Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в следующем составе: Заместитель председателя Комиссии:
- Н.А. Мишенькина - заместитель руководителя Смоленского УФАС России; Члены Комиссии:
- В.В. Шлыкова - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России;
- О.В. Ильюшенкова - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России, при участии в дистанционном режиме при рассмотрении обращения представителей заказчика: Синген З.А. (доверенность N12/24/1 от 03.06.2024), Рузавиной Н.Л. (доверенность N12/24/3 от 03.06.2024), Козлова И.В. (доверенность 12/24/2 от 03.06.2024); в отсутствие представителя ответчика, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения обращения, в целях осуществления возложенных на Комиссию (приказ Смоленского УФАС России от 29.03.2023 N19/23) функций по рассмотрению вопросов о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотрев в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 и части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - 2 Правила), обращение Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N135 Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) информации о Муниципальном унитарном предприятии "Центр обслуживания" муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (далее - Ответчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Техническое обслуживание дизель- генераторной установки (механическая часть)" (извещение N0363100013523000167),
УСТАНОВИЛА:
29.05.2024 Заказчик, во исполнение требований части 2 статьи 104 Закона, направил в Смоленское УФАС России обращение о включении информации о Муниципальном унитарном предприятии "Центр обслуживания" муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона с извещением N0363100013523000167.
Комиссией в ходе рассмотрения обращения Заказчика установлено следующее. 11.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено Извещение N0363100013523000167 о проведении электронного аукциона: "Техническое обслуживание дизель-генераторной установки (механическая часть)". Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 621 728,00 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 20.12.2023 NЦПА1 на участие в закупке заявки подали 5 (пять) участников закупки, ценовые предложения которых составили:
- участник с идентификационным номером заявки 179 - 280 199,36 руб. (снижение составило 54,93%);
- участник с идентификационным номером заявки 115 - 283 308,00 руб.;
- участник с идентификационным номером заявки 94 - 400 000,00 руб.;
- участник с идентификационным номером заявки 104 - 469 000,00 руб.;
- участник с идентификационным номером заявки 79 - 621 728,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.12.2023 NИЭА1 заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения и участник закупки с идентификационным номером 179 (МУП "ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ") получил право заключить контракт. 09.01.2024 между Заказчиком и МУП "ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ" был заключен контракт N190 на выполнение работ по техническому обслуживанию дизель-генераторной установки (механическая часть) на сумму 280 199,36 руб. (далее - контракт) Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного 3 частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта предметом контракта является техническое обслуживание дизель-генераторной установки (механическая часть) в соответствии с приложением N 1, являющегося неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта цена контракта составляет 280 199,36 руб. В связи с применением упрощённой системы налогообложения исполнитель освобождается от уплаты НДС.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта исполнитель ежемесячно не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за отчетным, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке (далее - структурированный документ о приемке), к которому прилагаются:
- Акт об оказании услуг, подписанный исполнителем, с приложением N 1 к акту об оказании услуг (приложение N 3 к контракту). Прилагаемые к структурированному документу о приемке документы считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в структурированном документе о приемке, приоритет имеет информация, содержащаяся в структурированном документе о приемке.
В соответствии с пунктом 12.1 контракта данный контракт действует с момента подписания сторонами, распространяется на правоотношения, сложившиеся с 01 января 2024 года по 31 декабря 2024 года (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения сторонами. Окончание срока действия настоящего контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту. 4 В соответствии с приложением N1 к контракту срок оказания услуг: с 01.01.2024 по 31.12.2024.
Как было указано выше, 09.01.2024 между Заказчиком и МУП "ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ" был заключен контракт N190; сроки оказания услуг: ежемесячно с 09.01.2024 по 31.12.2024. 01.02.2024, 27.02.2024, 24.04.2024 Заказчик направлял в адрес Ответчика письма (исх. N N1-01-22/265, 1-01-22/554, 1-01-22/1281), в которых указывал на то, что до настоящего времени Ответчик не приступил к оказанию услуг по контракту, в связи с чем требовал незамедлительно приступить к оказанию услуг. Однако, как пояснил представитель Заказчика, ответов на данные письма в его адрес не поступало. Информацией о невозможности Ответчиком исполнения своих обязательств по контракту Заказчик не располагает. В связи с ненадлежащим исполнением МУП "ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ" обязательств по контракту 16.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта, которое в тот же день было размещено на сайте единой информационной системы.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Ответчика считается 16.05.2024, т.е. дата размещения в единой информационной системе решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку МУП "ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ" в установленный частью 13 статьи 95 Закона 10-дневный срок не предприняло действий по устранению ненадлежащего исполнения контракта, датой вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается 28.05.2024.
Комиссия, проанализировав вышеуказанное и изучив материалы обращения, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 1 статьи 104 Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о 5 поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 данной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 данной статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами. Пунктами 11 и 12 Правил установлено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 13 Правил орган контроля осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок 6 требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 10 ГК РФ участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно. Вместе с тем, как неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в Реестр нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Включение сведений об участнике закупки в Реестр осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения такого участника от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. При этом при рассмотрении вопроса о включении сведений в Реестр антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В результате осуществления Комиссией проверки факта одностороннего отказа 7 Заказчика от исполнения контракта было установлено, что Заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, процедура одностороннего отказа от исполнения контракта Заказчиком соблюдена, а МУП "ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ" надлежащим образом уведомлено о принятом Заказчиком решении.
Также Комиссия отмечает, что принимая решение о принятии участия в закупке/подавая заявку на участие в закупке, потенциальные исполнители (поставщики), как субъекты предпринимательской деятельности, предполагающие риск наступления неблагоприятных последствий, должны еще до подачи заявок на участие в закупке выяснить и оценить предпринимательские риски, условия исполнения контракта, требования, предъявляемые к результату работ, и в случае необходимости, заложить данные риски при подаче ценовых предложений. Документов, подтверждающих принятие Ответчиком достаточных мер для своевременного исполнения контракта, а также документов, подтверждающих добросовестность Ответчика, возникновение у него форс-мажорных обязательств, предоставлено не было. При этом, МУП "ЦЕНТР ОБСЛУЖИВАНИЯ" не приступило к исполнению взятых на себя обязательств по контракту, не выразило каким-либо образом заинтересованность в результатах рассмотрения обращения Заказчика, представители Ответчика не явились на заседание Комиссии, ходатайств о возможности участия в рассмотрении обращения также не поступало.
Также Ответчик не представил доказательств и пояснений, подтверждающих добросовестность участника закупки. Проанализировав представленную информацию, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Ответчика недобросовестного поведения, выразившегося в неисполнении обязательств, предусмотренных контрактом, последствием которого стало расторжение контракта и неудовлетворение потребности Заказчика.
Таким образом, у Комиссии имеются основания для включения в Реестр информации о Муниципальном унитарном предприятии "Центр обслуживания" муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99 и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вышеуказанными Правилами и пунктом 7.10 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком - Федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть N135 Федерального медико-биологического агентства" в отношении Муниципального унитарного предприятия "Центр обслуживания" муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (216501, Смоленская обл., г. Рославль, ул. Пролетарская, д. 91; ИНН/КПП 6725030170/672501001; ОГРН 1156733008816; дата регистрации 15.05.2015) и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа: Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (ИНН 8 6725002430) включить в Реестр сроком на 2 (два) года в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона: "Техническое обслуживание дизель-генераторной установки (механическая часть)" (извещение N0363100013523000167). . 2.
Датой включения информации в отношении Муниципального унитарного предприятия "Центр обслуживания" муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (216501, Смоленская обл., г. Рославль, ул. Пролетарская, д. 91; ИНН/КПП 6725030170/672501001; ОГРН 1156733008816; дата регистрации 15.05.2015) и лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа: Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (ИНН 6725002430) в Реестр считать регламентированную дату размещения указанной информации на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель председателя Комиссии Н.А. Мишенькина Члены Комиссии В.В. Шлыкова О.В. Ильюшенкова Дата I раздел Дата II раздел III раздел Обща собы Регламентир Фактич Итого регистр Регламенти Фактиче Итого Регламентир Фактиче Итого я тия ованная еская проср ации рованная ская проср ованный ская проср итогов дата дата очка контрол дата дата очка срок дата очка ая направления направл в днях принятия принятия в днях изготовления изготов в днях заказчиком ения по ьным решения решения по решения и ления по проср сведений заказчи I органом II размещения решени III очка в ком раздел обраще раздел сведений в я и раздел в днях контрольный сведени у у ЕИС размеще у ния (I+II+I орган й ния заказчик сведени II а й в ЕИС раздел ы) 16.05.
30.05.
29.05. 29.05.2024 05.06.2024 04.06. 07.06.2024 07.06. 2024 2024 2024 2024 2024
2024-2479
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 4 июня 2024 г. N 067/10/104-331/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2024