Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "МПК "Елец" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Староминская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (шприцы)" (извещение N 0318300164624000049) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что поз.6 "Описание объекта закупки" составлена с нарушениями ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Староминская ЦРБ" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка изделий медицинского назначения (шприцы)" (извещение N 0318300164624000049).
Начальная (максимальная) цена контракта - 522 443,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по поз.6 требуется к поставке:
Шприц общего назначения |
32.50.13.110-00004564 |
шт |
1 |
Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования |
|
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Общее описание по КТРУ |
Градуированный объем шприца |
5 |
мл |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В соответствии с требованиями КТРУ |
||||
Игла в комплекте |
Одна и более |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
В соответствии с требованиями КТРУ |
||||
Коннектор |
Луер Лок |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В соответствии с требованиями КТРУ |
||||
Дополнительные характеристики | ||||||||
Тип шприца - 3-х компонентный |
Соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Наличие манжеты на поршне обеспечивает плавность ввода лекарственных средств без рывков |
||||
Цилиндр абсолютно прозрачен |
Соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для контроля отсутствия воздушных пузырьков (исключения эмболии мелких сосудов) при введении лекарства и оценки надлежащего вида лекарственного средства |
||||
Защитное устройство представляет собой пластиковый чехол с павильоном, полностью закрывающий иглу после использования для предотвращения контакта персонала с иглой |
Наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для предотвращения заражения мед персонала. Для устранения необходимости прикосновения пальца к игле |
||||
Пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него специальных пластиковых зажимов |
Соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Для предотвращения контакта персонала с иглой |
||||
Отсутствие латекса в составе изделия, что подтверждается информацией на упаковке |
Соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Что будет исключать наличие аллергенов и идентификация продукции не имеющей в своем составе латекс |
||||
Шприц должен иметь индивидуальную стерильную упаковку |
Наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Упаковка гарантирует: стерильность, невозможность повторного запечатывания вскрытой упаковки, минимальный риск загрязнения, надежную защиту содержимого |
||||
Номинальный наружный диаметр трубки иглы |
0,8 |
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Облегчает и увеличивает скорость набора раствора |
||||
Номинальная длина трубки иглы |
40 |
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||
Шприц должен иметь индивидуальную стерильную упаковку |
Наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Упаковка гарантирует: стерильность, невозможность повторного запечатывания вскрытой упаковки, минимальный риск загрязнения, надежную защиту содержимого |
||||
Наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением |
участнику закупки необходимо указать наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. |
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В п.6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из содержания описания объекта закупки следует, что Заказчиком по позиции 6 "Описания объекта закупки" требуется к поставке шприц общего назначения (КТРУ 32.50.13.110-00004564).
По указанной позиции Заказчиком установлены характеристики в соответствии с КТРУ с учетом п.6 Правил указаны дополнительные требования "Пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него специальных пластиковых зажимов", и приведено обоснование необходимости их использования: "для предотвращения контакта персонала с иглой.".
Заявитель указывает, что установленная Заказчиком дополнительная характеристика соответствует товарам импортного производства единственного производителя, а именно: шприцы, требуемые к поставке по позиции 3 по совокупности технических и функциональных характеристик (игла предустановлена в защитное устройство для возможности извлечения до инъекции при необходимости использования шприц без иглы; пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него специальных пластиковых зажимов) соответствуют медицинским изделиям, зарегистрированным в Российской Федерации единственным производителем - ООО "Парамед Консалтинг", по регистрационному удостоверению N РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 г. (пункт 3.5. регистрационного удостоверения).
Заказчик является лечебным учреждением, осуществляющим лечение пациентов, в том числе с вирусными гепатитами и ВИЧ, на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Формируя требования к техническим характеристикам товара, Заказчик опирался не только на функциональные характеристики товара, но и на безопасность их использования медицинским персоналом в процессе выполнения медицинских манипуляций пациентам. Заказчик предпринимает максимальные меры защиты медицинского персонала и пациентов от травмирования и инфицирования опасными гемоконтактными инфекциями во время и после процедуры, направленные на предотвращение возникновения медицинских аварий и профессионального инфицирования персонала. При выполнении профессиональных обязанностей персонал медицинского учреждения должен рассматривать каждого пациента как потенциальный источник инфекции, в том числе ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов.
Указанный товар по поз.6 "Описания объекта закупки" приобретается с целью использования медицинскими сотрудниками при осуществлении оказания скорой медицинской помощи вне стационарных учреждений (при выезде к пациенту на дом). В случае оказания помощи ВИЧ-инфицированному больному, есть опасность заражения при закрытии шприца после введения лекарственного препарата.
Заказчик пояснил, что описание объекта закупки составлено с учетом положений п.6 Правил. При установлении дополнительных характеристик Заказчик руководствовался положениями стандартизации ГОСТ ISO 7886-4-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению".
Формируя требования к техническим характеристикам товара, Заказчик опирался не только на функциональные характеристики товара, но и на безопасность их использования медицинским персоналом в процессе выполнения медицинских манипуляций пациентам. То есть, установив данное требование, Заказчик обеспечивает максимальные меры защиты медицинского персонала и пациентов от травмирования и инфицирования опасными гемоконтактными инфекциями во время и после процедуры.
В связи с изложенным, Заказчик установил такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента и медицинского персонала, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Закупаемый Заказчиком товар не является уникальным, на российском рынке медицинских товаров имеет свободное обращение, зарегистрирован в установленном порядке.
В рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам , с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки.
В связи с изложенным, Заказчик установил такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента и медицинского персонала, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
При подготовке Описания объекта закупки Заказчиком проводился анализ рынка на наличие соответствующего потребности Заказчика товаров. Анализ показал, что на рынке присутствуют товары нескольких производителей, производящих шприц с механизмом предотвращения повторного использования:
- РУ N РЗН 2022/16912 от 19.10.2022 г. - ООО "Снабполимер Медицина", (место производства: Россия, Китай);
- РУ N ФСР 2008/03974 от 26.10.2010 г. - ООО "Кострома-Медико" (место производства: Россия);
- РУ N РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 г. - ООО "Парамед Консалтинг" (место производства : Россия, Китай);
- РУ N ФСЗ 2010/06850 от 07.04.2017 г. - "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ" (место производства: Германия, Россия, Китай);
- РУ N ФСЗ 2009/05590 от 10.06.2021 г. - "СФМ Госпитал Продактс ГмбХ" (место производства: Германия, Россия);
- РУ N ФСЗ 2009/03803 от 08.09.2022 г - "Уси Юйшоу Медикал Эплаенсиз Ко., Лтд." (место производства: Китай);
- РУ N РЗН 2016/3938 от 16.02.2017 г. - "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ" (место производства: Германия).
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены ограничение допуска и условия допуска, предусмотренным Постановлением N102.
В связи с тем, что используемый Заказчиком код КТРУ 32.50.13.110-00004564 соответствует ОКПД 2 -32.50.13.110, указанному в Перечне Постановления N102, ограничение установлено правомерно.
При этом, положения Постановления N102 являются мерами ограничительного характера в связи с чем, участие в закупке, заключение контракта, возможно для поставщиков как отечественного, так и зарубежного рынка. Запрета о включении в закупку товаров отечественных и зарубежных производителей Постановлением N102 не предусмотрено.
Закупаемый Заказчиком товар не является уникальным, на российском рынке медицинских товаров имеет свободное обращение, зарегистрирован в установленном порядке.
Предметом аукциона является поставка, а не производство товара, в связи с чем, поставщиком товара может выступить любое физическое лицо, юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения и удовлетворяющую потребности Заказчика.
С учетом изложенного, в рамках Закона о контрактной системе Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом, из содержания вышеуказанных норм следует, что Заказчик должен описать объект закупки таким образом, чтобы установленные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, с одной стороны, повысили шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны, не ограничивали количество участников закупки.
В данном случае, при описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Заявитель не представил доказательства нарушения прав и законных интересов.
Запросов на разъяснении положений извещения о проведении закупки в адрес Заказчика не поступало.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300164624000049).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 июня 2024 г. N 547/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024