Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- Н.А. Мишенькина - заместитель руководителя Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- В.В. Шлыкова - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- О.В. Ильюшенкова - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России, при участии в рассмотрении жалобы представителей:
- заказчика: Соленкова В.С. (доверенность N277 от 04.06.2024), Соленковой М.В. (доверенность N275 от 04.06.2024) (личное участие);
- уполномоченного органа: Пестряковой О.Л. (доверенность N22 от 01.04.2024) (дистанционное участие); 2 в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), приказом ФАС России от 11.02.2014 N75/14 и приказом Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N19/23, жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ" (далее также - Заявитель) и проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Смоленское УФАС России 29.05.2024 поступила жалоба Заявителя, согласно которой Заказчиком при проведении запроса котировок в электронной форме: "Текущий ремонт помещений здания" (извещение N0163200000324003266) были допущены нарушения Закона, а именно: не установлены обязательные дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Дополнительные требования, Постановление N2571).
Государственным заказчиком по данному запросу котировок в электронной форме является Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Смоленское областное музыкальное училище имени М.И Глинки" (далее - Заказчик), уполномоченным органом - Главное управление Смоленской области по регулированию контрактной системы (далее - уполномоченный орган). Заказчик, уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы, с доводами жалобы Заявителя не согласились. На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон Комиссия
установила
следующее. 22.05.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0163200000324003266.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 2 740 507,16 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2024 NИЗК1 на участие в закупке заявку подал единственный участник закупки, который был признан соответствующим требованиям Извещения и 3 получил право заключить контракт.
Согласно части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащая, в том числе, следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (подпункт 5);
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона (при наличии такого требования) (подпункт 12).
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 данной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом предусмотрена документация о закупке). 4 Согласно части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
Согласно части 7 статьи 31 Закона указанные в данной статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
Согласно части 8 статьи 31 Закона комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) данной статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 данной статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 данной статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 данной статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 15 Дополнительных требований такие дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются в случае выполнения работ по текущему ремонту зданий, сооружений. Такими дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 2571 позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 24.2 Закона регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр 5 участников закупок.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 данной статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 утверждено Положение о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам (далее - Положение), пунктом 3 которого установлено, что формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 4 раздела 2 Положения приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы. Объектом спорной закупки является выполнение работ по текущему ремонту помещений здания; НМЦК составляет 2 740 507,16 рублей. Описание объекта закупки содержится в Извещении (далее - Техническое задание). Из анализа Технического задания следует, что в рамках контракта будут выполняться работы по текущему ремонту помещений здания. Поскольку начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 миллион рублей, а предмет закупки попадает под действие Постановления N2571, Заказчик в электронной версии Извещения (т.е. сформированного посредством ЕИС) должен был установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 15 раздела 2 Дополнительных требований. 6 Согласно электронной версии Извещения Заказчиком дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона не установлены, что свидетельствует о нарушении требований части 12 статьи 24.2, частей 2, 3, 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона, пункта 15 раздела 2 Дополнительных требований. Дополнительные требования к участникам закупки, которые Заказчиком установлены в прилагаемом к Извещению файле "Требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок", не являются надлежащим исполнением требований статьи 31 Закона.
Таким образом, жалоба ООО "ЭКОДОМ" является обоснованной. В то же время допущенные Заказчиком нарушения не повлияли на выбор победителя электронного аукциона, поскольку на участие в закупке заявку подал единственный участник закупки, а также Заказчиком на заседании комиссии были предоставлены копии документов, подтверждающих наличие у него надлежащего опыта работ в соответствии с пунктом 15 раздела 2 Дополнительных требований, а Заявителем не представлено доказательств того, как допущенные Заказчиком нарушения ограничили его права.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭКОДОМ" на положения Извещения государственного заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Смоленское областное музыкальное училище имени М.И Глинки", уполномоченного органа - Главного управления Смоленской области по регулированию контрактной системы при проведении запроса котировок в электронной форме: "Текущий ремонт помещений здания" (извещение N0163200000324003266) обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Смоленское областное музыкальное училище имени М.И Глинки" нарушение требований части 12 статьи 24.2, частей 2, 3, 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пункта 15 раздела 2 Дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571. 3.
Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на выбор победителя запроса котировок в 7 электронной форме.
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель председателя Комиссии Н.А. Мишенькина Члены Комиссии В.В. Шлыкова О.В. Ильюшенкова
2024-2500
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 5 июня 2024 г. N 067/06/31-336/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024