Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Баранов И.В. - председатель комиссии, заместитель руководителя управления, - Клевцова А.А. - член комиссии, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, - Ражев С.В. - член комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля государственных и муниципальных закупок, при участии посредством видеоконференцсвязи:
- Анциферова П.А. - директора ООО "Интуиция", - Аврамцева А.В. - представителя ООО "Интуиция" (доверенность б/н от 28.05.2024), осуществив проверку по факту одностороннего отказа МКУ "Городецстройсервис" (далее также - заказчик) от исполнения контракта, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Интуиция" (далее также - ООО "Интуиция", общество) по результатам определения поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Выполнение работ по строительству объекта: "Распределительный газопровод высокого давления до д.Рогожино, д.Чернышиха. Распределительные газопроводы низкого давления по улицам и газопроводы-вводы к жилым домам в д.Рогожино, д.Чернышиха Городецкого района Нижегородской области"", номер извещения 0332300002121000046, 2024-11474 2
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки по изложенному в обращении факту. Представители Заказчика на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Заслушав представителей Общества и изучив представленные документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1) 22.04.2021 в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки - ЭТП ТЭК-Торг - размещено извещение электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 706 970,00 рублей.
2) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.05.2021 N0332300002121000046-3 общество и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом аукционная комиссия заказчика приняла решение заключить контракт с ООО "Интуиция" по цене 4 560 739,60 рублей.
3) 24.05.2021 по результатам рассмотренного электронного аукциона между заказчиком и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено, что расторжение 2024-11474 3 Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4) Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее. Разделом 1 Контракта определен предмет договора: "1.1.
Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по строительству объекта: "Распределительный газопровод высокого давления до д.Рогожино, д.Чернышиха. Распределительные газопроводы низкого давления по улицам и газопроводы -вводы к жилым домам в д.Рогожино, д.Чернышиха Городецкого района Нижегородской области" (ИКЗ 213524802643752480100100080014221414) (далее - Работы) в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии со сметной документацией, которая является Приложением N 1 к контракту и его неотъемлемой частью, графиком выполнения работ, который является Приложением N 2 к контракту и его неотъемлемой частью, проектной документацией и передать их результат Заказчику в виде подписанного акта законченного строительством объекта газораспределительной системы, исполнительно- технической документации, заключений надзорных организаций, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить.
1.2. Результатом выполненных работ по Контракту является построенный Объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
1.3. В случае, если цена контракта составляет более трех миллионов рублей, Подрядчик должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и представить действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора N 86 от 04.03.2019.
Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юрлицам с госучастием в случаях, которые перечислены в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.4. Подрядчик выполняет все работы собственными силами и материально - техническими средствами с возможным привлечением субподрядчиков.
1.5. Конкретные виды и объёмы работ по строительству объекта, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц (за исключением дочерних обществ такого подрядчика), к исполнению обязательств по муниципальному контракту в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 "Об установлении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25% от цены Контракта. 2024-11474 4 N Виды работ Объем работ, тыс. руб. п/п 1. Земляные работы 30,036 2.
Устройство наружных сетей газоснабжения 1359,211 1.6.
Контракт заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, и Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". 1.7.
Под существенными условиями Контракта понимаются: предмет Контракта, цена Контракта, срок окончания работ, условия оплаты". Комиссией Нижегородского УФАС России установлено: 13.05.2024 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 1-07/186 от 13.05.2024.
Основанием для принятия вышеуказанного Решения является следующее: "Начало работ - согласно графику выполнения работ (Приложение N2); Окончание работ - согласно графику выполнения работ (Приложение N2).
Согласно графику выполнения работ (Приложение N 2), окончание работ по Контракту - 30.11.2021.
На 13.05.2024 Работ Подрядчиком по Контракту не выполнено на сумму 597 743,19. рублей, из них:
- опрессовка и испытания на герметичность, комплекс освещения, молниезащита - составляет 369 706,21 рублей (срок выполнения по Контракту по 30.11.2021);
- подготовка исполнительно-технической документации, сдача объекта ОАО "Газпром газораспределение", подписание акта приемки законченного строительством объекта и передача исполнительной документации - составляет 228 036,98 (срок выполнения работ по 30.11.2021, согласно графику выполнения работ и графику оплаты работ). По состоянию на 13.05.2024, Подрядчиком работы, в срок предусмотренный Контрактом, не выполнены в полном объеме, тем самым Подрядчик нарушил п. 3.2 Контракта. `13.05.2024 в адрес Подрядчика направлена претензия N 1-07/185 о нарушении сроков выполнения работ и об оплате неустойки. Указанные нарушения подтверждаются Актами обследования объекта от 06.05.2024, от 07.05.2024, от 08.05.2024".
Из пояснений представителей Общества следует, что работы не были завершены ввиду вины Заказчика. Окончательная редакция Проектной документации, необходимой для выполнения Контракта была не передана Заказчиком Подрядчику до настоящего времени, что подтверждается Письмом N101 от 16.02.2023 года, Письмом N 84 от 20.06.2022 года, Письмом N 87 от 31.08.2022 года. Подрядчик указывал Заказчику на необходимость согласование дополнительных работ. Письмом Заказчика N1-05/144 от 11.04.2024 года Заказчик подтвердил необходимость согласования дополнительных работ. Кроме того, письмами N 63 от 19.11.2021 года, N 64 от 26.11.2021 года, N 102 от 03.03.2023 года Работы по Контракту были приостановлены, в связи с согласованием Сторонами документации, необходимой для оформления дополнительных работ, необходимых для выполнения контракта.
Также из пояснений Общества следует, что при производстве работ, были выявлены недостатки проекта, в связи с которыми часть работ в соответствии со сметой уменьшалась, а 2024-11474 5 часть увеличивалась, о чем Подрядчик уведомлял Заказчика в том числе письмом N 93 от 18.10.2022 года.
Согласно официальным данным Единой информационной системы, стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств составляет 3 962 996,41 рублей.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается: 2024-11474 6 1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом). Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 13.05.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств. 13.05.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 13.05.2024 (дата поступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес общества посредством Единой информационной системы).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно было вступить в силу и контракт должен быть расторгнут заказчиком - 24.05.2024.
Действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). 2024-11474 7 Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-Пи от 21.11.2002 N15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения. При изложенных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "Интуиция" в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно. Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные МКУ "Городецстройсервис" об ООО "Интуиция", в реестр недобросовестных поставщиков не включать. 2024-11474 8 В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии И.В. Баранов Члены комиссии: А.А. Клевцова С.В. Ражев Исп.Ражев С.В. тел.+7(831)431-73-87 вн.052-703 2024-11474
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 30 мая 2024 г. N РНП 52-123-24-СВ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024