФГБОУ ВО КАЗАНСКИЙ ГАУ - Пархоменко Ю.А. (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО "Дореме Тех" - Исхакова Э.Д. (по доверенности), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "Дореме Тех" (вх. N5600/ж от 28.05.2024 г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО КАЗАНСКИЙ ГАУ при проведении закупки N0311100008324000023 на предмет: Поставка расходных материалов и запасных частей для ремонта и восстановления оргтехники,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311100008324000023 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 07.05.2024 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 135 013,47 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства, а именно заказчиком неправомерно был применен понижающий коэффициент 15% при направлении проекта контракта на подписание победителю закупки - ООО "Дореме Тех".
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласен, были представлены устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н утверждены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Подпунктами 1.1, 1.3 пункта 1, пунктом 2 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлено, что при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
При проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
В силу пункта 1.6 Приказа N126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В извещении о проведении закупки N0311200023222000039 содержится указание на применение положений Приказа Минфина N 126н.
В соответствии с извещением предметом закупки является поставка расходных материалов и запасных частей для ремонта и восстановления оргтехники.
21 мая 2024 в адрес Заявителя был направлен проект контракта посредством электронной торговой площадки, цена которого была снижена на 15%, т.е. была применена преференция в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N126н.
Согласно позиции заявителя, принятое заказчиком решение о снижении цены контракта по правилам, предусмотренным Приказом N126н, является неправомерным, учитывая, что предметом закупки является поставка таких расходных материалов и запасных частей, которые не производятся на территории РФ, в связи с чем иные участники аукциона предоставили недостоверные сведения о стране происхождения товаров, предлагаемых к поставке.
Согласно представленным пояснениям Заказчика в ходе анализа и осуществления проверки поданных заявок было установлено, что 2 из 3 поданных заявок (в т.ч. заявка заявителя) содержали предложения о поставке товаров, происходящих из Китая (КНР), при этом 1 заявка содержала предложение о поставке товаров, происходящих из Российской Федерации. Учитывая положения пункта 1.6 Приказа N126н, проект контракта победителю был направлен заказчиком с учетом применения соответствующих преференций.
Согласно позиции заказчика заявки участников закупки проверялись исключительно на соответствие требованиям извещения. В указанном случае оснований для проверки достоверности страны происхождения предлагаемых к поставке товаров у Заказчика не имелось, учитывая, что извещение не предусматривало применение ограничений поставки иностранных товаров в соответствии с ПП РФ N878.
В ходе заседания Комиссии Заказчиком было озвучено, что факт поставки аналогов возможен, учитывая, что в представленных коммерческих предложениях такая информация организациями указывалась.
Вместе с тем из анализа представленных документов указанная информация не подтверждена.
Комиссия Татарстанского УФАС России отмечает, что несмотря на то, что Закон о контрактной системе и Приказ N126н не содержат указание на конкретный документ, который должен быть представлен в подтверждение происхождения товара на территории Российской Федерации, само по себе указание участником аукциона в заявке на то, что товары произведены в Российской Федерации, не подтверждает соответствие предлагаемых товаров условиям, запретам, ограничениям, установленным уполномоченным органом в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае, учитывая предмет и требования описания объекта закупки, указание одним из участников закупки в заявке сведений о том, что поставляемый товар произведен в Российской Федерации, нельзя признать соблюдением требования о предоставлении документа, позволяющего идентифицировать товар как происходящий на территории определенного географического объекта.
В этой связи, в указанном случае простое указание в заявке, что поставке подлежат товары из Российской Федерации, не является надлежащим подтверждением страны происхождения товара в соответствии с Законом о контрактной системе для целей Приказа N 126н.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.06.2021 N Ф04-1996/2021 по делу N А46-9712/2020, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.02.2021 по делу N А46-4164/2020.
При таких обстоятельствах, Комиссия отмечает, что снижение в результате действий заинтересованного лица цены контракта на 15% в отсутствие достоверных сведений о том, что закупаемые расходные материалы к оргтехнике производятся на территории Российской Федерации, а также в отсутствие предоставленного участником закупки документа в подтверждение названных обстоятельств, напрямую нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, Комиссия по результатам анализа приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, учитывая предмет проводимой закупки, применение предусмотренных подпунктом 1.3 пункта 1 Приказа N126н понижающих коэффициентов в отношении предложенной обществом цены контракта при проведении аукциона некорректно.
Довод заявителя признан обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику, Оператору ЭТП предписания об осуществлении действий, направленных на повторное направление проекта контракта победителю без применения понижающих коэффициентов, предусмотренных Приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н в отношении предложенной победителем закупки цены контракта.
Вместе с тем, учитывая, что при рассмотрении заявок и проведении процедуры электронного аукциона Заказчик действовал в соответствии требованиями действующего законодательства, в указанной части оснований для возбуждения административного производства не имеется.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе, при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.
Во исполнение требований части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 10.04.2023 N 579 "Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами" утверждены особенности порядка предоставления обеспечения заявок участниками закупок, являющимися иностранными лицами (далее - Постановление Правительства N579).
На основании подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства N579 заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Извещением о проведении закупки было установлено обеспечение заявки в размере 1 350,13 руб.
При этом, в ходе анализа извещения Комиссией установлено, что Заказчик при установлении требований к порядку предоставления обеспечения заявки не предусмотрел условия об особенностях порядка предоставления обеспечения заявки участниками, являющимися иностранными лицам, в соответствии с требованиями, определёнными Постановлением Правительства N579.
Указанная информация также отсутствовала в требованиях к составу и содержанию заявки, учитывая, что документы, предусмотренные положениями Постановления Правительства N579, должны предоставляться участником в составе заявки на этапе ее подачи.
Таким образом, Заказчиком в извещении не были применены нормы Постановления Правительства N579.
С учетом изложенного, действия Заказчика нарушают требования пункта 16 части 1 статьи 42, части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Дореме Тех" (вх. N5600/ж от 28.05.2024 г.) на действия заказчика ФГБОУ ВО КАЗАНСКИЙ ГАУ при проведении закупки N0311100008324000023 на предмет: "Поставка расходных материалов и запасных частей для ремонта и восстановления оргтехники" обоснованной.
2. Признать заказчика ФГБОУ ВО КАЗАНСКИЙ ГАУ нарушившим требования пункта 16 части 1 статьи 42, части 18 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ФГБОУ ВО КАЗАНСКИЙ ГАУ, Оператору ЭТП - АГЗ РТ предписание об осуществлении действий, направленных на повторное направление проекта контракта победителю без применения понижающих коэффициентов, предусмотренных Приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н в отношении предложенной победителем закупки цены контракта.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии |
А.С. Кучеева |
Члены Комиссии |
Л.А. Акперова |
|
Г.Р. Курмаева |
Исп.: Акперова Л.А.
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 3 июня 2024 г. N 016/06/14-750/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024