Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Юнитор" на действия Заказчика - ГБУЗ "Тимашевская центральная районная больница" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N0318300034424000132) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями ст.8 Закона о контрактной системе, а именно: в Описании объекта закупки указаны характеристики, соответствующие продукции ООО "Медлекспром", ООО "Самарово".
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Тимашевская центральная районная больница" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N0318300034424000132).
Начальная (максимальная) цена контракта - 600 000,00 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Описанию объекта закупки Заказчику требуется к поставке "Средство дезинфицирующее", в связи с чем, Заказчиком установлены следующие КТРУ:
- по позициям - 1-3, 6-7, 8-13,16-17,21-24 (КТРУ 20.20.14.000-00000005);
- по позициям - 4-5 - (КТРУ 20.20.14.000-00000007);
- по позициям 14-15, 19 (КТРУ 20.20.14.000-00000006);
- по позициям - 18, 20- (КТРУ 20.20.14.000-00000009)
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По закупаемым позициям Заказчиком установлены характеристики в соответствии с КТРУ - "форма выпуска" и "количество штук в упаковке". При этом, руководствуясь п.6 Правил, в связи с недостаточностью в КТРУ необходимых для Заказчика обязательных характеристик, указаны дополнительные требования к закупаемому товара, отвечающие потребностям Заказчика с приведением обоснования такого требования по каждой характеристике.
Законом о контрактной системе не установлена форма такого обоснования, ни его содержание.
Заявитель указывает, что Описание объекта закупки содержит характеристики дезинфицирующих средств, ограничивающих доступ товаров, производимых ООО "Юнитор".
Кроме того, Заявитель пояснил, что в силу реализации положений документа "Протокол N20 совещания по вопросу развития закупок продукции производителей Краснодарского края" (далее - Протокол N20) Заказчик формирует Описание объекта закупки исходя из ассортимента производителей, расположенных на территории Краснодарского края, что ограничивает свободное обращение продукции производителей других регионов.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При составлении Описания объекта закупки Заказчик руководствовался положениями Закона о контрактной системе и Правилами КТРУ. Таким образом, Заказчиком указаны характеристики, которые отражают потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям оказания качественных медицинских услуг, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность их осуществления.
Кроме того, указанные параметры поставляемого товара являются для Заказчика принципиально важными и необходимыми для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно сказаться на состоянии здоровья как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к нарушению инфекционной безопасности ЛПУ.
Заказчиком представлена сравнительная таблица, согласно которой, составом, характеристиками и функциональными свойствами, необходимыми Заказчику по позициям, указанным в Описании объекта закупки, обладают товары различных производителей:
- Дезисофт, ООО "Алдико", Россия;
- ТехноСофт, ООО "ТехноМед", Россия;
- Дезафлор, ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", Россия;
- Дезикварт, ООО "Алдико", Россия;
- АБСОЛЮСЕЙФ люкс, ООО "Химзавод "АЛ-ДЕЗ", Россия;
- Дезисофт Лайт, ООО "Алдико", Россия;
- Актоман, АО "АКТО Гмбх", Германия;
- Бетафлор, ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", Россия;
-Салфетки антисептические из бумажного текстилеподобного материала стерильные "М.К. Асептика" спиртовые (70% этиловый спирт), ООО "М.К. Асептика", Россия;
- Салфетки спиртовые, ООО "Грани", Россия;
- Альфасептин салфетки, ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", Россия;
- ТехноМикс, ООО "ТехноМед", Россия;
- ВИРБАКСАН, АО "Производственное объединение "ТОС", ООО "Научно-производственная фирма "Геникс", Россия;
- Амиксидин, ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", Россия;
- Дезиталь, ООО "Алдико", Россия;
- ДЕЗОН-интенсив, ООО "Дезон", Россия;
- Глуадез, ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", Россия;
- Аминосепт Гранди, ООО "Алдико", Россия;
- Амиго, ООО "Полисепт", Россия;
- Аминоцид, ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", Россия;
- ТехноКварт АО НПО "Химсинтез", Россия;
- Бетадез, ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", Россия;
- ТехноСепт Экстра, ООО "Алдико", Россия;
- Дезфлюид сплит, ООО "Мир дезинфекции", Россия;
- Дезиптол ЗАО НПО "Химсинтез", Россия;
- Мастерсепт, ООО "МЕДЕКСПРОМ", Россия;
- Стерихэнд , ЗАО НПО "Химсинтез", Россия;
- Абсолюсепт 75 , ЗАО "Зимический завод "АЛ-ДЕЗ", Россия;
- ТехноСепт Актив, ООО "ТехноМед", Россия;
- Абактериал актив, Россия;
- Асептолекс, ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", Россия;
- Пероксидез Актив, ООО "Фабрика бытовой химии", ООО "Центэко", Россия;
- Секусепт Актив "Ecolab Deutschland GmbH", Германия;
- НОВОСЕПТИК антисептик , ООО "МАРТ", Россия;
- Дезипол Ультра, ЗАО НПО "Химсинтез", Россия;
- Санилекс , ЗАО "МЕДЛЕКСПРОМ", Россия;
- Техносепт Pro, ООО "ТехноМед", Россия;
- Дезиптол Ультра ЗАО НПО "Химсинтез", Россия;
- Дезитабс, ООО ПКФ "Вест", Россия;
- Торихлор, ООО "ТориМед", Россия;
- Хлорамин Б, ООО АКВАДЕЗ , Россия;
- ТехноХлор, ООО ПКФ "Вест", Россия;
- Люир Хлор Люкс, ООО "НПК Медэкс", Россия;
-ДЕТРО ЭНЗИМ, Турция;
- средство для очистки медицинских изделий "САЙДЕЗИМ ЭКСТРА", США;
- УМД ЭНЗИМ, ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", Россия;
- ДЕТРО ФОРТЕ, Турция;
- АЛЬБА ВИТТА, ООО "МЕДЛЕКСПРОМ", Россия;
- Перекись водорода 6%, ООО "ТриоМедикал", Россия;
- Перекись водорода 6%, ООО "ФИЛАТЕК", Россия;
- Стериллиум, "BODE CHEMIE CmbH", Германия;
- ОРОСЕПТ Солюшион "Оро Клин Хемм АГ", Швейцария.
Заявителем не представлено доказательств и документов, подтверждающих, что указание Заказчиком при составлении описания объекта закупки характеристик, соответствующих потребности заказчика, повлекли каким-либо образом ограничение конкуренции и ущемили права и законные интересы Заявителя или иных лиц.
В составе жалобы Заявителем не представлена информация в части указания конкретных позиций Описания объекта закупки, нарушающих или ограничивающих его права и интересы.
С учетом изложенного, Заказчик при описании объекта Закупки, вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
В соответствии с ч.2 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - субъекты контроля), в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Минпромторг Краснодарского края не является субъектом контроля в рамках Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Юнитор" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300034424000132).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 июня 2024 г. N 550/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024